МОЩНАЯ САМОДЕЛЬНАЯ СОЛНЕЧНАЯ БАТАРЕЯ
В общем от диодной солнечной панели я желал получить номинальное напряжение при нормальном солнечном освещении 9 вольт, напряжение при облачной погоде не менее 6 вольт, а при ярком солнечном освещении планировалось получить до 14-16 вольт напряжения, про силу тока поговорим потом. Итак, поскольку пиковое значение напряжение в 0,7 вольт мои кристаллы отдавали очень редко (в течении 3-х дней испытании на солнце мультиметр только один раз показал такое значение от одного кристалла), то решил для удобства проведения расчетов использовать расчетную величину тока одного кристалла 0,5 вольт. Для получения 12 вольт напряжения нужно последовательно соединить 24 кристалла полупроводниковых диодов. Теперь поясню, как достать кристалл из диода. Берем сам диод и при помощи молотка разбиваем стеклянный держатель верxнего контакта диода. Затем при помощи плоскогубцев нужно открыть диод. Там мы увидим кристалл, который припаян к основании диода. К кристаллу припаян медный многожильный провод на конце которого прикреплен верxний контакт диода. Берем нижнее основание диода на который припаян кристалл и идем к газовой плите. Держим его при помощи плоскогубцев на огне (так, что полупроводниковый кристалл наxодился сверxу). Через пол-минуты олово кристалла расплавится и уже можно спокойно взять его при помощи пинцета. Так нужно делать со всеми диодами. У меня на это ушло пару дней. Работа действительно трудная, но дело стоит того. Как уже было сказано, каждый полупроводный кристалл способен отдавать до 7 миллиампер тока на ярком солнце. Для удобства расчета использовал значение силы тока одного кристалла 5 миллиампер. То есть, если параллельно соединить 32 кристалла мы получим силу тока 160 миллиампер, почему именно 160 миллиампер? Просто у меня диодов xватило как раз только для получения такого тока. Нужно подключить 24 диода последовательно для получения 12 вольт напряжения и собрать 32 блока по 12 вольт и включить параллельно для получения желаемой емкости. В итоге когда панель была готова (после почти недели работ) я почему то получил иные параметры которые меня очень обрадовали. Максимальное напряжение при ярком солнечном освещении до 18 вольт, а сила тока достигала 200 миллиампер, иногда до 220 миллиампер.
Для корпуса панели были использованы два каркаса от советского стабилизатора напряжения. На стабилизаторе есть отверстия для вентиляции и именно в ниx были поставлены полупроводные кристаллы.
Поскольку солнечный свет не всегда будет освещать нашу панель, то было решено зарезервировать напряжение от панели в аккумулятораx. Аккумуляторы были использованы от китайскиx фонариков. Каждый аккумулятор имеет следующие параметры: напряжение 4 вольт, емкость до 1500 миллиампер.
То есть наша панель за сутки успеет зарядить такой аккумулятор, точнее три такиx аккумулятора, поскольку аккумуляторы были включены последовательно для получения 12 вольт напряжения, потом переделал панель и она также при желании могла отдавать 8 вольт 300 миллиампер. Также была изготовлена небольшая панель из стеклодиодов. Стеклодиод при ярком солнечном освещении отдавал напряжение до 0,3 вольт, а сила тока до 0,2 миллиампер.
Стеклодиодная панель у меня дает напряжение 4 вольта, сила тока до 80 миллиампер. Все напряжение от солнечныx панелей накапливалось в свинцовыx аккумулятораx от фонарей, однако желательно использовать аккумулятор с большой емкостью, даже и от автомобиля. Все напряжение от аккумуляторов тратилось с одной целью – осветить дом в ночное время. Освещение выполнялось светодиодами.
Для этого из магазина были куплены светодиодные китайские фонарики. Затем были созданы светодиодные панельки.
На каждой панельке 42 светодиода. В общей сложности были созданы три идентичные панели которые вместе потребляли всего 20 ватт. Но освещенность равна 100 ваттной лампе накаливания и даже больше.
Свет, которые дают светодиоды, более приятный и успокаивающий. К тому же светодиоды имеют ничтожные тепловые потери.
Ну в прочем думаю все отлично знают, что светодиоды более эффективны. Все светодиоды были подключены параллельно и питаются от 4-х вольт напряжения, но напряжение нужно подать через токоограничивающий резистор 10 ом – мощность резистора 1 ватт, и нагрева резистора не наблюдалась. Ака.
Обсудить статью МОЩНАЯ САМОДЕЛЬНАЯ СОЛНЕЧНАЯ БАТАРЕЯ
Как сделать солнечную батарею своими руками: инструктаж по самостоятельной сборке
Солнечные батареи — источник получения энергии, которую можно направить на выработку электричества или тепла для малоэтажного дома. Вот только солнечные батареи имеют высокую стоимость и недоступны большинству жителей нашей страны. Согласны?
Другое дело, когда сделана солнечная батарея своими руками — затраты значительно уменьшаются, а работает такая конструкция ничуть не хуже, чем панель промышленного производства. Поэтому, если вы всерьез задумываетесь о приобретении альтернативного источника электроэнергии, попытайтесь сделать его своими руками – это не очень сложно.
В статье речь пойдет об изготовлении солнечных батарей. Мы расскажем, какие материалы, и инструменты для этого потребуются. А немного ниже вы найдете пошаговую инструкцию с иллюстрациями, которые наглядно демонстрируют ход работы.
Коротко об устройстве и работе
Энергию солнца можно преобразовать в тепловую, когда энергоносителем является жидкость-теплоноситель или в электрическую, собираемую в аккумуляторах. Батарея представляет собой генератор, работающий на принципе фотоэлектрического эффекта.
Преобразование энергии солнца в электроэнергию происходит после попадания солнечных лучей на пластины-фотоэлементы, которые являются основной частью батареи.
При этом световые кванты “отпускают” свои электроны с крайних орбит. Эти свободные электроны дают электрический ток, который проходит через контроллер и скапливается в аккумуляторе, а оттуда поступает энергопотребителям.
В роли пластин-фотоэлементов выступают элементы из кремния. Кремниевая пластина с одной стороны покрыта тончайшим слоем фосфора или бора – пассивного химического элемента.
В этом месте под действием солнечных лучей высвобождается большое количество электронов, которые удерживаются фосфорной плёнкой и не разлетаются.
На поверхности пластины имеются металлические “дорожки”, на которых выстраиваются свободные электроны, образуя упорядоченное движение, т.е. электрический ток.
Чем больше таких кремниевых пластин-фотоэлементов, тем больше электрического тока можно получить. Подробнее о принципе работы солнечной батареи читайте далее.
Материалы для создания солнечной пластины
Приступая к сооружению солнечной батареи необходимо запастись следующими материалами:
- силикатные пластины-фотоэлементы;
- листы ДСП, алюминиевые уголки и рейки;
- жёсткий поролон толщиной 1,5-2,5 см;
- прозрачный элемент, выполняющий роль основания для кремниевых пластин;
- шурупы, саморезы;
- силиконовой герметик для наружных работ;
- электрические провода, диоды, клеммы.
Количество требуемых материалов зависит от размера вашей батареи, которая чаще всего ограничивается количеством доступных фотоэлементов. Из инструментов вам понадобиться: шуруповёрт или набор отвёрток, ножовка по металлу и дереву, паяльник. Для проведения испытаний готовой батареи понадобиться тестер-амперметр.
Теперь рассмотрим самые важные материалы более подробно.
Кремниевые пластины или фотоэлементы
Фотоэлементы для батарей бывают трёх видов:
- поликристаллические;
- монокристаллические;
- аморфные.
Поликристаллические пластины характеризуются низким КПД. Размер полезного действия составляет около 10 – 12 %, но зато этот показатель не понижается с течением времени. Продолжительность работы поликристаллов – 10 лет.
Монокристаллические фотоэлементы могут похвастаться более высоким КПД – 13-25% и долгими сроками работы – свыше 25 лет. Однако со временем КПД монокристаллов снижается.
Монокристаллические преобразователи получают путем пиления искусственно выращенных кристаллов, что и объясняет наиболее высокую фотопроводимость и производительность.
Гибкие батареи с аморфным кремнием – самые современные. Фотоэлектрический преобразователь у них напылен или наплавлен на полимерную основу. КПД в районе 5 – 6 %, но пленочные системы крайне удобны в укладке.
Пленочные системы с аморфными фотопреобразователями появились сравнительно недавно. Это предельно простой и максимально дешевый вид, но быстрее соперников теряющий потребительские качества.
Нецелесообразно использовать фотоэлементы разного размера. В данном случае максимальный ток, вырабатываемый батарей, будет ограничен током наиболее маленького по размеру элемента. Значит, более крупные пластины не будут работать на полную мощность.
Чаще всего для самодельных батарей используются моно- и поликристаллические фотоэлементы размером 3х6 дюймов, которые можно заказать в интернет-магазинах типа Е-бай.
Стоимость фотоэлементов достаточно высока, но многие магазины продают так называемые элементы группы В. Изделия, отнесённые к этой группе имеют брак, но пригодны к использованию, а их стоимость ниже, чем у стандартных пластин на 40-60%.
Большинство интернет-магазинов продают фотоэлементы комплектами по 36 или 72 фотоэлектрической преобразовательной пластины. Для соединения отдельных модулей в батарею потребуются шины, для подключения к системе нужны будут клеммы.
Каркас и прозрачный элемент
Каркас для будущей панели можно сделать из деревянных реек или алюминиевых уголков.
Второй вариант более предпочтителен по целому ряду причин:
- Алюминий – лёгкий металл, не дающий серьёзной нагрузки на опорную конструкцию, на которую планируется установка батареи.
- При проведении антикоррозийной обработки алюминий не подвержен воздействию ржавчины.
- Не впитывает влагу из окружающей среды, не гниёт.
При выборе прозрачного элемента необходимо обратить внимание на такие параметры, как показатель преломления солнечного света и способность поглощать ИК-излучение.
От первого показателя напрямую будет зависеть КПД фотоэлементов: чем показатель преломления ниже, тем выше КПД кремниевых пластин.
Минимальный коэффициент светоотражения у плексиглас или более дешёвого его варианта – оргстекла. Чуть ниже показатель преломления света у поликарбоната.
От величины второго показателя зависит, будут ли нагреваться сами кремниевые фотоэлементы или нет. Чем меньше пластины подвергаются нагреванию, тем дольше они прослужат. ИК-излучения лучше всего поглощает специальное термопоглощающее оргстекло и стекло с ИК-поглощением. Немного хуже – обычное стекло.
Если есть возможность, то оптимальным вариантом будет использование в качестве прозрачного элемента антибликового прозрачного стекла.
Проект системы и выбор места
Проект гелиосистемы включает в себя расчёты необходимого размера солнечной пластины. Как было сказано выше, размер батареи, как правило, ограничен дорогостоящими фотоэлементами.
Гелиобатарея должна устанавливаться под определённым углом, который обеспечил бы максимальное попадание на кремниевые пластины солнечных лучей. Наилучший вариант – батареи, которые могут менять угол наклона.
Место установки солнечных пластин может быть самым разнообразным: на земле, на скатной или плоской крыше дома, на крышах подсобных помещений.
Единственное условие – батарея должна быть размещена на солнечной, не затененной высокой кроной деревьев стороне участка или дома. При этом оптимальный угол наклона необходимо вычислить по формуле или с применением специализированного калькулятора.
Угол наклона будет зависеть от месторасположения дома, времени года и климата. Желательно, чтобы у батареи была возможность менять угол наклона вслед за сезонными изменениями высоты солнца, т.к. максимально эффективно они работают при падении солнечных лучей строго перпендикулярно поверхности.
Расчёты показывают, что 1 квадратный метр гелиосистемы даёт возможность получить 120 Вт. Поэтому путём расчетов можно установить, что для обеспечения среднестатистической семьи электроэнергией в количестве 300 кВт в месяц необходима гелиосистема минимум в 20 квадратных метров.
Сразу установить такую гелиосистему будет проблематично. Но даже монтаж 5-ти метровой батареи поможет сэкономить электроэнергию и внести свой скромный вклад в экологию нашей планеты. Советуем также ознакомиться с принципом расчета необходимого количества солнечных батарей.
Солнечная батарея может использоваться в качестве резервного энергоисточника при частом отключении централизованного энергоснабжения. Для автоматического переключения необходимо предусмотреть систему бесперебойного питания.
Подобная система удобна тем, что при использовании традиционного источника электроэнергии одновременно производится зарядка аккумулятора гелиосистемы. Оборудование обслуживающее гелиобатарею размещается внутри дома, поэтому необходимо предусмотреть для него специальное помещение.
Монтаж солнечной батареи по шагам
Выбрав место для размещения солнечной панели и оборудования для обслуживания гелиосистемы, а также имея в наличии все требуемые материалы и инструменты, можно начинать монтаж батареи.
При монтаже необходимо соблюдать технику безопасности, особенно осуществляя установку готовой панели на крышу дома. Рассмотрим пошаговый алгоритм, как сделать солнечную батарею.
Шаг #1 – пайка контактов кремниевых пластин
Монтаж самодельной солнечной батареи часто начинается с пайки проводников фотоэлементов. Безусловно, если у вас есть возможность, то лучше всего купить фотоэлементы сразу с проводниками, т.к. пайка – очень непростая и кропотливая работа, занимающая много времени.
Пайка осуществляется следующим образом:
- Берётся кремниевый фотоэлемент без проводников и металлическая полоса-проводник.
- Проводники нарезаются при помощи картонной заготовки, их длина в 2 раза больше, чем размер кремниевой пластины.
- Проводник аккуратно выкладывается на пластину. На один элемент – два проводника.
- На место, где будет производиться спайка, необходимо нанести кислоту для работы с паяльником.
- Произвести пайку при помощи паяльника, аккуратно присоединив проводник к пластине.
В процессе пайки нельзя давить на силикатный элемент, т.к. он очень хрупкий и может разрушиться! Если вам посчастливилось, и вы приобрели фотоэлементы с готовыми контактами, то вы избавите себя от долгой и сложной работы, переходя сразу к изготовлению каркаса для будущей батареи.
Шаг #2 – изготовление каркаса для солнечной батареи
Каркас – это место, куда будут устанавливаться фотоэлементы. Для изготовления каркаса берутся алюминиевые уголки и рейки, из которых складываются рамки. Рекомендуемый размер уголка – 70-90 мм.
На внутреннюю часть металлических уголков наносится силиконовый герметик. Герметизацию уголков необходимо произвести тщательно, от этого зависит долговечность всей конструкции.
После того, как алюминиевая рамка готова, приступаем к изготовлению заднего корпуса. Задний корпус представляет собой деревянный ящик из ДСП с невысокими бортиками.
Высокие борта будут создавать тень на фотоэлементах, поэтому их высота не должна превышать 2 см. Бортики привинчиваются при помощи саморезов и шуруповёрта.
На дне ящика-корпуса из ДСП делаются вентиляционные отверстия. Расстояние между отверстиями примерно 10 см. В алюминиевую раму устанавливается прозрачный элемент (оргстекло, антибликовое стекло, плексиглас).
Прозрачный элемент прижимается и фиксируется, его крепление осуществляется при помощи метизов: 4 по углам, а также по 2 с длинных и по 1 с короткой стороны рамы. Метизы крепятся шурупами.
Каркас для гелиобатареи готов и можно приступать к самой ответственной части – монтажу фотоэлементов. Перед монтажом необходимо очистить оргстекло от пыли и обезжирить спиртсодержащей жидкостью.
Шаг #3 – монтаж кремниевых пластин-фотоэлементов
Монтаж и пайка кремниевых пластин – самая трудоёмкая часть работы по созданию солнечной панели своими руками. Сначала раскладываем фотоэлементы на оргстекло синими пластинами вниз.
Если вы впервые собирайте батарею, то можно воспользоваться подложкой для нанесения разметки, чтобы расположить пластины ровно на небольшом (3-5 мм) расстоянии друг от друга.
- Производим пайку фотоэлементов по следующей электросхеме: “+” дорожки расположены на лицевой стороне пластины, “-” – на обратной. Перед пайкой аккуратно наносит флюс и припой, чтобы соединить контакты.
- Производим пайку всех фотоэлементов последовательно рядами сверху вниз. Ряды затем должны быть также соединены между собой.
- Приступаем к приклеиванию фотоэлементов. Для этого наносим небольшое количество герметика на центр каждой кремниевой пластины.
- Переворачиваем получившиеся цепочки с фотоэлементами лицевой стороной (там, где синие пластины) вверх и размещаем пластины по разметке, которую нанесли ранее. Осторожно прижимаем каждую пластину, чтобы зафиксировать её на своём месте.
- Контакты крайних фотоэлементов выводим на шину, соответственно “+” и “-“. Для шины рекомендуется использовать более широкий проводник из серебра.
- Гелиобатарею необходимо оснастить блокирующим диодом, который соединяется с контактами и предотвращает разрядку аккумуляторов через конструкцию в ночное время.
- В дне каркаса сверлим отверстия для вывода проводов наружу.
Провода необходимо прикрепить к каркасу, чтобы они не болтались, сделать это можно используя силиконовый герметик.
Как сделать солнечную батарею своими руками?
Многие компании в интернете реализуют уже готовые собранные панели, которые напрямую подключаются к потребителю. Но, такие устройства имеют куда большую стоимость, чем отдельные элементы. В связи с особенностью климатического пояса полностью перейти на солнечную электроэнергию у вас вряд ли получится, поэтому и готовые солнечные батареи смогут окупиться только через 10 — 40 лет. Чтобы сэкономить на дорогостоящих заводских панелях, куда выгоднее приобрести фотоэлектрические модули, комплектующие к ним и заняться сборкой ячеек в единую солнечную батарею самостоятельно.
Какой вариант выбрать?
Первое, что вам нужно – приобрести фотоэлектрический преобразователь. Различные модели предлагаются как отечественными производителями, так и зарубежными. Наиболее дешевыми вариантами являются китайские кремниевые фотоэлементы. Они имеют ряд недостатков, но, в сравнении с американскими и отечественными, куда более дешевые. Все модели, в зависимости от типа, подразделяются на три вида:
- монокристаллические модули – состоят из искусственно выращенных кристаллов достаточно больших размеров. Отличаются самым высоким КПД в 13 – 26% и самым длительным сроком эксплуатации в 25 лет. Недостатком солнечных батарей на их основе является снижение максимального КПД в течении периода эксплуатации.
- поликристаллические фотоэлементы – в сравнении с предыдущими имеют куда меньший срок эксплуатации, как заявляет производитель – 10 лет. Также они могут выдать только 10 – 12% КПД, в с равнении с предыдущими, зато этот параметр остается постоянным для них в течении всего периода работы.
- аморфные батареи – это пленочные батареи, в которых на гибкую основу нанесен аморфный кремний. Такие фотоэлементы появились сравнительно недавно и могут наклеиваться на любые поверхности – окна, стены и т.д. Они характеризуются самым низким КПД – 5 – 6%.
Выбор определенного типа зависит от ваших пожеланий и поставленных задач. К примеру, если количество солнечного излучения сравнительно невелико в вашем регионе, лучше устанавливать монокристаллические преобразователи, так как у них самый высокий КПД.
Подготовка инструментов и выбор материалов
Помимо преобразователей, для сборки полноценной солнечной панели вам понадобятся такие материалы:
- Припой – для солнечной батареи необходимы легкоплавкие оловянные сплавы.
- Соединительные провода – подбираются однопроволочные медные марки. Для соединения монокристаллических и поликристаллических пластин применяются голые проводники, а для отвода электроэнергии изолированные.
- Рамка – создает основной каркас, в котором располагается вся солнечная батарея. Состоит из основания – ДСП, USB, фанеры и прочих, металлических или деревянных планок, уголков и саморезов для их соединения.
- Стекло или полимерная пластина – создают защитный слой поверх монокристаллических пластин, также, в сочетании с рамой, служат для скрытия элементов от воздействия атмосферных осадков и механических воздействий.
- Герметик – наилучшим материалом для герметизации является эпоксидный компаунд, но это достаточно дорогостоящее удовольствие, поэтому его можно заменить силиконовым герметиком.
- Аккумуляторная батарея – предназначена для накопления электрической энергии в светлое время суток с целью дальнейшего использования. Экономить при выборе батареи не стоит, так как качественная модель прослужит гораздо дольше.
- Инвертор – используется для преобразования постоянного напряжения в переменное. Преобразователь напряжения необходим для подключения к солнечной батареи любых бытовых приборов.
Из инструментов вам пригодиться ножовка, дрель, шуруповерт или обычная отвертка для закручивания саморезов, мультиметр или амперметр для определения работоспособности солнечной батареи, паяльник.
Составление проекта
На этапе подготовки проекта необходимо определить наиболее подходящее место для установки солнечной батареи. Определите, с какой стороны участка находиться больше всего солнечных лучей, не падает тень от деревьев и других построек. Место установки может быть на земле, скатах крыши, стенах или отдельно стоящих конструкциях. К примеру, если вы хотите установить солнечную батарею на крыше, следует убедиться, что конструкция выдержит ее вес.
Из-за того, что максимальная производительность моно- и поликристаллических ячеек обеспечивается исключительно при перпендикулярном попадании на них солнечных лучей, желательно собрать для них регулируемую конструкцию. Которая позволит изменять угол наклона солнечной батареи, в зависимости от времени года или даже времени суток. Так как положение источника света в различные периоды года и суток значительно отличаются (рисунок 1).
Рис. 1: зависимость положения солнца от времени года
Также обратите внимание, что в стационарно установленной батарее, к примеру, вырабатывающая в идеальных условиях 7 кВт/ч, утром и вечером будет вырабатыватся только 3 кВт/ч. Соответственно, при установке только в одном положении, батарея будет выдавать номинальную мощность лишь несколько месяцев в году. Если вы решите монтировать ее в стационарном положении, панели следует располагать под углом от 50 до 60º, для регулируемых устанавливается два предела – зимний в 70º и летний в 30º, а в промежуточный период, их наклоняют как стационарные.
Чтобы определить количество пластин, необходимо подсчитать, какой электрический ток или мощность генерирует одна из них или 1 м 2 . Как правило, 1 м 2 выдает порядка 125 Вт, поэтому чтобы получить около 2,5 кВт для бытовых нужд, необходимо установить 20 м 2 панелей.
Порядок изготовления солнечной батареи
Элементы на поли- или монокристаллическом кремнии необходимо объединить в единую панель. Для этого осуществляется пайка контактов к проводникам. Порядок пайки следующий:
- Оголенные проводники нарежьте одинаковыми отрезками под лекало, такой длины, чтобы она в два раза превышала размер элемента солнечной батареи.
Рисунок 2: отмерьте проводники с помощью лекала
- Выложите модули на ровную поверхность (секло, лист фанеры, стол и т.д.).
- Очистите электрические контакты и полудите оловом, накладывать большое количество припоя сюда не нужно, достаточно слегка покрыть контакт.
Рисунок 3: полудите контакты
- Припаяйте заранее полуженные проводники к контактам, обратите внимание, что сильно придавливать пластины нельзя, так как они очень хрупкие.
Рисунок 4: припаяйте провод к элементу
- Замерьте ток от одного элемента с проводниками, это поможет подсчитать суммарную величину для всей батареи.
Если приобретенные вами элементы для солнечных батарей уже оснащены соединительными проводниками, этот этап можно пропустить и сразу переходить к изготовлению рамки.
Изготовление рамки
Рамка солнечной батареи представляет собой короб с невысокими бортами, который накрывается прозрачным стеклом. Для изготовления рамки:
- Возьмите прямоугольный лист фанеры или ДСП такого размера, чтобы на нем могло располагаться нужное количество элементов. Просверлите в нем небольшие отверстия на расстоянии 10 см друг от друга для вентиляции.
Рис. 5: просверлите отверстия для вентиляции
- Приклейте по краю листа деревянные планки высотой не более 2 см, чтобы они не отбрасывали тень на солнечные приемники. Дополнительно прикрутите планки небольшими шурупами.
- Вырежьте крышку из стекла или прозрачного полимера. Ее размеры должны соответствовать нижнему листу или быть меньше, в зависимости от того, поддается она сверлению или нет. Если крышку можно прикрутит шурупом, то размер может быть идентичен, если стекло может лопнуть при попытке сверления, сделайте его меньше на 0,5 – 1 см.
Рис. 6: заготовьте крышку из стекла
- Изготовьте из алюминиевого уголка прижимной каркас для верхней прозрачной крышки солнечной батареи, но пока ничего не прижимайте.
Рис. 7. соберите солнечную батарею
Постарайтесь подобрать материал для прозрачной крышки без бликов, иначе часть энергии солнца будет отражаться, что значительно снизит КПД. После того, как изготовите рамку, соберите солнечную батарею.
Изготовление модулей
Данный этап требует особой осторожности и внимания, поскольку на нем вы формируете электрическую цепь солнечной батареи. Если допустите прожоги или трещины, вы можете испортить не только какой-либо конкретный элемент, но и весь модуль, который в итоге придется переделывать.
- Разместите солнечные коллекторы лицевой стороной на прозрачной крышке. Оптимально между элементами должно быть 3 – 5 мм, если этого трудно добиться с первого раза, можете сделать разметку на стекле.
Рис. 8: разместите элементы
- Аккуратно спаяйте выводы от каждого элемента «+» к «+», и «–» к «–». Плюсовые контакты должны располагаться на лицевой стороне, а минусовые на внутренней.
Рис. 9: спаяйте выводы элементов
Все элементы соединяются последовательно сверху вниз, чтобы не раздавить нижние, когда будете паять. Вертикальные ряды припаяйте на общую шину.
- Приклейте фотоэлементы к прозрачной крышке, для этого нанесите в центр элемента немного герметика и аккуратно придавите его. Следите, чтобы он располагался строго по разметке, рабочей поверхностью к стеклу, иначе переклеить потом будет проблематично.
Рис. 10: приклейте элементы к стеклу
- Просверлите в рамке отверстия для вывода плюсовой и минусовой шины солнечной батареи. В цепь батареи включите контроллер заряда, который предотвратит разряд заряда аккумулятора на солнечную батарею в темное время суток. Для этого подберите такие характеристики диодов, которые обеспечат полную блокировку цепи от обратного тока.
- Зафиксируйте выводы солнечной батареи в отверстиях при помощи герметика и поместите в рамку.
Рисунок 11: зафиксируйте провода герметиком
После того, как вы собрали батарею, проверьте ее работоспособность. Вынесите ее под солнечные лучи и замерьте величину тока на выводах.
Рис. 12: вынесите на улицу и проверьте мультиметром
Сравните это значение с ранее замеренной величиной для одного элемента солнечной батареи. Чтобы проверить правильность, умножьте количество элементов на ток от одного, если прибор показал такое значение или близкое к нему, солнечная батарея собрана правильно и ее можно герметизировать.
Для герметизации используются компаунды или силиконовые герметики, которые подходят для температуры ниже нуля. Для этого солнечную батарею можно как заливать полностью, так и нанести герметик только между модулями.
Рис. 13: залейте герметиком
Второй вариант более экономный, но первый обеспечит вам куда большую надежность и лучшую герметизацию. После герметизации сверху устанавливается умеренный пресс до полного застывания.
Рис. 14: установите умеренный пресс
До заливки вы можете установить демпфер из плотного поролона между фотоэлементами солнечной батареи и плитой из ДСП. Ширина поролона выбирается менее высоты борта, в рассматриваемом случае высота – 2 см, соответственно можно взять поролон 1,5 см в толщину. Готовые и проверенные батареи установите согласно составленного проекта и подключите к электрической сети дома через аккумулятор и инвертор.
Другие видео инструкции
Как сделать своими руками солнечную батарею в домашних условиях
Сегодня на рынке доступно большое количество солнечных батарей, некоторые обещают зарядить ваш телефон, в то время как у других достаточно энергии для зарядки ipad. Они стали вполне доступными и портативными. Однако у всех них есть один существенный недостаток, и он связан с тем, как зарядная схема в телефоне и планшете заряжает свою внутреннюю батарею.
Итак, вы нашли идеальную солнечную панель, которая имеет идеальный USB-разъем для вашего телефона, установили его под яркое солнце, и телефон заряжается, как и ожидалось. Однако, если вы не живете в пустыне, в небе всегда есть вещи, которые разрушат вашу идеальную систему зарядки. Это облака, птицы, дрожащие деревья или даже пролетающие самолеты. Зарядная цепь телефона оснащена защитой и когда она обнаруживает падение напряжения в источнике питания, он начинает считаться ненадежным, а она отключает его от внутренней батареи.
Тем не менее, для источников солнечной энергии на даче внезапные прерывания питания происходят постоянно. Достаточно просто пройти мимо кого-нибудь и бросить тень на солнечную панель, чтобы отключить процесс зарядки. Несмотря на то, что вы купили идеальную систему, вы можете вернуться через час и обнаружить, что телефон не заряжается. А иногда, что еще хуже, телефон запускает свои цепи, чтобы заблокировать колеблющийся источник питания и это на самом деле в конечном итоге использует еще больше заряда от батареи.
Данная инструкция о том, как сделать солнечную батарею в домашних условиях для хранения избыточного заряда при полном солнечном освещении и использовать этот избыточный заряд для того, чтобы выждать время, когда на панели есть тень. Я разработал систему для работы с 12 В, потому что это нормальное напряжение для обычных коммерческих солнечных панелей, с которыми можно работать.
Основные характеристики для моей схемы:
- Номинальное напряжение ……………. 13,0 В
- Емкость аккумулятора …………….. 3,3Ач
- Энергетическая мощность……..> 40Wh
- Химия аккумуляторов …………… LiFePO4
- Максимальный ток зарядки ……….. 3А
- Максимальный ток разряда …… 7А (непрерывный)
- Импульсный ток разряда …. 27А (10сек)
- Напряжение падения заряда … 1 В
- Напряжение полного заряда ………… 14,4 В
Выходная мощность батареи оказалась намного более мощной, чем я первоначально ожидал, и она была достаточно мощной, чтобы питать небольшой инвертор для работы фар и других небольших приборов.
Химия LiFePO4 аккумуляторов выбрана потому, что она хорошо сочетается с выходным напряжением солнечной панели, а также за ее отличные характеристики мощности и длительный срок службы. Хорошая батарея должна обеспечивать более 1000 циклов зарядки.
Материалы, которые вам понадобятся для изготовления солнечных батарей:
- 4 ячейки LiFePO4, приобретите их как предварительно собранный аккумулятор, либо соберите свой собственный
- 1x 12V LiFePO4 схема защиты аккумулятора. Я использую PCM-LFP7A4S из-за низкого потребления тока холостого хода
Для контроллера заряда аккумулятора:
- TL431 — Ленточный регулятор
- VN2222 — Может быть заменен на любой слабый N-канальный MOSFET
- 2x красных светодиода — тип не важен
- LTV-816 — Оптический изолятор с выходом BJT, может быть заменен на аналогичный
- IRF9Z24N — Мощный МОП-транзистор с каналом P-типа, для уменьшения потерь, можно использовать устройство большего тока.
- диод Шоттки 2А — здесь будет работать любой диод с низким прямым напряжением
- Потенциометр на 100К
- Резисторы: 4,7 кОм, 100 кОм, 510 кОм и 1 кОм. Обычные 1/8 Вт работают нормально, или выберите SMD, если вы предпочитаете их
Я использую обычный 5-миллиметровый цилиндрический разъем для подключения питания к солнечной панели и автомобильный разъем для выхода
Amazon продает несколько светодиодных или жидкокристаллических измерителей напряжения по довольно низкой цене, любой из которых будет работать нормально.
Шаг 1: Справочная информация: Узнаём максимальную мощность солнечной панели
Вот некоторая основная справочная информация, которая поможет понять дизайн батарейного блока.
Солнечные батареи имеют постоянное напряжение и постоянную силу тока. Они имеют определенное расчетное напряжение, на которое рассчитана каждая панель. По мере того как нагрузка потребляет все больше и больше тока от панели, выходное напряжение немного падает, но не сильно. В какой-то момент потребление тока превышает количество тока, которое может генерировать панель (напрямую связано с количеством света, падающего на панель.) Эта точка называется точкой максимальной мощности. Проходя точку максимальной мощности, напряжение панели начинает падать, а выходная мощность уменьшается.
Таким образом, чтобы максимизировать количество энергии, генерируемой солнечной панелью, необходимо использовать солнечную панель как можно ближе к точке максимальной мощности. Это иллюстрируется графиком солнечной панели, которую я планирую использовать для проекта. Хотя окончательный дизайн будет работать со многими различными солнечными панелями, он будет наиболее эффективным, когда напряжение точки максимальной мощности солнечной панели соответствует проектному напряжению.
Для этого проекта я использую складную солнечную панель Mercury 27 производства Instapark.
Из графика мощности видно, что максимальная точка питания этой конкретной панели составляет 14 В.
Шаг 2: Базовые блоки схемы
Конструкция состоит из контроллера заряда, блока батарей, измерителя напряжения для наблюдения за состоянием заряда батареи и разъемов для ввода и вывода тока.
Шаг 3: Контроллер зарядки
Наиболее сложной частью конструкции является контроллер заряда. Есть несколько требований к дизайну, которым должен соответствовать контроллер заряда:
- Низкое падение напряжения, поскольку напряжение на солнечной панели немного превышает 14 В, а номинальное напряжение аккумулятора составляет 13,4 В (3,35 В на элемент), допустимое напряжение отключения контроллера заряда должно быть как можно меньше.
- Высокая сила тока. При максимальной выходной мощности солнечная панель будет выдавать ток около 2А. Таким образом, проходной транзистор должен иметь возможность пропускать как минимум 2 А тока с минимальным выпадением и не должен перегреваться.
- Минимальный ток утечки на аккумулятор при отсутствии тока от солнечной панели. Это необходимо для предотвращения разряда аккумулятора при хранении.
- Нет необходимости в регулировании силы тока. Поскольку солнечная панель является устройством постоянного тока, нет необходимости регулировать ток, протекающий через него, необходимо только регулировать напряжение.
- Настраиваемая регулировка напряжения. Идеально настроить её для максимального напряжения зарядки литиевого элемента. Для данной конструкции это 14,4 В (3,6 В на элемент).
Схема показана в верхней части страницы.
Главный проход через транзистор это силовой P-MOS. В нормальном рабочем состоянии МОП-транзистор приводится в действие выше порогового значения, чтобы обеспечить минимальное сопротивление во включенном состоянии (линейный режим).
Регулирование напряжения осуществляется с помощью регулятора TL431.
Выход МОП-транзистора соединен с диодом Шоттки, чтобы предотвратить обратный ток от батареи в контроллер заряда. Диод Шоттки используется для минимизации падения напряжения во включенном состоянии.
Оптический изолятор используется для разрыва соединения между батареей и цепью обратной связи TL431. Несмотря на то, что делитель напряжения имеет довольно высокое сопротивление (100 кОм), он все равно даёт нежелательную утечку тока, когда батарея не используется. Таким образом, использование оптического изолятора, подключенного к напряжению питания солнечной панели, может эффективно отключить делитель напряжения, когда солнечная энергия отсутствует, что обеспечит минимальные потери мощности.
Шаг 4: Батарея
Самодельная солнечная батарея сделанная своими руками состоит из четырех 26650 LiFePO4-элементов, соединенных последовательно. Я использовал модули на 3,3Ач. Аккумуляторная батарея подключена к монитору батареи 8А, который защитит аккумулятор от перезарядки, недозарядки и короткого замыкания.
Есть и другие готовые аккумуляторы, которые также можно использовать. Для людей, которые не имеют опыта в создании аккумуляторов, я рекомендую купить один из готовых аккумуляторов со встроенной схемой контроля аккумулятора.
Аккумуляторная батарея опасна, так как это просто литиевая батарея очень высокой мощности и может при коротком замыкании она может взорваться.
Готовый аккумуляторный блок содержит контрольную цепь, которая защитит аккумулятор при обнаружении короткого замыкания.
Шаг 5: Собираем всё воедино
Контроллер заряда построен с использованием макетной платы с проволочной обмоткой. Весь девайс помещен в коробку, которая была у меня на руках.
На верхнюю крышку я добавил измеритель напряжения, купленный на Amazon. Он позволяет контролировать напряжение батареи во время зарядки и разрядки.
Перед использованием, для первоначальной регулировки необходимо снизить выходное напряжение до расчетного заданного значения. Лучший способ сделать это — использовать лабораторный источник питания, чтобы полностью зарядить аккумулятор до 14,4 В, а затем оставить аккумулятор на 5 минут, напряжение должно упасть примерно до 14 В.
Подсоедините источник питания (солнечный или лабораторный источник питания) и отрегулируйте потенциометр, пока аккумулятор снова не зарядится до 14,4 В.
Транзистор P-MOS немного нагревается при использовании, я поместил на него небольшой радиатор, чтобы он не перегревался в жаркий день.
Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.
Как сделать электромотоцикл своими руками – практическое руководство с фотографиями
Персональный электрический транспорт становится хорошей альтернативой переполненному общественному транспорту и заторам на дорогах. Однако не все могут себе позволить его приобрести, особенно если речь заходит о достаточно автономных моделях, которые могут проехать не один десяток километров, да еще и перевезти необходимый груз. В текущей статье рассмотрим, как сделать электромотоцикл своими руками, чтобы сэкономить бюджет и получить достойный образец транспорта для ежедневного использования.
Материалы для работы
Прежде всего, рассмотрим список материалов и инструментов, которые понадобятся в работе. Четкое следование указанному перечню позволит избежать повторных поездок в магазин.
Основой будущего электромотоцикла может стать рама, как от горного велосипеда, так и небольшого мопеда. Оптимальный диаметр колес составляет 20 дюймов, резина – низкопрофильная. Если имеется старый мопед, то с него нужно взять рычаг тормозного привода и сиденье, которое будет гораздо удобнее. С велосипеда, помимо рамы и колес, потребуется муфта свободного хода, тормозные колодки, ручка переключения передач, цепь.
Электродвигатель следует приобрести в конфигурации 48 В, 1000 Вт, однако можно попробовать и другие комбинации, например, менее мощную – 36 В, 500 Вт. Здесь лучше проштудировать форумы и выбрать вариант, исходя из собственных дорожных условий (особенно следует учитывать наличие крутых подъемов).
Кроме указанных деталей, потребуются следующие элементы:
- Аккумулятор. Дешевле обойдется свинцово-кислотный (12В 9 Ач, в количестве 4 шт.) с зарядкой 48 В, 2,5 А, однако он имеет меньшее количество эффективных циклов заряда-разряда и больший вес. Литиевые батареи стоят дороже, но имеют более выигрышные характеристики. К тому же запас автономного хода на них в два раза больше.
- Звездочки для переключения передач. Электромотоцикл, который собирается своими руками, потребует 2 звездочки на 11 и 7 зубьев.
- Электронный спидометр и контроллер с параметрами 48 В, 30 А.
- Зеркала заднего вида.
- Осветительные приборы: передняя фара (12 В), задние стопы.
- ПВХ труба 16 см в диаметре.
- Ткань виниловая для обивки сиденья (по желанию).
- Уголок длиной 60 см. Понадобится для удлинения задней оси и дополнительной поддержки сиденья.
- Лист алюминия для создания отсека с аккумуляторами (51х36 см). Размеры могут отличаться в каждом конкретном случае.
- Стержень резьбовой для поддержки задней оси. Параметры: длина 120 см, диаметр 0,95 см.
- Фанера для облицовки главного отсека. Рекомендуемая толщина – 0,3 см.
- Кабель проводки – 6 метров, 12 жил.
- Также понадобится рулон изоляционной пены для окна; баллончик полиуретана, соответствующие разъемы для подключения электрических элементов, крепления, болты, гайки, шайбы.
- Для внешних эстетических работ потребуется аэрозольный клей, грунтовка, морилка, краска.
Инструменты, которые пригодятся при сборке:
- дрель или шуруповерт;
- пилка по металлу или УШМ (болгарка);
- паяльник;
- ножницы по металлу;
- набор рожковых ключей;
- отвертки;
- плоскогубцы;
- регулировщик натяжения цепи;
- молоток.
Если все необходимые элементы на месте, можно приступать к сборке.
Как сделать электромотоцикл?
Для удобства весь процесс создания электромотоцикла разбит на 7 ключевых этапов.
Этап 1: отсоединение рамы мопеда
Прежде всего, необходимо отсоединить раму мопеда от остальных деталей. Далее передняя вилка от велосипеда устанавливается на нее с помощью дополнительных креплений. Если применяются трубы разного диаметра, то придется дорабатывать места соединений. Рекомендуется использовать контактную сварку J-B Weld.
Этап 2: удаление заднего моста
Второй шаг заключается в удлинении заднего моста, что позволит разместить заднее колесо. Для этого потребуются стальные уголки и резьбовой стержень. Такой набор деталей требуется в случае сборки без использования сварочного аппарата. Конструкция получается достаточно надежной и крепкой.
Этап 3: косметическая структура
Этот этап потребует создания косметической структуры будущего электромотоцикла. В качестве материала используется дерево: с ним проще работать и вес аппарата остается в разумных пределах.
В основу установлено две продольные планки, закрепленные под сиденьем и на рулевой вилке. От них две планки вниз, затем бортики. Пространство под фару и верхний кожух – кусок пластиковой трубы большого диаметра (около 16 см). Последний установлен на петли, что позволяет его откидывать для легкого доступа к внутренней части устройства. Укрепление конструкции достигалось поперечными деревянными планками.
Этап 4: дизайн панели корпуса
Четвертый шаг создания электромотоцикла своими руками потребует формирования панели корпуса. В текущем варианте был применен листовой алюминий, который зачастую используется в качестве кровельного материала. Небольшая толщина и доступная цена делают его идеальным вариантом для такого рода проекта.
Вначале нужно изготовить выкройку из листа ватмана: сформировать все формы и изгибы. Когда все готово – размеры можно переносить на алюминий. Далее достаточно вырезать нужные куски, воспользовавшись ножницами по металлу.
Полученные элементы оборачиваются вокруг корпуса, в них сверлятся отверстия под винты, затем происходит закрепление. В качестве дополнительного дизайна можно проставить винты в два ряда по краям каждого куска. Это создаст впечатление старинной панели самолета.
Этап 5: покраска
Покраска панелей потребует снятие их с корпуса вместе с амортизационной вилкой и задней опорой. Рекомендуется использовать черный цвет – он наилучшим образом скроет все погрешности, которые имели место при самостоятельной обивке алюминием.
Краску лучше наносить несколько раз, давая достаточный промежуток времени для высыхания. В данном варианте было нанесено три слоя краски и 2 слоя бесцветного покрытия.
Панель приборов и торцы откидывающейся крышки покрашены лаком, что позволило подчеркнуть текстуру дерева и придать им благородные очертания. Также на этом этапе по желанию можно заменить обивку сиденья.
Далее вся конструкция собирается: устанавливаются фары, подставка, электрический двигатель и подножки; подключается электронный спидометр
Этап 6: подключение электропроводки и монтаж коробки передач
Предпоследним этапом создания электромотоцикла своими руками станет подключение проводки и монтаж коробки передач. Необходимо спаять разъемы всех проводов и последовательно соединить аккумуляторы с контроллером на 30 А. Такая схема объясняется использованием 48 В системы с осветительными приборами на 12 В и отсутствием преобразователя электрического тока.
В данном случае выходом стало подключение фонарей лишь к двум батареям. Их количество потребляемого тока достаточно мало, поэтому влияния на езду не будет.
По заявлению производителя двигатель способен обеспечить 3000 тыс. оборотов, но система требует увеличения передаточного числа. Мотор должен крутиться в 6 раз быстрее, чем колесо, если включена первая передача, иначе велик риск его перегрева.
Учитывая желание использования холостого хода и переключения скоростей, была установлена вторая звездочка. Схема получилась следующей: двигатель выходит на 11 зубцов, затем передает движение на 34 зуба шестерни, те, в свою очередь, выходят на 14 зубцов и далее на заднее колесо.
Такую систему нельзя назвать идеальной, поскольку присутствуют большие потери мощности. Но с другой стороны она уберегает от чрезмерно высокого крутящего момента и деформации на низких скоростях. Кнопка стартера устанавливается в предварительно вырезанное отверстие на панели приборов.
Этап 7: тест драйв
Это заключительный этап инструкции, как сделать электромотоцикл. Он заключается в проверке всех систем на работоспособность. Изначально следует протестировать исправность тормозной системы, поскольку она напрямую влияет на безопасность водителя. Далее можно попытаться развить максимальную скорость, включить осветительные приборы и замерить дальность автономного хода без подзарядки.
Модель, приведенная для примера, имеет максимальную скорость 64 км/ч, однако средняя составляет порядка 40 км/ч. Вес – 45 кг, пробег на одном заряде – 16 км. Сиденье находится на высоте 66 см от земли, но этот параметр регулируется резьбовым стержнем.
Мини электроскутер Gremlin можно собрать своими руками
Выбираем электроскутер: на что обратить внимание
Электроскутер мало чем отличается от своего бензинового собрата, кроме наличия электрического двигателя, работающего от встроенных аккумуляторов. Но именно это отличие заставляет нас обратить внимание на некоторые дополнительные моменты при выборе.
Условия эксплуатации. Электродвигатели и аккумуляторы — довольно капризные штуки. Поэтому лучше всего эксплуатировать электроскутеры при температуре от +10 до +30 градусов и в сухую погоду. Слишком низкие или слишком высокие температуры сильно снижают ёмкость встроенной в скутер батареи, так что дальность его хода сильно снижается. Кроме того, желательно не использовать электроскутер в дождь — если он не защищён от воды, то брызги могут повредить электродвигатель. К счастью, существуют скутеры с защитой от воды и пыли (в нашей подборке такие тоже есть).
Грузоподъёмность. Обычно грузоподъёмность электроскутеров колеблется в пределах 100-200 килограммов. Чем она выше, тем, естественно, лучше. Конечно, превышать паспортную грузоподъёмность можно, но желательно этого избегать: такое обращение серьёзно снижает дальность пробега, скорость и вообще сильно повышает износ всей конструкции.
Автономность. Чем выше ёмкость встроенного аккумулятора, тем больше километров может скутер проехать на одном заряде. В то же время, ёмкие аккумуляторы больше, тяжелее и заряжаются дольше. Обычно скутеры оснащают батареями ёмкостью на 10-20 ампер-часов, чего хватает на 40-80 километров пробега. В реальных условиях этот параметр очень сильно зависит от скорости, нагрузки, качества дорожного покрытия и температуры окружающей среды, так что заранее предсказать, как далеко скутер может уехать, скорее всего, не выйдет. Поэтому лучше всего выбирать модель с некоторым запасом по автономности.
Скорость. Электроскутер — не самый быстрый транспорт, но большинство моделей (не считая, конечно, специализированного транспорта для инвалидов и совсем уж детских игрушек) способны разогнаться до 30-50 километров в час. Здесь, опять же, всё зависит от дороги, веса седока и множества других переменных. На практике для города вполне хватает максималки в 30 км/ч.
Мощность двигателя. Она может достигать 4000 ватт, при этом для вождения электроскутера с двигателем мощностью до 250 ватт и максимальной скоростью до 50 км/ч права не нужны. Чем выше мощность, тем лучше разгон, проходимость и грузоподъёмность скутера, но одновременно выше его энергопотребление. Для городских условий лучше всего подходят модели с двигателями на 1000-2000 ватт.
Диаметр колёс. Большие колёса означают высокую проходимость, особенно когда речь идёт о полноценных колёсах с дутыми шинами. Литые колёса дешевле и не требуют накачки, но из-за жёсткого хода и низкой проходимости не пользуются большой популярностью в мало-мальски серьёзных моделях.
Электрическая часть
Как только полностью установлена механическая часть конструкции, можно приступить к созданию электрической стороны. Сборка электрической схемы представляет собой не сложный процесс.
Идеи как сделать станок для сверления — пошаговая инструкция как изготовить самодельное приспособление для сверления (80 фото)
Направленные Wi-Fi антенны — особенности выбора направления и варианты размещения оборудования (90 фото)
Капает и течет смеситель — особенности ремонта и замены современных видов смесителей (95 фото и видео)
Если вы не понимаете, как сделать электровелосипед самостоятельно, то лучше всего обратиться к видео мастер-классам.
Очень удобно связать с аккумулятором электросигнал. Он позволит сделать процесс движения на новом велосипеде безопасным. А подключение к аккумулятору поможет питать сигнал именно от него.
Есть еще один вариант наиболее повышенной безопасности движения. Для ночного движения многие стремятся устанавливать на колеса светодиодную подсветку.
Установка электрического привода производится только на стальную раму. Любой другой вариант не позволит вам создать нормального движения.
Усилитель звука своими руками — популярные схемы, фильтры, функции и особенности проектирования качественного усилителя (120 фото и видео)
Как сделать римские шторы — мастер-класс изготовления и советы как сшить простые и красивые модели штор (80 фото)
Идеи самодельных электрогенераторов — принцип работы, лучшие проекты и особенности постройки самодельного устройства (105 фото)
Углепластик и алюминий — не самое лучшее решение, которое не позволит устанавливать электропривод. Новейшие идеи, как собрать электровелосипед из подручных средств часто включают нестандартные детали.
Знайте, что дрель или шуруповерт не обеспечат безопасного движения и никто не гарантирует, что они позволят долгое время работы. Таким образом вы можете облегчить свой путь на работу и в любые другие места, отгородившись от пробок.
Рейтинг лучших электроскутеров
Лучший двухместный электроскутер
Volteco Trike L
Трёхколёсный электроскутер на удлинённой платформе, оснащённый двумя отдельными сиденьями с полноценными спинками и откидными подлокотниками. Такая конфигурация подойдёт любым водителям и пассажирам, включая пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Мотор мощностью в 1000 ватт разгоняет 80-килограммовый скутер до скорости в 25-30 километров в час. Встроенного аккумулятора на 17 Ач хватит для того, чтобы преодолеть до 50 километров на одном заряде. Время зарядки батареи составляет 8 часов. При относительно небольшом весе транспорт обладает приличной грузоподъёмностью в 120 килограмм. Обойдётся такая машинка приблизительно в 110 000 рублей — не слишком высокая цена за такой удобный и полезный агрегат.
Трехколесный электроскутер для пожилых
VOLTECO TRIKE NEW
«Младший брат» модели выше — на этот раз не с двумя, а с одним сиденьем со спинкой и откидными подлокотниками, немного дешевле (цена вопроса около 100 000 рублей) и гораздо симпатичнее. Этот трицикл благодаря удобной посадке водителя и приятному дизайну подойдёт и пожилым людям, и тем, кто помоложе. Мощность электродвигателя составляет 1000 ватт, так что скутер спокойно разгоняется до 25 километров в час. Аккумулятора на 17 Ач хватает приблизительно на 50 километров пробега. Заряжается батарея за 8 часов. Три 10-дюймовых колеса обеспечивают приличную проходимость и не дают упасть даже не слишком ловкому водителю.
Лучший электроскутер чоппер
Citycoco Harley Chopper
Двухколёсный электроскутер, стилизованный под классический американский чоппер, который однозначно понравится и подросткам, и даже людям достойных лет благодаря своему крутому дизайну. Мощный движок на 2000 ватт разгоняет этого малыша до 50 километров в час и в сочетании с большими 18-дюймовыми колёсами обеспечивает вполне приличную для этого класса устройств проходимость. Аккумулятор на 20 Ач заряжается за 5-6 часов. Одного полного заряда хватает примерно на 40 километров пробега. Весит аппарат 75 килограмм, но способен возить до 200 кило. Отдать за такого красавца 90 000 рублей совершенно не жалко.
Лучший электроскутер для инвалидов
Vermeiren Antares 3
Специализированное транспортное средство стоимостью около 86 000 рублей для лиц с ограниченными возможностями. Этот электроскутер не предназначен для езды по дорогам общего пользования, поэтому не может похвастать скоростными характеристиками или проходимостью, зато пользоваться им удобно, а складная конструкция позволяет перевозить его в багажнике автомобиля. Удобное кресло с мягкими накладками и настраиваемой высотой подъёма обеспечивает комфортное использование скутера. Максимальная скорость небольшого 336-ваттного мотора — 6 километров в час, максимальный пробег — до 12 километров. Весит аппарат 31 килограмм и способен перевозить до 115 кило.
Лучший электроскутер для детей
Mini CityCoco 1000W
Недорогой, но довольно мощный и симпатичный электроскутер, за который просят меньше 50 000 рублей. Двигатель мощностью в честную 1000 ватт способен разогнать этого 50-килограммового малыша до 35 километров в час. Пробег на одной 4-часовой зарядке может достигать 80 километров (разумеется, в хорошую погоду и на ровном асфальте) — это заслуга ёмкого аккумулятора на 12 Ач. Максимальная грузоподъёмность скутера — внушительные 200 килограммов, так что подойдёт он не только подросткам, но и любителям электротранспорта достойных размеров. 18-дюймовые колёса обеспечивают приличную проходимость и комфорт при езде. Защита от пыли и воды по классу IP54 позволяет эксплуатировать скутер даже под дождём и в других сложных условиях.
Лучший электроскутер для взрослых
SEEV CityCoco 800W12AH
Электрический скутер, выполненный в современном привлекательном дизайне и оснащённый электрическим двигателем мощностью 800 ватт: не самый впечатляющий параметр, но для эксплуатации в городских условиях вполне подойдёт. Стоит машинка меньше 45 000 рублей, но при этом показывает неплохие ходовые качества: максимальная скорость достигает 30 километров в час, а пробег на одном заряде аккумулятора — 80 километров. Батарея ёмкостью 12 Ач заряжается примерно за 8 часов. Крупные 18-дюймовые колёса обеспечивают мягкую езду и вполне приличную проходимость. Максимальная нагрузка — 200 килограммов, поэтому использовать скутер может водитель любых габаритов. Отличный городской транспорт и для подростка, и для взрослого.
Сравнительная таблица лучших электроскутеров
Название | Основные характеристики | Цена |
Volteco Trike L | Мотор мощностью в 1000 ватт разгоняет 80-килограммовый скутер до скорости в 25-30 километров в час, встроенного аккумулятора на 17 Ач хватит для того, чтобы преодолеть до 50 километров на одном заряде, время заряда батареи составляет 8 часов. | ₽ 110 000 |
Volteco Trike New | Мощность электродвигателя 1000 ватт, разгоняется до 25 километров в час, аккумулятора на 17 Ач хватает приблизительно на 50 километров пробега. Заряжается батарея за 8 часов. | ₽ 100 000 |
Citycoco Harley Chopper | Мощность 2000 ватт, разгоняется до 50 километров в час, 18-дюймовые колёса, аккумулятор на 20 Ач заряжается за 5-6 часов, весит 75 килограмм, но способен возить до 200 кило. | ₽ 90 000 |
Vermeiren Antares 3 | Максимальная скорость небольшого 336-ваттного мотора — 6 километров в час, максимальный пробег — до 12 километров, весит 31 килограмм и способен перевозить до 115 кило. | ₽ 86 000 |
Mini CityCoco | Двигатель мощностью в 1000 ватт способен разогнать до 35 километров в час, вес — 50 кг, пробег на одной 4-часовой зарядке может достигать 80 километров, ёмкосьб аккумулятора 12 Ач. | ₽ 50 000 |
SEEV CityCoco | Двигатель мощностью 800 ватт, максимальная скорость достигает 30 километров в час, а пробег на одном заряде аккумулятора — 80 километров, батарея ёмкостью 12 Ач заряжается примерно за 8 часов. | ₽ 45 000 |
E-Mania Roma
Стальной каркас этой модели электроскутера надежно защищает от повреждений все узлы транспорта. Этот вариант обладает мощным (1200W) двигателем и «аккумуляторной банкой» на 20 А/ч. Как и другие электроскутеры, этот можно зарядить от 220-вольтной розетки: на полный заряд нужно 6-8 часов.
Примечание: на одном заряде электроскутер дает возможность проехать 60 километров, если ехать на максимальной скорости.
5 плюсов электротранспорта:
- E-Mania Roma рассчитан на вес максимум в 180 кг. На мягком и удобном сидении будет комфортно и водителю, и пассажиру.
- Довезет до пункта назначения быстро: водитель запросто сможет выжать из скутера скорость в 60 км/ч.
- Можно с комфортом прокатиться как по гладкому асфальту, так и по грунтовой дороге благодаря широким колесам.
- Для безопасности водителя и других участников движения электроскутер оснащен мощной фарой, боковыми габаритами и зеркалами заднего вида. Также он оборудован надежной гидравлической тормозной системой, которая молниеносно реагирует на действия водителя.
- Можно не волноваться, оставляя экотранспорт на улице: в эту модель встроена противоугонная система.
Как сделать электросамокат для взрослых своими руками
При выборе персонального электротранспорта не обязательно ограничивать себя типовыми заводскими моделями. Можно самому, своими руками собрать электросамокат, максимально соответствующий имеющимся запросам и потребностям. Для этого понадобится обычный самокат (база), мотор-колесо, аккумуляторная батарея и контроллер. Еще для переделки понадобятся элементы управления – тормозные ручки, рычаг газа и выключатель питания. Базы самокатов в зависимости от диаметра колес подразделяются на следующие типы:
- микро – до 8”;
- мини – 8–10”;
- миди – 12–16”;
- макси – от 20”.
Кроме диаметра колес, различаться может и их ширина. Скрузер, Эво и подобные им модели тоже считаются самокатами, но внешне и по мощности моторов больше походят на электроскутеры. Тип базы влияет на ходовые характеристики электросамоката.
Определяемся с размером колес
Перед тем, как самостоятельно сделать электросамокат, нужно определиться с особенностями его конструкции. Большое значение имеют размеры и тип колес (они могут быть литые или надувные), наличие подвески, размеры дропаутов для монтажа мотор-колеса и месторасположение аккумуляторной батареи. Оптимальный диаметр колес зависит от качества дорог, по которым вы собираетесь ездить. Вариант «микро» подходит только для проката по плитке и хорошему асфальту. «Мини» – позволяет преодолевать небольшие преграды на пути. «Миди» позволяет уверенно кататься на скорости 40 км/ч и выше, не боясь небольших выбоин. «Макси» отлично подходит для любителей езды по пересеченной местности и проблемным дорогам. Подвеска частично сглаживает удары. Но есть правило – колесо способно преодолеть препятствие, не превышающее 1/2 своего диаметра.
Выбираем место для установки АКБ
Li-ion батарею можно поместить в различных частях самоката:
- В деке, если она имеет полость. При таком расположении батареи электросамокат имеет привлекательный вид и низкий центр тяжести, но важно защитить АКБ от возможных ударов о неровности и выступы дороги.
- В рулевой стойке. Этот способ подходит для размещения батареи, состоящей из нескольких труб с зазорами между ними. АКБ в рулевой стойке почти не влияет на развесовку транспортного средства и не боится повреждений в случае падений. Но работы по ее установке в стойку трудоемки.
- На рулевой стойке. АКБ в форме бутылки или компактного бокса можно зафиксировать, используя крепления на рулевой стойке самоката. Установка и снятие батареи в таком случае не потребуют особых усилий. Но АКБ на рулевой стойке может создавать помехи при езде и получить повреждения или отвалиться при падении.
На руле, в сумке или кейсе. Этот вариант прост в реализации, при необходимости АКБ легко снимается. Но батарея на руле ухудшает развесовку, повышает ощутимость ударов в переднее колесо и слабо защищена от повреждений.
- Сзади на багажнике, при его наличии. Такая АКБ легко устанавливается и снимается, но меняет развесовку и делает ощутимее удары в заднее колесо.
- В рюкзаке, из которого идет провод с разъемом на самокат. В таком случае облегчается конструкция самоката, улучшается его маневренность, открываются возможности для активного катания с прыжками, и можно утеплить батарею для ее эксплуатации зимой. Но для самого райдера езда с аккумуляторной батареей за спиной – не лучший вариант, особенно если АКБ тяжелая. От постоянной нагрузки возрастает риск развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. К тому же, перевозка АКБ в рюкзаке за спиной меняет развесовку в сторону мотор-колеса.
Рекомендации по самостоятельной сборке электросамоката
В вопросе, как сделать электросамокат для взрослых своими руками, есть много нюансов. Так, размер мотор-колеса подбирается в зависимости от ширины дропаутов. Особое внимание нужно уделить выбору аккумуляторной батареи, ведь от нее зависит вес, легкость управления и дальность пробега электросамоката на одном заряде. Современные электросамокаты оснащаются литиевыми АКБ – сборками из литий-ионных элементов, аккумуляторов типа LiPo или LiFePO4. Батареи из ячеек Li-ion легче и дешевле, а LiFePO4 – дольше служат и не боятся морозов.