Ремонт коллектора своими руками гальваническим наращиванием

Проверка, ремонт и замена якоря болгарки своими руками

Якорь болгарки больше всех узлов подвергается температурным, механическим и электромагнитным нагрузкам. Поэтому он является частой причиной отказа работы инструмента, и как следствие, часто нуждается в ремонте. Как проверить якорь на работоспособность и починить элемент своими руками — в нашей статье.

Устройство якоря болгарки

Якорь двигателя болгарки представляет собой токопроводящую обмотку и магнитопровод, в который запрессован вал вращения. Он имеет на одном конце ведущую шестерню, на другом коллектор с ламелями. Магнитопровод состоит из пазов и мягких пластин, покрытых лаком для изоляции друг от друга.

Схема якоря болгарки

В пазы по специальной схеме уложены по два проводника якорной обмотки. Каждый проводник составляет половинку витка, концы которого попарно соединяются на ламелях. Начало первого витка и конец последнего находятся в одном пазу, поэтому они замкнуты на одну ламель.

Как проверить якорь болгарки на исправность

Виды неисправностей якоря:

  • Пробой изоляции на массу — это замыкание обмотки на металлический корпус ротора. Происходит из-за разрушения изоляции.
  • Распайка коллекторных выводов.
  • Неравномерный износ коллектора.
  • Если якорь неисправен, происходит перегрев двигателя, оплавляется изоляция обмотки, витки коротко замыкаются. Отпаиваются контакты, соединяющие обмотку якоря с пластинами коллектора. Прекращается подача тока и двигатель перестаёт работать.

    Виды диагностики якоря:

    • визуально;
    • мультиметром;
    • лампочкой;
    • специальными приборами.

    Стандартная диагностика

    Прежде чем взять прибор для диагностики, осмотрите якорь. На нём могут быть повреждения. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Ламели имеют загнутые края, называемые петушками, для соединения с обмоткой.

    Из-за нарушения этих контактов ламели выгорают.

    Другие повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины. Между ламелями может скапливаться графит от щёток, что тоже указывает на короткое замыкание.

    Загнутые пластины коллектора

    Как проверить с помощью мультиметра

    • Поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними ламелями. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет.

    Диагностика обмотки якоря мультиметром

    Видео: как проходит проверка

    Если у вас нет тестера, воспользуйтесь лампочкой с напряжением 12 вольт мощностью до 40 Вт.

    Как проверить ротор болгарки с помощью лампочки

    • Возьмите два провода и соедините их с лампой.
    • На минусовом проводе сделайте разрыв.
    • Подайте на провода напряжение. Концы разрыва приложите к пластинам коллектора и прокрутите его. Если лампочка горит, не меняя яркости, значит, короткого замыкания нет.
    • Проведите тест замыкания на железо. Соединяйте один провод с ламелями, а другой с железом ротора. Потом с валом. Если лампочка будет гореть, значит, есть пробой на массу. Обмотка замыкает на корпус ротора или вал.

    Эта процедура аналогична диагностике мультиметром.

    Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)

    Попадаются якоря, у которых не видно проводов, подсоединённых к коллектору из-за заливки непрозрачным компаундом или из-за бандажа. Поэтому трудно определить коммутацию на коллекторе относительно пазов. Поможет в этом индикатор короткозамкнутых витков.

    Этот прибор имеет небольшие размеры и прост в эксплуатации.

    Сначала проверьте якорь на отсутствие обрывов. Иначе, индикатор не сможет определить короткое замыкание. Для этого тестером измерьте сопротивление между двумя соседними ламелями. Если сопротивление превышает среднее хотя бы в два раза, значит, есть обрыв. При отсутствии обрыва переходите к следующему этапу.

    Регулятор сопротивления позволяет выбрать чувствительность прибора. У него имеются две лампочки: красная и зелёная. Настройте регулятор так, чтобы красная лампочка начала гореть. На корпусе индикатора есть два датчика в виде белых точек, расположенных на расстоянии 3 сантиметра друг от друга. Приложите индикатор датчиками к обмотке. Медленно крутите якорь. Если загорится красная лампочка, значит, есть короткое замыкание.

    Видео: ИКЗ в работе

    Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)

    Прибором проверки якорей определяют наличие межвиткового замыкания обмотки. Дроссель представляет собой трансформатор, у которого есть только первичная обмотка и вырезан магнитный зазор в сердечнике.

    Схема прибора проверки якорей

    Когда мы кладём ротор в этот зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. Включите прибор и положите на якорь металлическую пластину, например, металлическую линейку или ножовочное полотно. Если имеется межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железа пластина будет вибрировать либо намагничиваться к корпусу якоря. Поворачивайте якорь вокруг оси, перемещая пластину так, чтобы она лежала на разных витках. Если замыкания нет, то пластина будет свободно перемещаться по ротору.

    Прибор проверки якорей

    Видео: Как сделать дроссель своими руками и проверить якорь

    Как отремонтировать якорь в домашних условиях

    Из-за якоря происходит треть поломок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном режиме работы неисправности могут возникнуть уже в первые полгода, например, при несвоевременной замене щёток. При щадящем использовании шуруповёрт продержится год и более.

    Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести в мастерскую.

    Проточка коллектора

    Со временем на коллекторе образуется выработка от щёток. Чтобы от неё избавиться, необходимо:

      Проточить коллектор, используя резцы для продольного обтачивания, то есть проходные резцы.

    Проходной прямой резец

    Не забудьте очистить ротор от стружки, чтобы не произошло замыкания.

    Видео по теме

    Как перемотать якорь

    Перед тем как разобрать якорь, запишите или зарисуйте направление обмотки. Оно может быть влево или вправо. Чтобы его определить правильно, посмотрите на торец якоря со стороны коллектора. Наденьте перчатки, возьмите острые кусачки или ножовку по металлу. Удалите лобовые части обмотки. Коллектор нужно почистить, а снимать необязательно. Аккуратно, не повреждая пазовые изоляторы, выбейте стержни оставшихся частей обмотки с помощью молотка и металлического зубила.

    Видео: Снимаем обмотку

    Надфилем, не повреждая плёнки изолятора, удалите остатки пропитки. Посчитайте проводники в пазу. Высчитайте число витков в секции и измерьте диаметр провода. Нарисуйте схему. Нарежьте из картона гильзы для изоляции и вставьте их в пазы.

    Видео: Намотка влево и вправо

    После намотки сварите выводы секций с петушками коллектора. Теперь проверьте обмотку тестером и индикатором короткого замыкания. Приступайте к пропитке.

    Инструкция по пропитке (с учётом регулятора числа оборотов)

    • Убедившись в отсутствии проблем, отправьте якорь в электродуховку на прогрев для лучшего протекания эпоксидной смолы.
    • После прогрева поставьте якорь на стол под наклоном для лучшего растекания по проводам. Капните смолой на лобовую часть и медленно крутите якорь. Капайте до появления клея на противоположной лобовой части.

    Пропитка под наклоном

    Сушка якоря на воздухе до полимеризации

    В конце процесса слегка проточите коллектор. Балансируйте якорь при помощи динамической балансировки и болгарки. Теперь проточите окончательно на подшипнике. Необходимо прочистить пазы между ламелями и отполируйте коллектор. Сделайте окончательную проверку на обрывы и замыкания.

    Особенность обмотки для болгарок с регулируемым числом оборотов в том, что ротор намотан с запасом мощности. Плотность тока влияет на число оборотов. Сечение провода завышено, а количество витков занижено.

    Ремонт: Устранение пробоя изоляции

    Если пробой изоляции был небольшой и вы его нашли, необходимо очистить это место от нагара и проверить сопротивление. Если его значение нормальное, заизолируйте провода асбестом. Сверху капните быстросохнущим клеем типа «Супермомент». Он просочится через асбест и хорошо заизолирует провод.

    Если вы так и не нашли место пробоя изоляции, то попробуйте аккуратно пропитать обмотку пропиточным электроизоляционным лаком. Пробитая и непробитая изоляция пропитается этим лаком и станет прочнее. Высушите якорь в газовой духовке при температуре около 150 градусов. Если и это не поможет, попробуйте перемотать обмотку или поменять якорь.

    Пайка пластин коллектора

    Ламели установлены на пластмассовую основу. Они могут быть стёрты до самой основы. Остаются только края, до которых щётки не достают.

    Такой коллектор можно восстановить методом пайки.

    • Из медной трубы или пластины нарежьте необходимое количество ламелей по размерам.
    • После того как зачистили якорь от остатков меди, припаивайте обычным оловом с паяльной кислотой.
    • Когда все ламели припаяны, сделайте шлифовку и полировку. Если нет токарного станка, воспользуйтесь дрелью или шуруповёртом. Вставьте вал якоря в патрон. Сначала отшлифуйте напильником. Потом отполируйте нулевой наждачной бумагой. Не забудьте прочистить пазы между ламелями и измерить сопротивление.
    • Бывают не до конца повреждённые ламели. Чтобы их восстановить, необходимо провести более тщательную подготовку. Слегка проточите коллектор для очистки пластин.

    Восстановление коллектора электродвигателя

    Восстановление коллектора электродвигателя

    Коллектор двигателя – отдельная часть ротора, представляющая собой барабан, который состоит из медных пластин, разделенных между собой зазорами с миканитовым наполнением.

    Коллектор крепится на вал ротора и создает магнитное поле, преобразовывая электрическую энергию во вращательную. При этом, электрическая энергия на коллектор поступает с графитовых щеток. Коллектор при вращении должен постоянно контактировать с поверхностью щеток. Однако, огромная частота оборотов ротора приводит к постепенному стиранию поверхности медных пластин и щеток, что приводит к негативным последствиям в работе двигателя и его сгоранию.

    Основные неисправности коллектора и причины их возникновения

    Среди всех возможных неисправностей коллектора стоит выделить следующие:

    • Стирание поверхности пластин;
    • Замыкание между пластинами;
    • Механические повреждения пластин.

    Основные неисправности коллектора напрямую связаны со сроками эксплуатации двигателя. Длительное вращение ротора влияет на износ пластин, которые при работе двигателя постоянно трутся об графитовые щетки. При этом, износ щеток также влияет на качество их контакта с поверхностью коллектора. При плохом контакте щеток с коллектором в зазоре образуются искры, которые оставляют нагар на пластинах двигателя, что приводит к “пробиванию” между пластинами. Также, к замыканию может привести образования окиси на пластинах при использовании двигателя во влажных условиях и попадание на поверхность коллектора графитовой пыли.

    Миканит, залитый в промежутки между пластинами играет роль изоляции между ними. Со временем, когда пластины стираются и теряют плоскость, миканит выступает наружу. Это приводит к его сцеплению со щетками и ухудшению их контакта с медной поверхностью. Трение щеток об выступы миканита приводит к их быстрому износу.

    Поломка подшипников может привести к люфту вала ротора. Даже малое смещение оси ротора во время вращения ухудшает контакт, способствует износу щеток и может привести к повреждению поверхности пластин коллектора.

    Основные преимущества профессионального ремонта коллектора

    Само собой, ремонт коллектора можно выполнить и самостоятельно. Однако, для этого потребуется не только знание электротехники и устройства двигателя, но и наличие специального оборудования, которое необходимо для разборки двигателя и восстановления поверхности коллектора. Кроме того, поломка коллектора может быть вызвана рядом других неисправностей двигателя. Поэтому его ремонт должен сопровождаться полной диагностикой электрической и механической частей устройства.

    Ремонт коллектора необходимо выполнять в специально оборудованном месте. Для восстановления поверхности коллектора необходим токарный станок. Разборка ротора и снятие коллектора требует снятия подшипников. Чтобы сделать это без повреждений нужен специальный съемник, который является дорогостоящим прибором и есть в наличии только у профессиональной ремонтной службы.

    Почему стоит обращаться к нам

    Мы обладаем всем необходимым оборудованием, чтобы выполнить быстрый и качественный ремонт коллектора. Наша мастерская использует только современное оборудование и высококвалифицированных специалистов, с огромным опытом работы в данной области. У нас в наличии все необходимые комплектующие для замены на старые. Мы сотрудничаем только с проверенными поставщиками, поэтому все запасные элементы двигателя выполнены из материала высоко качества.

    У кого-нибудь есть опыт восстановления коллектора?

    DMU
    (Москва)
    26 окт. 2005
    13:53:22
    У знакомого на работе ухлопали Dremel 395, он мне ее и отдал – хошь чини, хошь выкидывай. Машинка в идеальном состоянии (визуально во всяком случае) за исключением одной вылетевшей ламели коллектора. Якорь целиком залит лаком, но два проводочка от обмотки видны и в принципе можно в ламели зажать, но вот как и чем саму ламель на место присобачить? Сервис дал свой приговор – половина цены новой машинки + под заказ через месяц (только стоим-ть якоря), т.е. отпадает. Кто-нибудь занимался подобной операцией? Или время не тратить?
    Georgi61
    (Россия)
    26 окт. 2005
    14:00:48
    Ну давай чинить вместе, у меня болгарка B&D с ротором в таком же состоянии ламель выбило – племянник отдал.

    Я уже разобрался и придумал как это возможно сделать, осталось только найти хороший термоклей по металлу. Купил эпоксидку и поксипол серый – этот держит 120 град написано. На эпоксидку термосвойств не нашел , может знаешь? Вот стою перед выбором чем лучше клеить?

    Alex21
    (г. Волжский Волгоградской области)
    26 окт. 2005
    14:14:45
    2DMU:

    Сходите не в сервис, а в электроремонтную мастерскую – там вам смогут заменить коллектор, а не якорь целиком. Правда при условии, что смогут подобрать с нужными размерами.

    DMU
    (Москва)
    26 окт. 2005
    14:14:53
    Я думаю, что одним клеем нам не обойтись 🙁 Очевидно придется точить что-то типа хомутиков из фторопласта или подобного материала (чтобы был и изолятором и температуру держал). А хомутики ставить внатяг по переднему и заднему обрезу ламелей, так чтобы щеткам не мешались. Обороты то нешуточные (у меня т.е. у Дремел до 33 тыс)ASDF
    (Подольск)
    26 окт. 2005
    14:42:49
    Зачем фторопласт? Он не крепкий и текучий, порвется еще. IMHO, лучше из текстолита хомуты выточить.DMU
    (Москва)
    26 окт. 2005
    14:55:55
    2ASDF:
    А как текстолит к температуре относится?

    2Alex21: Я думаю, что подобная работа будет стоить недешево, точнее те же деньги. Да и подобрать коллектор с тем же диаметром, количеством ламелей и той же посадкой. Хотя можно попытаться найти сгоревший якорь от дремеля и снять оттуда коллектор. Нука-нука, господа мастера, а кто здесь коллекторы менял? Какая технология?

    Alex21
    (г. Волжский Волгоградской области)
    26 окт. 2005
    15:07:17
    2DMU:

    Мне коллектор на дрели меняли в нашем Электроремонтном цехе. Заказывать новый правда пришлось на стороне – с Ростова привезли. За все взяли 150 рэ. Правда потом все-таки пришлось и обмотки перематывать – еще 300 рэ.

    Отцепили провода от старого коллектора, прогрели его газовой горелкой, спрессовали. Напрессовали новый. Прицепили на место провода. Все, собст-но.BlackJohn
    (Russia)
    26 окт. 2005
    15:20:19
    Пробовал когда-то очень давно сделать такое на кофемолке. Прокладочки к ламели из сетклотекстолита, на эпоксидку и потом на токарном станке проточить чуток, чтобы ровно было. Хватало минут на 20 работы, после чего ламель вылетала нафиг. Может быть, если какой-нибудл супер-пурер клей использовать, то лучше будет, но, имхо, при таких оборотах все равно вынесет эту вклеенную ламель.DMU
    (Москва)
    26 окт. 2005
    15:52:45
    2Alex21: Ну сорвать старый коллектор я, наверное, съемником смогу, а вот напрессовать как? Коллектор на взгляд из какого-то синтетического материала. А как в заводских условиях крепятся ламели, кто знает?

    Georgi61
    (Россия)
    26 окт. 2005
    15:56:52
    DMU
    Всё будет зависеть от аккуратности и качества исполнения.
    Во первых надо выточить ламель очень точно из меди.
    Все там обезжиреть и вклеить так чтобы нигде не коротнуло.
    Никакие вставки делать не следует т.к. они только ослабят прочность конструкции. Там должны быть кольца вот подних и надо попихнуть на заранее нанесенный клей эту ламель чуть изогнутую и после ударами её выпрямить и она туда залезет, или даже лучше вдавить – медь мягкая. После этого промерить на коротыш. И пущай сохнет. Проточить конечно желательно чтобы выровнять цилиндр. Еще там в качестве изолятора я увидел что-то типа асбеста тонкого слоя – это от замыкания. Ламель надо сделать по толщине сделать с маленьким запасом , потом надфилем довести до цилиндра и на проточку. Можно попробовать и самому шкуркой если удасться закрепить весь ротор в дрель и упор.
    Реально, но требуется терпение и аккуратность.
    Ну и есть еще вариант: просто поставить заглушку твердую – это как раз или поксипол или эпоксидка – залить и выровнять поверхность. Мощность малость упадет но незаметно.ASDF
    (Подольск)
    26 окт. 2005
    15:58:00
    2DMU:
    Да нормально стеклотекстолит температуру держит. Припой во всяком случае успевает расплавиться гораздо раньше, чем текстолит обугливаться начинает. Даже если греть не паяльником, а лампочкой через плату. Т.е. за 200 градусов можно быть уверенным. Советский правда от температуры бывает коробит, но для колец на коллектор этот эффект будет микроскопическим. Буржуйскому вообще при тех же условиях хоть бы хны.Georgi61
    (Россия)
    26 окт. 2005
    16:03:30
    DMU
    Ну разобрать может и удасться но собрать обратно думаю что нет. Это делается в заводских условиях со специальной оснасткой и из новых деталей. Там керамика на валу в качестве изолятора и на клею. Либо треснет либо не натянешь – ведь греть надо.DMU
    (Москва)
    26 окт. 2005
    16:12:20
    2Georgi61:
    > > Во первых надо выточить ламель очень точно из меди.> >
    Ну тут мне повезло, родная ламель заботливой рукой кого-то из работяг была вставлена в цангу бормашинки и в таком виде попала ко мне.
    Кольца не видел, что такое, где искать?
    Насчет проточки проблем нет, дома есть маленький токарный станочек.
    А вот “суперглюк” SUPERGLUE на основе циакрина никто не пробовал на предмет термоустойчивости (уж больно хорошо он пальцы склеивает:))Georgi61
    (Россия)
    26 окт. 2005
    16:17:41
    DMU
    Нужен клей объемно затвердевающий только он будет держать если он заполнит все пустоты. Там же не ровная плоскость а черти – что.
    Мне кажется лучше всего подходит поксипол серый- не усаживается не расширяется объемно затвердевает и клеит металл, 120 градусов. Должно хватить. Все равно отремонтированный инструмент придется поберечь – не насиловать как новый – это наверное понятно. Так что не перегреется.DMU
    (Москва)
    26 окт. 2005
    16:33:55
    2Georgi61: > > Там же не ровная плоскость а черти – что. > >
    У меня гладкая, я в объектив от диапроектора рассматривал. А про кольцо так и не понял.

    Georgi61
    (Россия)
    26 окт. 2005
    18:01:39
    DMU
    А у меня там дырка только маленькие по бокам какие то пластины к которым можно клеиться.
    Посмотри сбоку как крепятся смежные ламели. Нужно это понять , тогда можно расчитывать на успех. А разбирать я бы не стал, т.к. считаю для этого нужен не только опыт и инструмент, но и суметь собрать все это, а на мой взгляд это как раз труднее чем заменит одну ламель немного подумав и изощрившись..арт
    (Москва)
    26 окт. 2005
    19:05:07
    В автомагазинах продают всякие фирменные двух-компонентные клеи, эпоксидки. Я недавно помню разглядывал витрину с этм товаром, полно всяких материалов. Вот пробно купил рестовратор сорванной резьбы (американское)только ещё не пробовал, 2-шприца, выдавливается-перемешивается- наносится толсто на резьбу- > вкручивается ответная резба, схватывается до резиноподобного сост, откручивается и так сохноет до полного, наружные излишки убираются напильником.
    Видел ещё какойто состав -холодная сварка.ASDF
    (Подольск)
    26 окт. 2005
    19:42:05
    2DMU:
    цианакрилатом ламели клеить лучше даже не пробовать – он прочный только в тонком слое.Атор
    (Москва)
    26 окт. 2005
    20:01:14
    2DMU:

    В 1990 вклеил ламель в коллектор дрели. Использовал эпоксидку с наполнением талька. После вклеивания поверхность выровнял мелким напильником. Дрель жива до сих пор.

    Alex21
    (г. Волжский Волгоградской области)
    27 окт. 2005
    08:49:32
    2DMU:

    ***Ну сорвать старый коллектор я, наверное, съемником смогу, а вот напрессовать как?***

    Извините за банальность – прессом.

    ***А как в заводских условиях крепятся ламели, кто знает?***

    Форум для обмотчиков электродвигателей

    Текущее время: 13 фев 2020 22:46

    системы пуска и электроснабжения автомобиля.ремонт

    Admin
    Site Admin

    Зарегистрирован: 16 авг 2009 09:12
    Сообщений: 5172
    Откуда: UА. Западный регион. www.peremotka.org
    Благодарил (а): 1358 раз.
    Поблагодарили: 1430 раз.

    Все что собранно в этой теме: собрано мной на просторах инета-работоспособность и точность данных-на Ваш собственный риск.

    Так как данный раздел закрыт для редактирования и комментариев-комментировать можно в курилке.

    Ремонт – гальваническое наращивание

    Якорь под наращивание придется подготовить, поскольку он не совсем обычный и изготовить импровизированую ванну.
    Для этого подойдет половинка пластиковой бутылки. Вал якоря нужно обмотать скотчем, и торец коллектора замазать пластилином, чтобы зря на торцы ламелей не наростала медь и чтобы не просочился электролит между валом и изолятором коллектора, контакт электролита с железом недопустим. Из изоленты ПХВ нужно намотать пробку, чтобы она плотно входила в горлышко бутылки изнутри.

    У коллектора моторчика нужно куском оголенного провода хорошо соединить все ламели между собой и подвесить на перекладине в простой банке с электролитом так чтобы электролит не касался крючков, но полностью покрывал место износа.

    _________________
    Site Admin
    Мир гниёт, люди продаются. Поэтому на всякий случай сомневайтесь в каждом.

    Вернуться наверх
    Admin
    Site Admin

    Зарегистрирован: 16 авг 2009 09:12
    Сообщений: 5172
    Откуда: UА. Западный регион. www.peremotka.org
    Благодарил (а): 1358 раз.
    Поблагодарили: 1430 раз.

    Пайка многожильного провода большого сечения.

    Не секрет, что при современной технологии заделки наконечников стартерных проводов и проводов массы методом опрессовывания, со временем возникает большое переходное сопротивление между жилами провода и наконечником, что приводит к затруднению или полной невозможности пуска двигателя стартером.
    Выход, замена провода или пайка. Если найдется нужный провод, заменить его не трудно но лучше сразу пропаять, пока он чистый. Пайка окисленного провода невозможна, поэтому его сначала надо очистить.
    Зачистка каждой жилы в отдельности и снятие наконечника довольно трудоемкий процесс.Очистку провода от окислов можно провести электролитическим путем и без снятия наконечника. Для этого нужна небольшая стеклянная емкость банка или стакан заполненая ортофосфорной кислотой настолько чтобы она полностью покрыла очищаемую деталь. Далее вводим второй электрод из меди или нержавейки так, чтобы он не касался обрабатываемой детали и подаем на ванну постоянный ток от зарядного устройства или от АКБ через фарную лампочку – плюс на деталь -минус на электрод. Через нсколько секунд или пару минут – зависит от тока, провод и наконечник очистятся до блеска. В небольшой емкости, в которую полностью уберется наконечник плавим припой и погружаем в него наконечник с проводом, даем ему прогреться и все готово. Промывки после фосфорной кислоты не требуется на металле она создает фосфаты, что затрудняет окисление. При отсутствии ортофосфорной кислоты можно воспользоваться КОКАКОЛОЙ но процесс очистки увеличится по времени – мала концентрация фосфорной кислоты. С очисткой фосфорной кислотой можно паять в труднодоступных местах например трубку радиатора. Достаточно смочить место пайки кислотой и через несколько секунд паять.
    При большом загрязнении можно очистить электролитически намотав на медную проволоку ткань и подключив ее к минусу, а радиатор к плюсу. Смочив этот тампон кислотой водим им по месту пайки. Медь, сталь, нержавейка, хром, никель, замечательно паяются с фосфорной кислотой в качестве флюса.

    _________________
    Site Admin
    Мир гниёт, люди продаются. Поэтому на всякий случай сомневайтесь в каждом.

    Вернуться наверх
    Admin
    Site Admin

    Зарегистрирован: 16 авг 2009 09:12
    Сообщений: 5172
    Откуда: UА. Западный регион. www.peremotka.org
    Благодарил (а): 1358 раз.
    Поблагодарили: 1430 раз.

    Тестер для проверки регуляторов напряжения

    Тем кому часто приходится ремонтировать генераторы может оказать помощь простейший тестер для проверки регуляторов напряжения. Конечно большинство регуляторов можно проверить регулируемым блоком питания и мультиметром. Но все чаще стали появляться РН с запуском частотой снимаемой с фазы генератора. У кого есть регулируемый блок питания его можно дополнить выводом непосредственно с вывода вторичной обмотки и дополнить парой светодиодов. А у кого нет блока могут сделать самостоятельно простенький тестер для проверки РН.

    _________________
    Site Admin
    Мир гниёт, люди продаются. Поэтому на всякий случай сомневайтесь в каждом.

    Вернуться наверх
    Admin
    Site Admin

    Зарегистрирован: 16 авг 2009 09:12
    Сообщений: 5172
    Откуда: UА. Западный регион. www.peremotka.org
    Благодарил (а): 1358 раз.
    Поблагодарили: 1430 раз.

    _________________
    Site Admin
    Мир гниёт, люди продаются. Поэтому на всякий случай сомневайтесь в каждом.

    Вернуться наверх
    Admin
    Site Admin

    Зарегистрирован: 16 авг 2009 09:12
    Сообщений: 5172
    Откуда: UА. Западный регион. www.peremotka.org
    Благодарил (а): 1358 раз.
    Поблагодарили: 1430 раз.

    Диагностика системы пуска и электроснабжения автомобиля.

    Устройство и принцип работы

    Неисправности и ремонт якоря
    – Ремонт коллектора якоря стартера.
    – Ремонт – гальваническое наращивание коллектора.

    Ремонт обгонной муфты (бендикса)
    – как закалить ролики

    Изготовление и замена втулки в редукторном стартере
    ремонт катушек статора
    Пайка многожильного провода большого сечения.
    ППЯ – Прибор проверки якорей

    Диагностика состояния узлов генератора
    Перемотка катушки ротора генератора
    Перемотка статора генератора
    Замена контактных колец ротора генератора
    Ремонт диодного моста
    Ремонт щёточного узла и замена регулятора напряжения

    Тестер для проверки регуляторов напряжения
    Прибор ПДО. Прибор для диагностики обмоток генератора

    _________________
    Site Admin
    Мир гниёт, люди продаются. Поэтому на всякий случай сомневайтесь в каждом.

    Вернуться наверх
    Admin
    Site Admin

    Зарегистрирован: 16 авг 2009 09:12
    Сообщений: 5172
    Откуда: UА. Западный регион. www.peremotka.org
    Благодарил (а): 1358 раз.
    Поблагодарили: 1430 раз.

    _________________
    Site Admin
    Мир гниёт, люди продаются. Поэтому на всякий случай сомневайтесь в каждом.

    Вернуться наверх

    Ремонт якоря электродвигателя своими руками

    Привет всем участникам!

    Вентилятор печки Hyundai Elantra j3 перестал работать, проверка предохранителей — предохранители исправны. Требуется ремонт якоря электродвигателя вентилятора part № 97113-2D000

    В нашем случае варианты замены вентилятора на те, что были в наличии в магазине автозапчастей не подошли, хотя они являлись аналогами согласно каталога exist.ru., а стоимость оригинального вентилятора составляла от 7000 рублей и выше.

    Решение: будем восстанавливать коллектор якоря электродвигателя своими руками.

    Стоимость работы: 0 рублей

    Тестирование мотора после ремонта

    В большинстве бытовых устройств (пылесосах, стиральных машинах, мясорубках, фенах, инструментах и т.д.) применяется коллекторный электродвигатель. Как и любой агрегат, он может выйти из строя. Ремонт коллекторных электродвигателей можно осуществить в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов. Для этого достаточно знать, что они собой представляют, и иметь хотя бы минимум опыта.

    Что такое коллекторный электродвигатель

    Двигатель такого типа – это чаще всего синхронный агрегат, подключающийся к источнику питания 220В, и состоящий из:

    • статора;
    • ротора;
    • щеточно-коллекторного узла;
    • подшипников.

    Все детали заключены в корпус.

    Предварительная проверка коллекторного электродвигателя

    Если устройство не работает, прежде всего убедитесь, что проблема заключается в самом двигателе. Для этого:

    • Проверьте, идет ли напряжение на прибор. Включите его в другую розетку (возможно, ремонта требует источник тока).
    • Осмотрите шнур на предмет обрыва.
    • Проверьте, не потерян ли контакт у кнопок включения и управления, нет ли механических повреждений.

    При отсутствии неполадок в этих деталях разберите прибор. Воспользуйтесь инструкцией, которую производитель обязательно включает в паспорт.

    Возможные неисправности коллекторного электродвигателя

    Иногда даже люди, знакомые с устройством механизма, слабо представляют, как проверить коллекторный электродвигатель. Ниже мы расскажем обо всех возможных неисправностях и способах их выявления и устранения.

    • Нарушение контактов. На него указывает активное искрение.
    • Межвитковое замыкание (замыкание обмоток в коллекторе). Оно также вызывает искрение.
    • Износ щеточно-коллекторного узла. При этом он чернеет и появляется искрение. Обычно проблема решается путем замены старых элементов на новые. Чтобы снять узел, отодвиньте фиксатор и открутите крепежный болт (в зависимости от модели двигателя).
    • Потемнение контактной части коллектора. Часто достаточно зачистить его мелкой наждачной бумагой.
    • Образование канавки в месте контакта щеток с коллектором. Необходимо выполнить проточку узла на станке.
    • Износ подшипника. Эту неисправность можно определить по усиленной вибрации корпуса во время работы двигателя и биению патрона. В этом случае требуется замена подшипника.
    • Касание якорем статора. Иногда хватает замены якоря, но в некоторых случаях придется заменить и якорь, и статор.
    • Сбой управления на микроконтроллере. Установка нового микроконтроллера – оптимальное решение проблемы.
    • Выгорание или обрыв обмоток. Обратите внимание на их цвет и целостность. Почернение всего корпуса обмоток или их части указывает на выгорание, обрыв легко определяется при визуальном осмотре. В этом случае требуется их замена или перемотка.
    • Графитовая пыль в пространстве между ламелями. Вашему прибору просто нужна прочистка.
    • Выгорание изоляции проводов. На эту проблему укажет характерный запах.

    Во всех вышеуказанных случаях восстановление коллектора электродвигателя своими руками вполне возможно при наличии необходимых запчастей и инструментов. Только если у вас нет опыта в перемотке обмоток, лучше обратиться в соответствующий сервис. После устранения неполадок соедините все детали в обратном порядке.

    Проверка коллекторного электродвигателя мультиметром

    Допустим, визуальный осмотр не дал результатов – на первый взгляд все узлы целы, обрывы не обнаружены, запах горелого отсутствует. В этом случае проведите проверку прибора и его элементов с помощью специального прибора – мультиметра. Процесс состоит из нескольких этапов:

    • Установите на приборе режим измерения сопротивления до 200 Ом.
    • Прозвоните попарные выводы обмоток статора на ламели. Значения сопротивления должны быть одинаковыми.
    • Проверьте корпус якоря и ламели. В идеале значение сопротивления стремится к бесконечности.
    • Прозвоните выводы обмоток. Если сопротивление отсутствует в одном или нескольких контурах, двигатель неисправен.
    • Проверьте цепь между корпусом статора и выводами обмотки. При наличии пробоя на корпусе эксплуатация агрегата невозможна.
    • Прозвоните ротор, расположив щупы тестера на коллекторе на максимальном удалении друг от друга. Когда мультиметр покажет значение, слегка проверните ротор до момента соединения щупов со следующей обмоткой. Таким образом проверьте все обмотки. Если значение сопротивления в каждом контуре одинаково или отличается очень незначительно, узел исправен.

    Не стоит сразу нести в починку или выбрасывать «забарахливший» прибор, как это предпочитают делать многие. Вы сэкономите средства, если будете знать, как восстановить коллектор электродвигателя самостоятельно. Процесс не слишком сложен и занимает не так уж много времени, а механизм сможет прослужить еще долго.

    Самоделки из двигателя от стиральной машины:

    1. Как подключить двигатель от старой стиральной машины через конденсатор или без него
    2. Самодельный наждак из двигателя стиральной машинки
    3. Самодельный генератор из двигателя от стиральной машины
    4. Подключение и регулировка оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины-автомат
    5. Гончарный круг из стиральной машины
    6. Токарный станок из стиральной машины автомат
    7. Дровокол с двигателем от стиральной машины
    8. Самодельная бетономешалка

    Ремонт коллектора своими руками гальваническим наращиванием

    Так выглядят коллекторы вполне пригодные под восстановление.

    Слева, от печки, с ламелями полностью выгоревшими до изолятора, на него придется намотать виток к витку оголенный провод диаметром около 0,2мм. В середине от стартера, но уже проточеный под наращивание. На нем заметно выгорание одной ламели до основания и предельный износ остальных, но крепление ламелей не нарушено, а провода к ламелям приварены. Стандартный диаметр 45мм проточено до 41мм. Справа коллектор тоже от печки, вполне пригодный под восстановление без доработок, достаточно только зачистить.

    Якорь под наращивание придется подготовить, поскольку он не совсем обычный и изготовить импровизированую ванну.

    Для этого подойдет половинка пластиковой бутылки. Вал якоря нужно обмотать скотчем, и торец коллектора замазать пластилином, чтобы зря на торцы ламелей не наростала медь и чтобы не просочился электролит между валом и изолятором коллектора, контакт электролита с железом недопустим. Из изоленты ПХВ нужно намотать пробку, чтобы она плотно входила в горлышко бутылки изнутри.

    У коллектора моторчика нужно куском оголенного провода хорошо соединить все ламели между собой и подвесить на перекладине в простой банке с электролитом так чтобы электролит не касался крючков, но полностью покрывал место износа.

    Расположение коллектора в электролите, анодом служит шинка от сгоревшего стартера, общая площадь ее должна быть примерно в два раза больше наращиваемой поверхности. Шинка сворачивается спиралью, чуть больше диаметра сосуда и при помещении в сосуд плотно прилегает к стенке. Минус источника питания подключается к наращиваемой детали, плюс к шинке. Ток подбирается из рассчета 1,5А на 1 дм2. Питать можно от зарядного устройства для телефона, а регулировать ток включением последовательно лампочек разной мощности. Лампочки нужны еще и для защиты от возможного КЗ на ванне.

    Состав электролита:

    • медный купорос — 200г
    • серная кислота 1,84 — 40г
    • спирт — 5г
    • кипяченая вода — 800мл.
    • спирт можно заменить тройным количеством водки.

    Через сутки получаем не совсем приглядный вид нарощенного коллектора.

    Но после проточки он выглядит уже так, поскольку меди наростает хоть и не ровно, но значительно больше чем нужно.

    Конечно, мал объем ванны, можно поэкспериментировать с составом электролита, но нужно ли это. при таком режиме медь наращивается очень твердая, хоть и не ровно. Прорезать пазы между ламелями можно бормашинкой, или просто заточенным ножовочным полотном и обязательно проверить на отсутствие замыканий между пластинами.

    Так выглядит готовый под сборку якорь стартера, его диаметр стал на 1мм больше стандартного, но это ничему не мешает, а походит подольше. По небольшой щербинке можно заметить где была сгоревшая ламеля. Справа готовый под намотку якорь моторчика, коллектор тоже увеличен на 1 мм. Таким методом можно восстановить практически любой коллектор, если конечно он не развалился на части.

    Ремонт коллектора и щеток электрических машин постоянного тока

    При работе генераторов и электродвигателей постоянного тока чисто наблюдается искрение на коллекторе, при этом на поверхности его появляются борозды, пластины подгорают. В результате коллектор и щетки быстро изнашиваются.

    Искрение на коллекторе может быть вызвано неисправностями коллектора, щеток, щеткодержателей и обмоток электродвигателей.

    Неисправности коллектора и их устранение

    Шероховатость поверхности является наиболее распространенной неисправностью коллектора. Шероховатость поверхности коллектора возникает в результате царапин, нагара или слоя окиси на коллекторе.

    Царапины наносятся твердыми частицами, попавшими на коллектор под щетки. Нагар образуется от искрения, а слой окиси на коллекторе появляется после длительного нахождения электродвигателя в местах с повышенной влажностью.

    Шероховатость коллектора устраняют шлифовкой его поверхности мелкой стеклянной бумагой. Бумагу прижимают к вращающемуся коллектору специальной деревянной колодкой из твердого дерева с вырезом в ней по форме коллектора.

    Образование желобков . При расположении щеток одна против другой после длительной работы электродвигателя на коллекторе образуются желобки, поверхность коллектора становится волнистой. Эту волнистость устраняют проточкой коллектора на токарном станке. Чтобы избежать возникновения желобков, щетки надо располагать в шахматном порядке.

    Выступание миканита над пластинами. Миканитовые прокладки коллектора тверже медных пластин. Поэтому в процессе работы они меньше истираются и постепенно выступают над поверхностью пластин.

    Для устранения этой неисправности необходимо продорожить коллектор, т. е. удалить выступающий между пластинами миканит тонкой пилкой. При продороживании пилку надо водить по линейке, уложенной параллельно краю пластины коллектора.

    После продороживания все канавки между пластинами коллектора прочищают волосяной щеткой и при помощи шабера снимают фаски с краев коллекторных пластин. После этого коллектор шлифуется и продувается сжатым воздухом.

    Биение коллектора может появляться в результате: неисправности подшипника электродвигателя, неодинаковой высоты пластин коллектора, проявляющейся при некачественной сборке и неправильной центровке якоря электродвигателя.

    Дли устранения биения коллектора неисправный подшипник ремонтируют или заменяют. Если биение коллектора происходит вследствие неодинаковой высоты ого пластин, то коллектор следует проточить на токарном станке до устранения биения. При неправильной центровке, вызывающей биение коллектора, якорь необходимо заново отцентрировать на специальном станке.

    Неисправности щеток и их устранение

    Щетки плохо пришлифованы , обломаны по краям или имеют царапины на прилегающей к коллектору поверхности.

    Для устранения этого угольные и графитные щетки надо пришлифовать к коллектору стеклянной бумагой. При этом следует начинать с крупных номеров стеклянной бумаги и постепенно переходить к более мелким.

    Применять для пришлифовке наждачное полотно запрещается, так как наждачная пыль, забиваясь в прорези между коллекторными пластинами, замыкает их между собой.

    Щетки неправильно расположены на коллекторе . Это может быть в том случае, если они прилегают к пластинам коллекторов одной стороной, или траверса щеткодержателей установлена не по заводским меткам, имеющимся на ней и на корпусе.

    Сдвинутую траверсу надо установить по заводским меткам. При отсутствии заводских меток или их неправильности (искрение не устраняется) нужно установить щетки на нейтраль, смещая их по коллектору (у генераторов – в сторону вращения, а у двигателей – в противоположную сторону) до полного исчезновения искрения.

    Положение щеток на нейтрали соответствует: у генераторов – их наибольшему напряжению при холостом ходе; у двигателей – равенству чисел оборотов при прямом и обратном вращении.

    Одностороннее прилегание щеток может быть устранено поворотом обоймы щеткодержателя или пришлифовкой их к коллектору, если обойма щеткодержателя неподвижна.

    Щетки недостаточно прижаты к коллектору или неплотно установлены в обойме . Это бывает при слабом нажатии пружин щеткодержателя на щетки, слишком большом просвете между щеткой и обоймой либо при плохом закреплении траверсы и щеткодержателя.

    Силу нажатия на щетку увеличивают посредством регулировки нажимной пружины. В случае отсутствия регулировочного устройства пружину заменяют на более жесткую. Для устранения колебания щетки в обойме щеткодержателя ее заменяют на большую – по размерам обоймы. Если же колебания щетки вызваны ослаблением креплений щеточного механизма, то надо затянуть укрепляющие болты на траверсе и щеткодержателях.

    Чрезмерное увеличение силы тока, проходящего через щетки . Если плотность тока в щетке превышает величину, допустимую для данного типа щеток, то это приводит к неизбежному перегреву щеток.

    Если после устранения рассмотренных повреждений искрение на коллекторе продолжается, то причиной его могут быть повреждения обмотки якоря или полюсов машины: короткое замыкание, распайка обмотки якоря в петушках, разрыв якорного проводника, замыкание на железо. В большинстве случаев эти повреждения исправляются при капитальном ремонте машины постоянного тока.

    Читайте также:  Самодельная мобильная эстакада
    Ссылка на основную публикацию