Десульфатор или зарядка dedivan-а своими руками

Поделки своими руками для автолюбителей

Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Всем привет, вы давно просите написать статью про устройство для восстановления автомобильных, свинцово-кислотных аккумуляторов. Наверное любой автолюбитель сталкивался с явлением, когда аккумулятор полежав некоторое время без дела, перестает отдавать номинальную ёмкость.

Крутит стартёр полсекунды затем задыхается, но напряжение на нём нормальное — 12 вольт, в этом случае в народе часто говорят «аккумулятор не держит ток», с этим может столкнулся каждый.

Но почему это происходит?

Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин находящихся в растворе электролита, в данном случае электролитом является серная кислота. Процесс заряда и разряда аккумулятора не что иное, как окислительно-восстановительный процесс. Протекает химическая реакция в ходе которой, свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине.

В ходе данной реакции образуются сульфаты, которыми со временем обрастают пластины, сульфаты препятствуют протеканию тока, так как являются плохим проводником и со временем аккумулятор теряет ёмкость и не способен отдавать большой ток для работы стартёра.

Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее чем раньше, не имея при этом механических повреждений, скорее всего сульфатация убила его, но отчаиваться не стоит, читаем статью до конца…

Предлагаемое устройство, отныне — «десульфатор» создаёт короткие импульсы высокой амплитуды и чистоты, импульс длится определённое время, затем простой, затем снова импульс.

Такие ударные процессы могут разрушить сульфатную плёнку и в теории это возможно, на практике не все аккумуляторы удаётся восстановить, из-за конструктивных особенностей последних. Но судя по статистике, около 80-85 % старых аккумуляторов подлежат восстановлению. Естественно если причиной неработоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или иное механическое повреждение.

Вот такое получится устройство…

Как пользоваться устройством? Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от аккумулятора, который он десульфатирует и постепенно разряжает его, в этом же случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.

Схему можно использовать и для зарядки низковольтных, свинцовых аккумуляторов с номинальным напряжением в 4-6 вольт, такие ставят в китайские фонарики, в детские электрокары и так далее…

Схема изначально создана для зарядки аккумуляторов малой ёмкости, но её успешно используют и для десульфатации автомобильных аккумуляторов.

Перед тем, как начать процесс заряда с десульфатацией, нужно слегка подзарядить автомобильный аккумулятор. Для начала нужно найти любой источник питания или зарядное устройство с напряжением от 8 до 12 вольт и подключить его на вход десульфатора. Но не напрямую, а через лампу накаливания 12 вольт с мощностью в 21 ватт, чтобы не превысить ток заряда.

К выходу прибора подключается аккумулятор, который нужно восстановить, ну и в принципе всё.

Так, как прибор работает в звуковом диапазоне, вы скорее всего услышите слабый свист, силовые компоненты схемы слегка должны нагреваться.

Осциллографом можно убедиться, что аккумулятор заряжается импульсами тока высокой частоты.

Схема устройства довольно простая…

Простыми словами поясню как работает схема.

Напряжение зарядного устройства через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора, для маломощной части схемы, питание подаётся через токоограничивающий резистор R1, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.

На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1 килогерц, коэффициент заполнения 90%, то есть сигнал высокого уровня длится большУю часть времени, именно этот импульс нам нужен для того, чтобы открыть полевой транзистор. Но проблема заключается в том, что при подаче такого импульса на полевой транзистор он большую часть времени будет находиться в открытом состоянии и лишь 10% в закрытом, это приведёт к тому, что транзистор будет прокачивать слишком большой ток и как следствие мы получим сильный нагрев всех силовых элементов и большое потребление тока всей схемы в целом.

Это неэффективно и может навредить аккумулятору. Один из вариантов — это снижение длительности сигнала высокого уровня, тогда транзистор будет открыт на короткое время и всё станет на свои места. Но к сожалению в таком включении конструктивные особенности таймера NE555 не позволяют сделать этого, так как же быть?

Микросхема CD4049 представляет из себя логику, которая содержит в своём составе 6 логических инверторов «не», каждый инвертор имеет один вход и один выход, их задача «отрицание». Если на вход поступает высокий уровень, на выходе получаем обратное, иначе говоря инвертированный или перевёрнутый сигнал.

Полевой транзистор 10 % времени у нас открыт, 90% закрыт, открываясь он замыкает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается некоторая назовём это энергией, а когда транзистор закрыт цепь разрывается и за счёт явления самоиндукции, которая свойственна индуктивным нагрузкам, дроссель отдаёт накопленную энергию.

Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой, притом напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания, этот всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.

Процесс происходит больше тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную плёнку.

Я подключил на вход схемы накопительный конденсатор и стало ясно, что амплитудное значение выходного напряжения при питания от источника 12 вольт доходит до 70-75 вольт и зависит исключительно от индуктивности накопительного дросселя.

В схеме задействован предохранитель и ещё один выпрямительный диод.

Предохранитель защищает десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций: во-первых защищает схему, если вы случайно её подключите к зарядному устройству неправильно… и во-вторых защищает зарядное устройство от всевозможных импульсных помех и всплесков напряжения, которые образуются на плате десульфатора.

Я думаю все поняли как это работает.

О компонентах…

Ну с таймером и логикой думаю всё понятно, в моём случае они установлены на панельке для безпаечного монтажа, но вам советую после проверки схемы запаять их напрямую.

Полевой транзистор IRF3205 или любые другие n-канальные с напряжением от 60 до 200 вольт и с током от 30 ампер.

Транзистор советую установить на небольшой радиатор.

Дроссель имеет индуктивность около 200 микрогенри, намотан на кольце из порошкового железа, такие кольца можно найти в компьютерных БП, размеры кольца внешний диаметр-20.5мм, внутренний 12мм и ширина кольца 6.6мм.

Обмотка намотана проводом 1мм, количество витков 60, в моём случае прОвода чуть-чуть не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но работает устройство хорошо. Размеры кольца особо не критичны, главное соблюдать индуктивность и мотать обмотку проводом 1 -1.2 миллиметра.

Конденсатор С1 на 100- 220 микрофарад, очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением, так как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он постоянно будет накапливать и отдавать энергию, даже слегка греется во время работы.

Оба диода нужно взять с током в 5-10 ампер, можно обычные, но желательно взять импульсные диоды.

Вот печатная плата, скачать её можно в конце статье.

На самом зарядном, нужно выставить ток не более 2 ампер, иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто-то скажет 2 ампера зарядного тока это мало?

-Да согласен, но не забываем, что у нас в большей степени не зарядка, а десульфатация.

В холостую прибор потребляет от источника питания ток всего в 100 миллиампер, его можно подключить к любому зарядному устройству с напряжением 12-15 вольт, ограничить ток на уровне 2 ампер и всё.

Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности, подключённой в разрыв плюса питания.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Можно использовать и более низковольтные блоки питания с напряжением 8-10 вольт, так как наша схема всё равно повышает начальное питание до нескольких десятков вольт.

Сколько должен длиться процесс десульфатации?

Автор данной схемы говорит, что в течение двух недель регулярной зарядки полностью можно восстановить старый аккумулятор и конечно же без проверки я бы не стал писать эту статью.

В наличии у меня несколько 6 вольтовых аккумуляторов на 10 амперчасов, которые не были в эксплуатации несколько лет, в течение пяти дней я регулярно заряжал один из этих аккумуляторов десульфатором, затем разряжал.

В самом начале подопытный аккумулятор отдавал ёмкость всего 700-800 миллиамперчасов, не помогла и заливка дистилированной воды, но десульфатор помог..

Спустя 5 дней аккумулятор отдаёт аж 4 ампера из 10, это я думаю очень хороший показатель.

Архив к статье; плата в формате .lay скачать.

Десульфатор – устройство для «лечения» аккумуляторов


Честно скажу, о таком устройстве я раньше не слышал, хотя на станциях зарядки аккумуляторов для армейских радиостанций есть режим “разряд/заряд”. Подозреваю, что возможно это и есть десульфация, хотя, скорее всего, это связано с эффектом памяти. Пришлось полазить по интернету и оказалось, что на некоторых ЗУ советского производства, в частности “Вымпел 55” и “Вымпел 27” присутствует такая опция. Продаются такие устройства и на Али, но отзывы разнятся. Некоторые хвалят, некоторые говорят “бесполезно”.

В чем же суть такого устройства? Десульфатация – это очищение пластин аккумулятора, от сульфата свинца, при помощи специальных циклов зарядов и разрядов. Если кратко, то работая по определенному алгоритму, устройство способствует очищению пластин от сульфатов. А сульфатация основная причина выхода АКБ из строя.

Еще одним плюсом можно считать то, что устройство питается от АКБ и для процесса десульфатации не нужно снимать АКБ с автомобиля. Некоторые модели устройств можно просто установить на автомобиль.

К недостаткам можно отнести период десульфатации. Он может быть от 1 суток, до месяца. Но если устройство установлено на авто, то особых неудобств нет.

Такие устройства могут восстановить, по некоторым оценкам, до 85% аккумуляторных батарей, и это неплохой результат. Конечно, если пластины уже разрушены, то им уже не поможешь.

Десульфатор, который мы рассматриваем в этой статье, выполняет еще и функцию зарядного устройства. К сожалению мастер не предоставил схему и ссылку на печатную плату и микроконтроллер, но он обещает дополнить статью в будущем, и если ссылка будет размещена, то она будет и в этой статье. А сейчас в статье будет подробно рассказан процесс монтажа платы и процессе десульфации.

Мастер предупреждает о высоком риске поражения электрическим током.

ОПАСНОСТЬ: DIMP 2 подвергает оператора смертельному напряжению через выходные провода. Не покупайте, не создавайте и не используйте DIMP 2, если вы не несете полную ответственность за безопасность себя и окружающих. Только взрослые с правильным пониманием рисков могут пытаться использовать DIMP 2.


Припаяйте четыре 300-омных резистора для светодиодного дисплея на R3, R4, R5 и R6. Они расположены вместе возле верхнего края печатной платы.

Резистор на 300 Ом имеет следующую градацию = оранжевый – черный – коричневый ИЛИ оранжевый – черный – коричневый – золотой






Дальше нужно припаять DIP-сокет.
Убедитесь, что вы нашли контакт 1 на DIP-разъеме. Полукруглая выемка, указывающая на вывод 1, должна быть расположена на правом краю платы. Это важно, поэтому дважды проверьте его перед пайкой.

Установите сокет и припаяйте сначала ножки 1 и 15, а затем все остальные.









Посмотрите на маркировку на каждом конденсаторе и найдите минус / отрицательную полосу на одной стороне. Эта сторона также должна иметь более короткую ножку.

Затем посмотрите на место монтажа C4 и C5. Каждый из них представляет собой круг, половина которого закрашена сплошным белым цветом. Эта половина для отрицательного контакта конденсатора.















Поскольку вход питания переменного тока предназначен для установки на печатные платы толщиной 1,4 мм, на этой плате, толщиной 1,6 мм, защелки не защелкиваются.

Возьмите немного термоклея, нанесите его только на пластиковые защелки на входе (не на паяные штыри), затем быстро вставьте вход в отверстия и нажмите на него вплотную к печатной плате. Если у вас нет горячего клея, приклейте на суперклей. Дайте клею высохнуть, затем припаяйте два контакта.



Ползунковый переключатель SW4 имеет три крошечных штифта и два больших металлических монтажных штифта. Понадобится сначала спаять монтажные штифты.

Установите переключатель на контактную площадку. Припаяйте два монтажных штифта.










Прежде чем установить ATMEGA48V-10PU в DIP-разъем, нужно проверить, чтобы линейный регулятор напряжения подавал 5 В на вывод Vcc. SW4 должен быть выключен (привод смещен вниз, к нижнему краю платы).

Установите мультиметр в режиме вольтметра и установите измерительные щупы на контакт 20 (Vcc) и контакт 22 (GND). Контакт 20 является шестым контактом от нижнего левого угла гнезда DIP.

Переведите переключатель SW4 во включенное положение. Напряжение должно быть 5,05 В, с новой 9 В батареей.
После проверки выключите SW4 и выньте батарею 9 В из держателя.

ATMEGA48V-10PU может поставляться с предварительно согнутыми контактами или нет.

Посмотрите на них и посмотрите, являются ли они прямыми. Если ножки не согнуты заранее, очень осторожно согните обе стороны немного внутрь. Это можно сделать, уперев ножки в твердую поверхность, например, столешницу, и надавив.

Читайте также:  Самодельный микро-паяльник для мелких работ

Затем найдите крошечную точку, указывающую на контакт 1 или полукруглую выемку в верхней части микросхемы, и сориентируйте ее по направлению к концу DIP-гнезда, у которого вырезана полукруглая выемка.

Аккуратно вдавите чип в гнездо, равномерно прилагая давление ко всему чипу, чтобы не сломать.













Шаг пятый: проверка цепи
Проверьте цепь вольтметра.
Убедитесь, что печатная плата находится в безопасном месте, а шнур питания переменного тока не подключен к DIMP 2. Убедитесь, что тумблер SW3 выключен (0). Убедитесь, что предохранитель установлен.

Включите SW4. Вы должны сразу увидеть 000.0 на светодиодном дисплее.
Выключите SW4.
На АКБ проверьте напряжение мультиметром.

Подключите провода в разъем J2, затем прикрепите зажимы к батарее, соблюдая полярность.
Включите SW4. На дисплее должно быть напряжение равное ранее проверенному мультиметром.

Шаг шестой: десульфация
ОПАСНОСТЬ: Этот шаг включает в себя тестирование при смертельно высоких напряжениях.

ВАЖНО: Всегда надевайте защитное снаряжение.
Поместите DIMP 2 и аккумулятор на огнеупорную непроводящую устойчивую поверхность.

УБЕДИТЕСЬ, ЧТО КАБЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НЕ ПОДКЛЮЧЕН.

Установите два ползунковых переключателя в зависимости от тока, необходимого для зарядки аккумулятора. Для наименьшего тока (для батарей типа АА) сдвиньте оба переключателя влево (с ориентацией DIMP 2, чтобы светодиодный дисплей находился в верхнем правом углу). Чтобы увеличить ток до среднего, сдвиньте один из двух переключателей вправо. Чтобы увеличить ток до максимума (для большинства аккумуляторов электроинструмента и автомобильных аккумуляторов), сдвиньте оба переключателя вправо. Как правило, лучше использовать меньший ток.

Вставьте выходные провода в разъем DIMP 2.
Подсоедините выходные провода к батарее, убедившись, что черный провод идет к отрицательной клемме батареи, а красный провод идет к положительной клемме батареи.

Включите ползунок и наблюдайте за напряжением батареи.
Подключите 220В к устройству.

Включите тумблер и наблюдайте за медленным изменением напряжения. Он не должен сильно или очень быстро меняться. Если напряжение резко возрастает и не падает, аккумулятор почти наверняка полностью не восстановим. Напряжение на умеренно сульфатированном аккумуляторе должен быстро подскочить, затем при номинальном напряжении упасть почти так же быстро, а затем постепенно подниматься по мере зарядки/десульфатации. Сильно сульфатированная батарея сразу же поднимется вверх, а затем снижается часы или даже дни к номинальному напряжению.

Следите за температурой батареи и ее напряжением во время зарядки / десульфатации. Тепло вредно для вашей батареи. Литиевые батареи должны постоянно контролироваться, так как они могут загореться. Свинцово-кислотные аккумуляторы могут выделять газ.

Выключите тумблер, когда напряжение достигнет примерно 110% от номинального напряжения. Батареи NiCd и NiMH для электроинструментов обычно достигают этого в период от 15 минут до получаса. Литиевые батареи тоже быстро заряжаются. У свинцово-кислотных аккумуляторов этот процесс занимают часы. Напряжение должно упасть, а затем найти устойчивое значение. Если это значение выше номинального напряжения, все готово, и вы можете перейти к следующему шагу. Если напряжение падает ниже номинального напряжения, вы можете попробовать еще раз пройти этот цикл, но возможно, что батарейный элемент или батарейный блок могут быть полностью не десульфатируемы.
При необходимости можно повторить цикл.

Как самостоятельно выполнить десульфатацию аккумуляторной батареи

Если говорить о свинцово-кислотных аккумуляторных батареях, то их износ и потеря характеристик довольно часто связаны с образованием сульфата свинца на поверхностях пластин.

Такое возможно при нарушении правил зарядки, неправильной эксплуатации или в результате естественного износа. Чтобы справиться с проблемой образования такого налёта, снижающего ёмкость АКБ, её способность принимать и отдавать заряд, проводят процедуру под названием десульфатация.

Смысл десульфатации заключается в том, чтобы удалить с поверхностей пластин налёт и тем самым продлить срок службы АКБ. Подобные процедуры можно провести в домашних условиях, используя те или иные методы.

Понятие о сульфатации и десульфатации

Для начала нужно разобраться с понятием сульфатации пластин аккумуляторов, что позволит понять, что собой представляет обратный процесс, то есть десульфатация.

Сульфатацией называют процесс, при котором на пластинах, выполненных из свинца, образуется налёт, состоящий из сульфата свинца. Он же сернокислый свинец.

Образование этого вещества происходит при разряде АКБ и обусловлено протекающей в этих условиях химической реакцией.

Сульфат свинца также появляется и в обычном режиме работы. Но его концентрация и количество незначительные. При заряде компоненты снова растворяются, не нанося серьёзного ущерба для аккумулятора.

Когда же разряд сильный, химические процессы протекают очень активно, что губительно для свинцовых пластин. Покрытые сульфатом пластины перестают принимать участие в химических реакциях и не могут вырабатывать энергию. Из-за этого падает ёмкость АКБ, батарея со временем полностью выходит из строя.

Существуют характерные признаки, позволяющие подтвердить, что происходит сильная сульфатация внутренних пластин аккумулятора. Это быстрый разряд, неспособность АКБ удерживать заряд и пр.

Среди основных причин можно выделить такие:

  • влияние глубокого разряда;
  • воздействие низких температур;
  • повышенные температуры;
  • добавление в АКБ электролита или кислоты;
  • длительное хранение в состоянии разряда.

Соответственно десульфатацией называют обратный процесс, то есть очищение пластин от образовавшегося налёта из сульфата свинца.

Для обратного процесса можно использовать несколько решений.

Какие АКБ подлежат восстановлению

Ошибочно считать, что путём десульфатации автомобильных аккумуляторов можно спасти абсолютно любую батарею.

При замыкании банок и разрушении свинцовых пластин восстановить АКБ будет невозможно.

Прежде чем приступать к такой процедуре, необходимо проверить состояние батареи, убедиться в отсутствии внешних и внутренних повреждений. Если АКБ падала, её сильно ударяли, тогда дефекты наверняка имеются. Восстановление батареи с дефектами потенциально несёт в себе дополнительную угрозу.

При отсутствии всех этих проблем, но при наличии признаков сульфатации стоит попробовать восстановить аккумулятор. Делается это при наличии таких симптомов:

  1. Батарея быстро заряжается, но так же быстро разряжается. Один из наиболее характерных признаков сульфатации.
  2. Кипит электролит. Если спустя короткое время после начала заряда рабочая жидкость внутри батареи кипит, это тоже признак.
  3. За короткий промежуток времени батарея начинает сильно нагреваться.
  4. На пластинах, если их можно визуально проверить, имеются признаки белого налёта. Это и есть тот самый сульфат свинца.
  5. Падают показатели ёмкости. Для проверки ёмкости потребуется обратиться в сервис, либо же воспользоваться специальным оборудованием. Сравните текущую ёмкость с заводскими показателями. Если ёмкость упала ниже 40% от номинальной, восстановление вряд ли возможно.

Но попробовать всегда стоит. К тому же заниматься десульфатацией можно в гаражных условиях, не привлекая к работе специалистов. Существует несколько действенных и доступных всем методов.

Методы десульфатации

Существует несколько схем для десульфатации аккумулятора своими руками, что позволяет выбрать для себя оптимальный вариант.

Условно все методы для десульфатации автомобильного аккумулятора можно разделить на 2 группы:

  • с помощью оборудования;
  • без использования каких-либо устройств, народные средства.

И тут стоит рассмотреть все доступные варианты. Это позволит провести самостоятельную десульфатацию загрязнённого аккумулятора с применением тех решений, которые есть у того или иного автомобилиста.

Народные методы

Прежде чем переходить к основным и наиболее действенным способам, стоит рассмотреть ещё несколько интересных и потенциально достаточно эффективных вариантов.

Если вы не знаете, как сделать самостоятельно десульфатацию для своего аккумулятора, и никакого специализированного оборудования в распоряжении нет, тогда стоит опробовать один из следующих методов:

  • физическая очистка;
  • химические добавки;
  • сода.

Практика показывает, что когда сульфатация поражает пластины аккумулятора, их вполне можно устранить даже в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов и не используя специальные устройства.

Физическая очистка

На практике физическая чистка налёта – решение не самое лучшее. На то есть несколько объективных причин:

  • чтобы добраться до пластин, придётся резать корпус, тем самым нарушая его герметичность;
  • правильно и полноценно восстановить целостность корпуса достаточно сложно;
  • очищать налёт вручную тяжело и долго;
  • при очистке можно повредить не только корпус, но и пластины, на которых обычно присутствуют тонкие защитные слои;
  • любой контакт с электролитом может повлечь за собой ожоги;
  • вдыхать пары электролита крайне опасно.

Но даже это не останавливает множество автолюбителей, которые в гаражных условиях разбирают батарею, чистят её вручную, после чего собирают обратно.

Автохимия

Более безопасным и эффективным считается использование специального средства. Есть различные химические присадки, но при этом автолюбители выделяют «Трилон Б».

Существуют и аналоги в виде порошков или готовых к использованию жидкостей. Прямого назначения по чистке АКБ у них нет. Тот же «Трилон Б» позиционируется как состав для очистки системы охлаждения. Но автомобилисты нашли ему более широкое применение.

Используя «Трилон Б», в разведённом виде хранить состав в ёмкости из металла нельзя, поскольку компоненты вступают в активную химическую реакцию и начинают разъедать материал.

Суть заключается в том, чтобы смешать порошкообразный состав с дистиллированной водой и залить полученную смесь внутрь аккумулятора. За счёт протекающих реакций начинается десульфатация. При этом автохимия обычно помогает при незначительных загрязнениях. Если налёта много и он плотный, тут лучше прибегнуть к более эффективным методам.

Не менее распространена среди автолюбителей десульфатация с помощью соды. Смысл здесь тот же, что и при использовании химии:

  • нужно сделать раствор соды и воды, взяв 100 грамм порошка на 1 литр дистиллята;
  • либо есть иной вариант пропорций: 1 чайная ложка соды на 100 мл жидкости;
  • раствор ставится на огонь и доводится до кипения;
  • затем эту смесь в горячем состоянии заливают в АКБ, предварительно слив электролит;
  • выждав около 30–40 минут, соду можно сливать, затем промыть обычной чистой водой и залить электролит.

Остаётся только зарядить АКБ и проверить, восстановилась ли работоспособность, или нет.

Не всегда удаётся провести устранение с поверхностей свинцовых пластин автомобильного аккумулятора последствия сульфатации подобными методами.

Обычно они показывают себя неплохо, если ситуация с загрязнением незначительная.

Если же поражение пластин аккумулятора серьёзное, тогда сульфатацию будет лучше убрать с помощью специальных устройств.

Применение оборудования

Когда требуется добиться действительно хорошего результата, придётся задействовать определённое оборудование.

Всего можно выделить несколько устройств, способных помочь в такой ситуации:

  1. Десульфатор. Это специальный аппарат, который пока не получил широкого распространения. Основная масса десульфаторов завозится из Китая. Некоторые собирают их в домашних условиях на основе таймера NE 555. Не все понимают, как можно избавиться от последствий сульфатации на пластинах автомобильного аккумулятора, используя такой прибор. Его суть заключается в генерировании разрядных высокочастотных импульсов. Такое воздействие позволяет растворять сульфат и восстанавливать работоспособность пластин.
  2. Обычное ЗУ. Неплохо себя показывает десульфатация АКБ обычным зарядным устройством. Единственным требованием является возможность регулировать напряжение и силу тока. Существует несколько алгоритмов, каждый из которых неплохо себя проявляет на практике.
  3. Специальные ЗУ. Будет справедливо сказать, что десульфатация именно специальным зарядным устройством более эффективная. Есть модели ЗУ, у которых имеется функция десульфатации. Они заметно дороже, из-за чего для бытового применения приобретаются редко. Зато они получили широкое распространение на СТО и в автосервисах. Просто подключается АКБ, включается соответствующий режим, и сульфат постепенно разрушается.
  4. Метод обратной зарядки. Ещё один способ, как можно устранить проблему, имея в распоряжении обычный зарядник или даже сварочный аппарат. На самом деле эта методика считается крайней мерой. Ведь её суть заключается в том, чтобы изменить полярность, поменяв клеммы местами. От источника питания требуется возможность выдавать ток около 80 А и напряжение до 20 В. Тут важно правильно сделать всю процедуру десульфатации, чтобы не закончить жизнь аккумулятора раньше времени. Когда десульфатация будет выполнена, потребуется слить электролит, залить новую жидкость и автоматическим зарядным устройством провести полноценную зарядку.

Как видите, существует достаточно много способов, как избавиться от последствий сульфатации пластин автомобильного аккумулятора.

Какой из них использовать для проведения процедур в домашних условиях, решать вам. Одним проще воспользоваться обычным зарядником и сделать всё своими руками. В иных ситуациях профессиональная десульфатация АКБ становится наиболее верным и эффективным способом решения проблемы.

Профилактические меры

Чтобы не бороться с последствиями сульфатации, её лучше стараться вообще не допускать.

На этот счёт можно дать несколько рекомендаций:

  • приобретайте АКБ, которые соответствуют уровню потребления энергии на вашей машине;
  • старайтесь не использовать батареи, которые сильно разряжены, предварительно их не зарядив;
  • по возможности проезжайте хотя бы раз в 2–3 месяца по 100–150 км без остановок;
  • обзаведитесь ЗУ, если проживаете в городе, и периодически ставьте батарею на зарядку;
  • следите за уровнем электролита и степенью заряда.

Если же АКБ окончательно вышла из строя, не остаётся ничего другого, кроме как отправить её на утилизацию.

Увы, справиться с последствиями сульфатации удаётся не всегда. И к этому следует быть готовыми.

Десульфатор или зарядка dedivan-а своими руками

  • Усилители мощности
  • Светодиоды
  • Блоки питания
  • Начинающим
  • Радиопередатчики
  • Разное
  • Ремонт
  • Шокеры
  • Компьютер
  • Микроконтроллеры
  • Разработки
  • Обзоры и тесты
  • Обратная связь
  • Форум
    • Усилители мощности
    • Шокеры
    • Качеры, катушки Тэсла
    • Блоки питания
    • Светодиоды
    • Начинающим
    • Жучки
    • Микроконтроллеры
    • Устройства на ARDUINO
    • Программирование
    • Радиоприемники
    • Датчики и ИМ
    • Вопросы и ответы
    Читайте также:  Делаем простой проблесковый маячок своими руками
  • Online расчёты
  • Умный дом
  • Видео
  • RSS
  • Приём статей
    • Усилители мощности
    • Светодиоды
    • Блоки питания
    • Начинающим
    • Радиопередатчики
    • Разное
    • Ремонт
    • Шокеры
    • Компьютер
    • Микроконтроллеры
    • Разработки
    • Обзоры и тесты
    • Обратная связь
  • Форум
    • Усилители мощности
    • Шокеры
    • Качеры, катушки Тэсла
    • Блоки питания
    • Светодиоды
    • Начинающим
    • Жучки
    • Микроконтроллеры
    • Устройства на ARDUINO
    • Программирование
    • Радиоприемники
    • Датчики и ИМ
    • Вопросы и ответы
  • Online расчёты
  • Умный дом
  • Видео
  • RSS
  • Приём статей
  • Десульфатор для автомобильного аккумулятора

    Любой автолюбитель сталкивался с явлением, когда аккумулятор пролежав некоторое время без дела перестает отдавать свою номинальную емкость, крутит стартер пол секунды, затем задыхается, но напряжение на нем нормальное – 12 вольт.

    С этим может столкнуться каждый, но почему это происходит. Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин, находящихся в растворе электролита – в данном случае электролитом является серная кислота.

    Процесс заряда и разряда аккумулятора ничто иное как окислительно восстановительный процесс, протекает химическая реакция, в ходе которой свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине. В ходе данной реакции образуются сульфаты, которыми со временем обрастают пластины. Сульфаты препятствуют протеканию тока, так, как являются плохим проводником и со временем аккумулятор теряет емкость и не способен отдавать большой ток для работы стартера.

    Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее, чем раньше, не имея при том механических повреждений, скорее всего он вышел из строя именно из-за сульфатации пластин.

    Предлагаемое устройство (десульфатор) создает короткие импульсы высокой амплитуды и частоты. Импульс десульфатации длиться определенное время, затем простой, затем снова импульс. Такие ударные процессы могут разрушить слой сульфата, и в теории это возможно, на практике не все аккумуляторы удается восстановить из-за конструктивных особенностей последних, но судя по статистике около 85% старых аккумуляторов подлежат восстановлению, естественно если причиной неработоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или иное механическое повреждение.

    Как пользоваться устройством?

    Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от аккумулятора, который он десульфатирует и постепенно разряжает его, в этом же случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.

    Данную схему можно использовать и для зарядки низковольтных свинцовых аккумуляторов с номинальным напряжением в 4-6 вольт, такие ставят в китайские фонарики, в детские электрокары и так далее.

    Схема изначально создана для зарядки аккумуляторов малой емкости, но её можно использовать и для десульфатации автомобильных аккумуляторов. Перед тем, как начать процесс заряда с десульфатацией аккумулятор нужно слегка подзарядить.

    Для начала нужно найти любой источник питания с напряжением от 8 до 12 Вольт и подключить его на вход десульфатора, но не напрямую, а через лампу накаливания 12 Вольт с мощностью в 21 ватт, чтобы не превысить ток заряда, в конце об этом более подробно поговорим. К выходу прибора подключается аккумулятор, который нужно восстановить. Так, как прибор работает в звуковом диапазоне вы скорее всего услышите слабый свист, силовые компоненты схемы слегка должны нагреваться.

    Как работает схема?

    Напряженние с зарядного устройство через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора. Для маломощной части схемы питание подается через токоограничивающий резистор, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.

    На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1кГц. Коэффициент заполнения около 90%. Микросхема CD4049 инвертирует и усиливает этот сигнал, превращая его в импульсы с заполнения около 10 %. С выхода инверторов импульсы поступают на затвор полевого транзистора VT1. Открываясь, он замыкает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается энергиея, когда транзистор закрываетсят, цепь разрывается, за счет явление самоиндукции, которое свойственно индуктивным нагрузкам, дроссель отдает накопленную энергию. Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой, притом напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания. Этот всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.
    Процесс происходит больше тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную пленку.

    В схеме задействован предохранитель и еще один выпрямительный диод. Предохранитель защитит десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций – во первых защищает схему если вы случайно ее подключите к зарядному устройству неправильно и во вторых защищает зарядное устройство от возможных импульсных помех и всплесков напряжения, которые образуются на плате десульфатора.

    О компонентах

    Полевой транзистор IRF3205, или любые другие N-канальные с напряжением от 60 до 200 вольт и током от 30 Ампер, транзистор советую установить на небольшой радиатор.

    Дроссель имеет индуктивность около 200 микрогенри, намотан на кольце из порошкового железа, такие можно найти в компьютерных бп. Обмотка намотана проводом 1мм, количество витков 60, в моем случае провода не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но устройство работает хорошо.

    Размеры кольца особо не критичны, главное соблюдать индуктивность и мотать обмотку проводом 1-1,2мм.

    Конденсатор – на 100-220 мкФ очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением, так, как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он постоянно будет накапливать и отдавать энергию, даже слегка греется.

    Оба диода нужно взять с током в 5-10 Ампер, можно обычные, но желательно взять импульсные диоды.

    На самом зарядном нужно выставить ток не более двух ампер, иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто -то скажет – 2 ампера зарядного тока это мало, да согласен, но не забываем, что у нас в большей мере не зарядка, а десульфатация.

    В холостую прибор потребляет от источника питания ток всего в 100мА. Его можно подключить к любому зарядному устройству с напряжением 12-15 Вольт и ограничить ток на уровне 2-х ампер. Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности подключенной в разрыв плюса питания.

    Можно использовать и более низковольтные блоки питания с напряжением 8-10 Вольт, так, как наша схема все равно повышает начальное питание до нескольких десятков вольт.

    Сколько должен длиться процесс десульфатации – автор данной схемы говорит, что в течении 2-х недель регулярной зарядки полностью можно восстановить старый аккумулятор.

    Как можно провести самостоятельно десульфатацию аккумулятора – обзор нескольких рабочих способов

    Добрый день, дорогие друзья. После диагностики аккумуляторной батареи обнаружилось, что она не держит заряд, потеряла большую часть ёмкости. Это потому что пластины покрылись толстым слоем сульфата свинца. Этот процесс называется сульфатация – оседания продуктов реакции свинцовых пластин с серной кислотой электролита на электрических пластинах АКБ.

    Это еще не приговор. Можно провести десульфатацию аккумулятора, восстановить его основные характеристики. Сегодня рассмотрим несколько способов самостоятельно проделать это. Не будем рассматривать методы с дорогим оборудованием. Все что будет озвучено в этой статье, легко найдется под рукой.

    Что это такое

    Десульфатация – это химическая реакция разложения сульфата на двуокись свинца и серную кислоту в процессе заряда аккумулятора. Да-да, такое явление самоочищения пластин АКБ наблюдается постоянно, когда происходит зарядка батареи.

    Во время работы двигателя или от зарядного устройства – десульфатация происходит всегда. Только очистка происходит не до конца. Во-первых, во время работы генератора, подзарядка происходит не полностью. Это зависит от многих факторов: неудовлетворительной работы электрического оборудования автомобиля, короткие дистанции – завел, проехал 5 км, заглушил и опять завел мотор.

    Второй момент – из-за глубокой разрядки происходит сильная сульфатация. На стенках пластин образуются большие кристаллы сульфата свинца. Они не способны полностью разложиться во время обычной зарядки. Их количество накапливается, ёмкость теряется, начинается лавинообразный процесс старения АКБ.

    В таких случаях пользуются специальными устройствами, способными генерировать определенные циклы заряда и разряда батареи. Их цена достаточно высокая и для штучного использования нет смысла его приобретать. Существуют специализированные сервисы, занимающиеся восстановлением батарей. Там покупка устройства для десульфатации аккумуляторов уместна, потому что применяются они каждый день.

    Простым автовладельцам, реанимирующие свои АКБ очень редко, покупка этих приспособлений не имеет экономического эффекта. Они пользуются народными способами, чтобы убрать сульфатацию с пластин – они дешевле и проще в применении. Именно их ниже рассмотрим.

    При помощи лампочки

    Что пригодится:

    1. Необходимо обычное автомобильное зарядное устройство с установкой напряжения и силы тока. Автоматические ЗУ такими возможностями не обладают, а это важно;
    2. Лампочка дальнего света. Чтобы создать достаточную нагрузку для разряда;
    3. Дистиллированная вода;
    4. Мультиметр или вольтметр.

    Симптомы:

    1. Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи: 8-8,5 Вольт в состоянии покоя;
    2. Плотность – чуть более 1 г/см3;
    3. Не заряжается. После процесса заряда напряжение снижается до 8,5-9 В;
    4. Быстро закипают все банки.

    Как убрать сульфатацию лампочкой

    Проверяем уровень электролита в АКБ, если есть такая возможность. При необходимости доливаем, чтобы были полностью покрыты пластины. Если нет «глазков» или пробок, то можно пошатать батарею за корпус и пальцами рук ощутить «волны» прилива жидкости. Наша задача – для лучшей десульфатации аккумулятора держать электроды полностью в электролите, чтобы химическая реакция происходила по всей их поверхности.

    Важно! При низком уровне не рекомендуется доливать концентрат или чистый электролит. Заливаем только дистиллированную воду.

    Подключаем зарядное устройство к аккумуляторной батареи. Устанавливаем номинальное напряжение бортовой сети автомобиля при работающем генераторе – 14-14,5 Вольт. Силу тока – 0,8-1 Ампер. Оставляем её на 8-9 часов в теплом помещении.

    Проверяем плотность. Она не должна сильно вырасти. Напряжение на клеммах АКБ должно составлять около 10 Вольт.

    Оставляем в состоянии покоя на сутки. За это время должны полностью остановиться электрохимические реакции, аккумулятор «успокаивается».

    Вновь подключаем его к зарядному устройству. Напряжение оставляем на прежнем уровне, силу тока повышаем до 2-2,5 А. Оставляем заряжаться 8 часов. По окончании плотность должна повыситься до 1,11-1,13 г/см3. На клеммах – 12,7-12,8 В.

    Закончились циклы заряда. Начинаем десульфатацию аккумулятора при помощи лампочки. Она будет служить потребителем нагрузки. Сейчас начинаем разряд. Подключаем лампу к клеммам АКБ и оставляем разряжаться в течение 8 часов.

    В это время нужно мерить напряжение. Оно не должно садится ниже 9 В. Как только оно достигло этого значение – прекращаем разряд. Замеряем плотность. Она должна быт на прежнем уровне: 1,11-1,13.

    Вновь ставим батарею на зарядку от ЗУ на 8 часов с силой тока 0,8-1 А. После этого она стоит в состоянии покоя сутки. Повторяем процесс заряда на 2 Ампера. Проверяем напряжение. Нужно добиться на клеммах показаний 12,7 или более Вольт. Плотность должна вырасти, приблизительно 1,15-1,17.

    Разряжаем лампочкой. Повторяем такие циклы заряда-разряда пока не получим плотность электролита в допустимых пределах: 1,27 г/см3. Это значит, что удалось восстановить ёмкость аккумуляторной батареи на 85-90%, в зависимости от степени сульфатации. На процесс десульфатации аккумулятора лампочкой может понадобиться до 14 дней.

    Может удаление сульфата с пластин пройдет быстрее, если АКБ не полностью «сдох». Контролируем плотность и напряжение, если вышли на норму – значит, большая часть кристаллов разрушились, процесс можно заканчивать.

    Пищевая сода и дистиллят

    Выливаем электролит из банок в отдельную ёмкость, он еще понадобиться. Готовим раствор в пропорциях 1 ст. ложка пищевой соды на 100 мл. дистиллированной воды. Полученную смесь кипятим, заливаем в аккумуляторную батарею. Через час его сливаем. Промываем банки теплой водопроводной водой, чтобы вымыть весь содовый раствор.

    Ранее вылитый электролит заливаем обратно по банкам. Предварительно отфильтровав его через тряпичную салфетку. Равномерно заполняем полости аккумулятора, давая возможность выходить воздуху из пробок. Если уровень после заливки недостаточный, доливаем дистиллят.

    Ставим заряжать батарею током в 6 А на один час. Это нужно для проверки эффективности десульфатации при помощи дистиллированной воды и соды. По окончании проверяем напряжение на клеммах. Если оно стало выше, чем до процедуры, значит, химическая реакция на пластинах прошла успешно. Сульфат свинца вытравился достаточно для восстановления ёмкости.

    Подключаем батарею к зарядному устройству на всю ночь. Даем возможность полностью ей зарядиться. В случае негативного результата, процедуру необходимо повторить. В этом случае первый заряд после промывки проводим на токе в 10А сроком одни сутки. Контролируем напряжение после этого. Если оно увеличилось, то даем АКБ «настояться» 2 часа, и продолжаем заряд на 10А в течение 6 часов. В противном случае циклы промывки и заряда нужно проводить на протяжении 8-10 дней.

    Эта процедура не гарантирует 100% восстановления ёмкости, но вылечить аккумулятор на 80-90% возможно. Все зависит от степени сульфатации пластин.

    Важно! Соблюдайте меры предосторожности при работе с электролитом. Выливая его, держите пробки горизонтально, чтобы струи жидкости не пересекались. Так можно замкнуть между собой банки. Кроме того – это химически активное вещество, может повредить одежду, кожу, глаза и т.д.

    Другие способы

      1. Физический метод. Он подразумевает разбор корпуса и очистка ракам поверхность электрических пластин от сульфата свинца. Этот метод не подойдет для тех, у кого неразборной АКБ и просто не хочет возиться с разборкой;
      2. Промывка раствором Трилон-Б. Принцип схож с десульфатацией дистиллированной водой и содой. Он основан на возможности растворения сульфатов на первородные элементы во время химической реакции. Гарантировать стопроцентный результат невозможно, как повезет.
      3. Убирание сульфатации «моргалкой». Это устройство для десульфатации аккумуляторов. Подача импульсного зарядного тока. Этот прибор использует алгоритм работы и управляется микроконтроллером. По этой причине такие зарядники имеют повышенную цену. Из множества схем, предлагаемых в сети, можно их собрать. Если нет такой возможности или знаний, то можно применить в цепи обычного ЗУ реле указателя поворотов автомобиля. Оно прерывает подачу тока на клеммы АКБ с установленным интервалом времени, поэтому называется «мигалка». Эффективность высокая. Как собрать это устройство описано здесь.
    Читайте также:  6 идей бытовой автоматизации для изготовления своими руками (электронные схемы, описания работы)

    Видео, как сделать приставку к ЗУ для десульфатации:

    Если не свинцовый аккумулятор?

    Для владельцев свинцово-кальциевых аккумуляторных батарей подобные методы убирания сульфатации будут неэффективны. Кальций образует более твердые кристаллы на пластинах. Они не поддаются разрушению щелочами (пищевой содой) и электрическим током. Поэтому десульфатация таких аккумуляторов невозможна.

    Это касается необслуживаемых и гелиевых АКБ. Нет возможности заменить электролит или долить дистиллированную воду, их корпус не разборной. Каждая пластина «упакована» в сепаратор, что не позволяет доливать посторонние жидкости и сливать электролит для чистки от сульфата свинца.

    Вывод

    Владельцам более дешевых свинцово-кислотных аккумуляторов повезло больше. Они проводят десульфатацию своих батарей двумя способами: химическим и электрическим. В зависимости от степени отложений кристаллов на пластинах эффективность этих методов от 50 до 90%. То есть, шанс есть реанимировать АКБ.

    Я рассмотрел самые популярные подходы к ликвидации сульфатации, которыми воспользуется любой автовладелец. Есть замечания – пишите в комментариях. Появились идей, рад общению и конструктивной критике. Всем удачи!

    Вытяжка для паяльных работ или дымоуловитель для пайки своими руками

    Годами я терпел неудобства во время пайки, вызванные полным отсутствием вентиляции. Это вредно для здоровья, но меня это не волновало и я не пытался что-то исправить до того момента, когда мне довелось поработать в одной из лабораторий моего университета.

    Осознав удобство использования дымоуловителя, я больше не хотел работать так, как я делал это раньше.

    Также, я не хотел тратить много денег или времени. Дизайн моего устройства прост и приятен. Вытяжку для пайки своими руками можно собрать за час и бюджет подойдёт любому студенту. Но, что самое главное, воздух не просто выводиться устройством, а дополнительно очищается фильтром с активированным углём. Активная зона фильтрации составляет около 20 см и девайс может обрабатывать достаточно большое количество дыма, даже от нескольких паяльников.

    Шаг 1: Обзор

    Сборка состоит из 4 слоёв, у каждого слоя своя функция:

    1. Первый слой — металлическая сетка, которая защищает вентилятор от частичек, которые могут быть затянуты потоком воздуха, вызвав повреждения. Так как этот слой сделан из алюминия, он выдерживает случайные контакты с паяльником и брызги припоя.
    2. Вентилятор — главный компонент. Он не только создаёт поток воздуха, но и позволяет скрепить вместе остальные части фильтра.
    3. Фильтр из активированного угля абсорбирует вредные вещества из дыма. Его можно заменять, открутив лишь один винт, и это сводит к минимуму профилактику всего устройства.
    4. Вторая металлическая сетка держит фильтр на месте и защищает его от механических повреждений.
    5. Модуль, закреплённый сбоку — опциональный и позволяет питать фильтр от USB или комплекта батареек с USB-переходником.

    Шаг 2: Материалы и приспособления

    Всё необходимое можно приобрести на Алиэкспрессе. Предложения и цены часто меняются, поэтому я приложу ссылки на страницы поиска.

    Что нам будет нужно:

    • 1шт * 120мм 12V вентилятор (ссылка)
    • 2шт * металлическая сетка-фильтр для ветиляторов на 120мм (ссылка)
    • 8шт * потайные винты M5 длиной 16мм (ссылка)
    • 1шт * фильтр из активированного угля 13*13см (ссылка)
    • 1шт * конвертер MT3608 (опционально) (ссылка)
    • 1шт * плата для Micro USB (опционально) (ссылка)

    Инструмент:

    • паяльные принадлежности
    • плоскогубцы
    • сверло на 5мм (должно подойти и на 6мм)
    • шуруповёрт
    • канцелярский нож
    • линейка

    Для USB порта будет нужно:

    • круглый напильник
    • мультиметр
    • пистолет для горячего клея

    Шаг 3: Завинтите винты в вентилятор

    Вентилятор не рассчитан для обычных винтов, но винты стандарта M5 подходят очень хорошо. Они заходят туго, поэтому сперва я советую просто закрутить их, чтобы подогнать резьбу в отверстиях.

    Шаг 4: Увеличьте отверстия в сетке-фильтре

    К сожалению, сетка разработана под меньшие винты, как и вентиляторы. Поэтому нужно увеличить отверстия и в сетках. Сверло на 5.5мм идеально подойдёт, отверстия не должны быть идеальными они будут скрыты винтами.

    Шаг 5: Добавьте повышающий конвертер (опционально)

    Порт micro-USB сделает работу с фильтром очень удобной. С ним дымоуловитель будет работать от большинства обычных источников питания.

    Вы можете просто прикрепить 12V блок питания и пропустить этот шаг, но, если вы хотите запитать 12V вентилятор от 5V блока с USB, вольтаж должен быть повышен. Это обычное дело и в мире существует множество конвертеров. Я выбрал MT3608, потому что он легко справляется с задачей, хорошо вписывается в мою сборку и стоит невероятно дешево.

    К сожалению, модуль слегка великоват, но при помощи круглого напильника мы легко сделаем небольшой зазор, и всё идеально встанет на свои места.

    Отрежьте лишнюю длину проводов, оставив небольшой запас для последующей подгонки. После обрезки, припаяйте провода к выходу конвертера напряжения.

    Дальше припаяйте на входе плату micro USB. Присоедините источник питания на вход и на выходе мультиметра настройте V. Крутите потенциометр, пока выходной вольтаж не будет около 12V.

    Для тестов я использовал лабораторный источник питания и обнаружил, что вентилятор выдает мощность меньшую, чем заявленная. Чтобы увеличить поток воздуха, я подкручивал вольтаж до того момента, пока вентилятор не начал работать на заявленной мощности в 2W, вольтаж при этом оказался в районе 15V. Будьте аккуратны, так как такие настройки сокращают жизнь вентилятора.

    Если всё работает как нужно — закрепите модуль на вентиляторе при помощи горячего клея.

    Шаг 6: Установка фильтра

    Стандартный размер фильтра составляет примерно 13*13см. Возьмите канцелярский нож и укоротите его до размера 12*12 см, но не меньше, так как сборка рассчитана ровно под этот размер.

    Первоначально я поместил фильтр на входную сторону вентилятора. Выяснилось, что при таком подходе фильтр касается лопастей и блокирует всю работу. В качестве быстрого решения я попытался установить фильтр на той стороне, откуда воздух выходит — я рассчитывал извлечь выгоду из пластиковых перепорок. Удивительно, но это никак не повлияло на силу потока воздуха.

    Смонтируйте один из двух металлических сетчатых фильтров на выходной стороне. Используйте только три винта и наживите их примерно на 2 мм в глубину. Просуньте фильтр между сеткой и вентилятором. Надавите на углы сетки, чтобы закрутить винты. Это создает силу, которая будет удерживать фильтр на месте. Вкрутите последний винт.

    Завершите проект, добавив переднюю металлическую сетку. Также вы можете приклеить небольшие резиновые ножки, они уменьшат вибрацию и шум.

    Наслаждайтесь пайкой без дыма!

    Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.

    Как сделать эффективную вытяжку дыма для паяльных работ настольного типа, на угольном фильтре. Простой дымоуловитель для пайки, собранный своими руками.

    Тема: как избавится от дыма при пайке, самодельное устройство дымоочистителя.

    Кто паял, тот знает, что в процессе этого выделяется достаточно много дыма, причем даже относительно безобидный канифоль (сосновая смола) забивает легкие. Ну, а о таких веществах как припой, состоящий из олова и свинца, различные марки флюсов, содержащих большое количество вредных химических соединений, и говорить не приходится. Они вредны и даже очень. Особенно при постоянном работе с ними. Хорошо если на рабочем месте, где проходит пайка, имеется стационарная вытяжка дыма, выбрасывающая дым за пределы помещения. А если обычный радиолюбитель, электронщик сидит и паяет у себя в квартире, и это еще в зимние время, когда лишний раз холод через окно не хочется впускать. И тут может прийти на выручку настольная вытяжка дыма, работающая по принципу очистителя воздуха активированным углем.

    Сейчас на рынке можно встретить подобные дымоуловители для пайки. Но дешевые варианты не так уж и эффективны. Обычно они имеют маломощный вентилятор и относительно тонкую прослойку пористого угольного фильтра. При работе можно даже и не увидеть тот дым, что не полностью фильтруется такой вытяжкой. А вот если хорошо чувствуешь запахи, то уже через минут пять пайки ваша комната будет наполнена неприятным запахом паяльного флюса. Я же решил сделать самодельную вытяжку дыма для своего паяльника. Причем первый вариант (на сайте имеется про него статья, можете поискать через поиск) этого дымоуловителя был подвесным. То есть, он находился сверху и через щель, находящуюся по периметру основания вытяжки, всасывал и фильтровал поднимающийся вверх дым.

    В этой статье я поделюсь вторым вариантом дымоочистителя, который имеет иную конструкцию. Он стоит на столе и втягивающая часть располагается вблизи самого места работы с паяльником. Такой вариант дымоуловителя более компактный и удобный. Скорость потока всасываемого воздуха с дымом довольно высока, что позволяет втягивать практически весь возникающий дым. Но тут есть свой нюанс. Дело в том, что для хорошей фильтрации задымленного воздуха этим дымоуловителем нужен достаточный объем активированного угля. Чем больше этот объем, тем лучше фильтрация, но тем сложнее продавить это пространство вентилятором, создающим воздушную тягу. И получается, чтобы обеспечить достаточно хорошую и эффективную фильтрацию воздуха и создать высокую скорость всасывания нужен вентилятор с достаточной мощностью.

    Для своей самодельной вытяжки дыма я специально приобрел вентилятор типа улитка (центробежный) с повышенной мощностью. Этот вентилятор улитка был рассчитан на напряжение 12 вольт (постоянка). Максимальный ток, который он потребляет равен 1,8 ампер. То есть, общая мощность этого вентилятора около 20 ватт. Для сравнения, мощность вентиляторов, которые стоят на покупных вытяжках до 5 ватт. Так что данный улиточный вентилятор по силе гораздо лучше. Более того, он имеет функцию плавного разгона, защиту от большого воздушного сопротивления (при этом он автоматически снижает свои обороты, чтобы не перегружаться).

    Далее о конструкции самого фильтра. Я взял обычную алюминиевую банку с энергетика и в задней ее стороне проделал множество отверстий. Эту заднюю часть я приклеил термоклеем к пластмассовой банке с под DVD дисков. Это для того, чтобы было легко отделять сам фильтр от вентилятора. Ну, и к обратной стороне этой пластмассовой банки я уже приклеил сам вентилятор улитку. На переднюю часть фильтра я надел небольшой расширитель для большего захвата возникающего дыма. В итоге дымоуловитель имел продолговатый вид. Причем того объема угля, что находился в банке, более чем хватало для хорошей и эффективной фильтрации дыма от паяльника. А мощности вентилятора улитки хватало, чтобы обеспечить достаточный поток всасываемого воздуха с дымом. Так что такая конструкция по своему качеству себя полностью оправдывает.

    Ну, и что касается угля, который засыпается в этот дымоуловитель. Использую обычный активированный уголь в гранулах, марка самая обычная, используемая для фильтрации питьевой воды. Диаметр гранул угля около 1 мм. Дело в том, что если гранулы будут слишком малы, то сильно увеличится сопротивление воздуха, который продувается через фильтр. А это создаст чрезмерную нагрузку на вентилятор. И даже мощности в 20 ватт будет мало. Хотя при этом эффективность фильтрации также возрастет. Ну, а если взять слишком большие гранулы, по размеру, то будет наоборот. Вентилятору будет легче прокачивать воздух через фильтр, но при этом эффективность фильтрации дыма значительно снизится (будет хуже фильтровать). Так что используемый мной уголь именно такой дисперсии наиболее подходящий.

    Насчет ресурса угля. Естественно, со временем уголь загрязнится и его нужно будет менять. Но для увеличения этого ресурса лучше данную вытяжку включать именно тогда, когда ведутся паяльные работы. Помимо этого больше всего будет загрязняться именно входная часть угля в фильтре. Чтобы первый удар дымом получал не уголь, можно вначале фильтра поставить какую нибудь пористую прокладку в виде куска поролона. Именно на нем будет оседать значительная часть наиболее грязного дыма, ну а уголь уже будет доводить до большей чистоты. При этом ресурс угля увеличится, что позволит немного сэкономить на нем.

    Видео по этой теме:

    P.S. Данный вариант вытяжки меня полностью удовлетворил. При его использовании дыма в моей комнате практически нет. При работе эта вытяжка особо не шумит. Размещается на столе таким образом, что не мешает паяльным работам. Так что если у вас есть потребность в таком вот дымоуловителе, то советую собрать подобый вариат. Хотя возможно у вас получится еще лучше.

    Рекомендуемый материал

    Куда далее перейти на этом сайте ⇙

    Ссылка на основную публикацию