Чем уникальны камни Сваровски

Описание кристаллов Сваровски: что это такое, из чего их делают, в чем ценность этих камней?

Кристаллы Сваровски – это мечта каждой любительницы украшений. Эти камни высоко ценятся на рынке бижутерии за то, что их практически невозможно отличить от природных бриллиантов. Благодаря безупречному качеству и искусной огранке они обладают превосходным блеском и великолепной игрой световых бликов.

Между тем к натуральным минералам кристаллы не имеют никакого отношения, т. к. выращены искусственно. Как производят такие стразы? Каким образом можно отличить камни Сваровски от подделки? Как правильно ухаживать за украшениями с такими кристаллами? Какие преимущества и недостатки есть у стразов?

Общее описание с фото

О камнях бренда «Swarovski» наверняка слышали все, кто интересуется ювелирным искусством. Эти кристаллы (их также называют стразами) обрабатываются таким образом, чтобы максимально точно повторять внешний вид натуральных бриллиантов. Компания, названная в честь ее основателя Даниэля Сваровски, в настоящее время производит более миллиона разновидностей декоративной продукции, от доступных массовому потребителю вариантов до изделий, которые стоят дороже натуральных бриллиантов.

Каждый экземпляр обладает следующими свойствами:

  • высокий показатель преломления света – это означает, что камень имеет особый блеск;
  • идеальная огранка (14 граней с чередованием толщины);
  • равномерное тончайшее зеркальное покрытие.

В зависимости от предназначения существуют следующие виды этих камней:

  • ювелирные кристаллы;
  • бусины;
  • жемчуг;
  • стразы горячей и холодной фиксации;
  • подвески;
  • пришивные элементы.

Изделия каждой из перечисленных категорий представлены большим разнообразием форм, цветов и размеров. При описании продукции бренда Сваровски используются только превосходные эпитеты, т. к. к производству даже самого мелкого кристаллика компания подходит основательно, не допуская подрыва тщательно и долго создаваемой репутации. На фото ниже представлены изделия с этими кристаллами.

История бренда Swarovski

Основателем данного бренда является Даниэль Сваровски — потомок создателей знаменитого чешского хрусталя. Под впечатлением от увиденного на парижской выставке современного электрооборудования, он создал первую в мире электрическую машинку по огранке минералов. С помощью этого устройства ему удалось получить совершенно уникальный продукт – изделия небольших размеров с идеальными гранями.

Даниэль стал быстрыми темпами развивать эту деятельность. В 1895 году для расширения производственных мощностей он арендовал здание ткацкой фабрики в небольшой австрийской деревне Ваттенс. От ручного способа производства компания быстро перешла к механизированному методу, активно применяя алмазошлифовочные машины и постоянно повышая квалификацию сотрудников. Такой подход позволил компании, насчитывающей более 100 наемных рабочих, в 1900 году выкупить арендованные площади и начать самостоятельно производить сырье для продукции.

В период Первой мировой войны на фоне возникших перебоев с поставками стекла компания переключилась на производство абразивов. Это позволило ей внедриться на рынок военной промышленности Австро-Венгерской и Германской империй. После завершения военных действий изготовление абразивных материалов не только не утратило актуальности, но и, напротив, стало наращивать темпы. Для сохранения прежнего объема прибыли компания возобновила ограночную деятельность, одновременно переключившись на выпуск продукции из стекла, которая предназначалась для нужд науки.

Во время Второй мировой войны компания взяла курс на производство военной оптики. Несмотря на всевозможные препоны со стороны американских патриотов, яро бойкотировавших продукцию Сваровски, ее поставка за рубеж продолжалась и в военные годы. Более того, благодаря грамотной тактике учредителям удалось сохранить бизнес даже после поражения Третьего рейха.

После окончания войны компания возобновила производство украшений, к концу 1940-х гг. став крупнейшим экспортером в Австрии по объему прибыли в иностранной валюте. Уже третьему поколению династии Сваровски удалось преодолеть кризис, связанный с потерей актуальности производимых брендом стразов в Европе и США. Для преодоления трудностей компания сконцентрировалась на обработке натуральных алмазов и драгоценных камней, изготовлении декоративных элементов для люстр и линз для очков.

Техника изготовления кристаллов Сваровски

Способ изготовления продукции компания держит в строжайшем секрете. Из чего сделаны эти аналоги природных бриллиантов? Изначально камни, завораживающие своей красотой, делали из оксида свинца. Однако в 2012 году компании удалось создать особую химическую формулу, исключающую наличие в продукции этого элемента, который в силу ядовитых свойств не приносит пользу человеческому организму.

С помощью 16-гранной обработки кристаллам придается невероятный блеск. Благодаря особенно тщательной шлифовке достигается идеально гладкая поверхность и четкость углов камней. После этой процедуры продукция обязательно проверяется на наличие сколов и царапин, а в случае выявления даже малейших дефектов отбраковывается.

В процессе производства компания использует специальное покрытие. С его помощью на поверхности изделий достигаются невероятной красоты переливы, легкая дымчатость или определенный оттенок. Помимо этого, покрывая камни особым составом, производитель предотвращает потерю блеска, а также негативное воздействие пыли и прочих загрязнений в течение всего срока эксплуатации.

Как отличить настоящие кристаллы от подделки?

Отличить продукцию Сваровски от подделки можно в первую очередь по стоимости. Сколько стоят стразы? Их цена зависит от множества факторов, например, от размера, цвета, огранки. Однако в любом случае эти изделия не могут быть дешевыми.

Кроме того, отличить подделку от оригинала можно по ряду признаков:

  1. Упаковка. Оригинальное изделие продается только в заводской коробке, на которую нанесен рельефный серебристый логотип компании в форме лебедя и штрих-код. Кроме того, должна быть обязательно указана информация об артикуле, цвете и количестве продукта.
  2. Производитель. На упаковке с оригинальной продукцией страной-производителем должна быть указана Австрия. Сведения о других производителях исключены.
  3. Огранка. У настоящего кристалла все поверхности идеально ровные, углы четкие. Несовпадение линий, шероховатости, сколы – признаки подделки.
  4. Блеск. Оригинальное изделие блестит так же ярко, как природный бриллиант. На свету оно переливается радужными бликами. Помутнения, неоднородное сияние, пузырьки, какие-либо вкрапления недопустимы.
  5. Основание. Зеркальная подложка должна быть нанесена на камень тонким ровным слоем. Любое утолщение указывает на подделку.

Чтобы не наткнуться на подделку, покупать продукцию данного бренда рекомендуется в фирменных магазинах. Перед покупкой следует тщательно осмотреть изделие.

Уход за ювелирными украшениями с кристаллами

Несмотря на особое покрытие, исключающее царапины и загрязнение, кристаллы требуют специального ухода. Чтобы украшения со стразами как можно дольше радовали великолепным внешним видом, нужно учитывать ряд правил их хранения и использования:

  1. Исключить частый контакт камней с влагой. Любая жидкость, включая туалетную воду, негативно влияет на поверхность кристаллов, со временем делая их тусклыми. Во избежание этого украшения со стразами рекомендуется снимать перед тем, как подушиться духами, помыть руки или принять душ.
  2. Хранить в шкатулке, обитой внутри мягкой тканью, или мешочке, отдельно от других украшений. При хранении изделий с этими камнями вместе с серьгами, кольцами и цепочками на их поверхности рано или поздно появятся царапины и мелкие сколы.
  3. Регулярно чистить. Очищать поверхность камней от загрязнений следует мягкой салфеткой не реже 1 раза в месяц. Лучше это делать специальной тканью для чистки хрусталя. При этом запрещено применять моющие средства даже самой низкой абразивности. При сильном загрязнении можно поместить украшение в мыльный теплый водный раствор, осторожно очищая поверхность зубной щеткой с мягкой щетиной.

Плюсы и минусы

Преимуществами продукции компании Сваровски являются:

  • идеальная имитация драгоценных камней;
  • доступная цена;
  • высокое качество;
  • отсутствие риска брака;
  • широкая область применения (декорация одежды, аксессуаров, предметов интерьера).

К недостаткам кристаллов относятся:

  • слабая игра цвета по сравнению с драгоценными камнями;
  • необходимость соблюдения повышенной осторожности во время эксплуатации и хранения;
  • высокая цена для искусственных минералов;
  • повышенный риск покупки подделки;
  • небольшой срок эксплуатации (в среднем камни сохраняют свои эстетические свойства в течение 10 лет);
  • хрупкая структура по сравнению с природными материалами.

В чем секрет популярности Swarovski?

Драгоценные металлы, редкие минералы, огромная стоимость эксклюзивного изделия – вот с чем обычно ассоциируется роскошь. Swarovski предлагает иное прочтение этого понятия. Сверкающие тирольские кристаллы не уступают по красоте бриллиантам, искрятся и переливаются всеми цветами радуги. Сегодня Swarovski – это синоним качества и стильного исполнения. Разберемся, почему же великолепные украшения Swarovski так популярны?

Инновации и коммерческая тайна

Основатель компании Даниэль Сваровски вырос в Богемии – местности, которая известна как родина чешского хрусталя. Его отец владел стекольной мастерской, поэтому мальчик знал все о производстве хрупких изделий. Получив в Париже инженерное образование, Сваровски с успехом применил знания в деле: создал электрическую машину для точной огранки и полировки камней, в том числе стеклянных. Так было положено начало будущей хрустальной империи.

Даниэль работал не только с техникой – мастеру удалось создать уникальный состав необыкновенно прозрачного хрусталя, который не боится механического воздействия. До сих пор «рецепт» руководители компании держат в секрете, а конкуренты пытаются выведать тайну или создать нечто подобное.

Трансформация идеи

Бесспорно, Сваровски был новатором и в маркетинге: он построил свою компанию на идее доступной роскоши. Экспериментируя с огранкой стекла, он достиг прекрасных результатов – его камни были подобны драгоценным, при этом стоили дешевле редких самоцветов. Так Даниэль совершил революцию в ювелирном мире, открыв море возможностей для использования своих кристаллов в разных сферах – сегодня этим делом занимаются его наследники.

Сияние, возведенное в степень

Непревзойденный блеск – характерное отличие великолепных Swarovski. Все дело в огранке – над вариантами обработки кристаллов работают десятки инженеров. Они «выпускают в свет» только лучшие камни. Если, например, внимательно рассмотреть каждый страз коллекции Xilion, можно заметить чередование узких и широких боковых граней – благодаря такому расположению преломленные лучи дают потрясающую игру света, а платиновая амальгама в основании кристалла усиливает сияние. Новая коллекция с огранкой Xirius, выполненной в виде звезды, дает еще больше блеска – Swarovski уверены в успехе и этой линейки.

Качество огранки – еще один конек бренда: поверхности не имеют сколов, шероховатостей, помутнений, они идеально ровные и чистые. По этим признакам легко отличить австрийский хрусталь от многочисленных подделок.

Насыщенная цветовая гамма

Для создания шедевра ювелиру, как и художнику, нужна определенная палитра цветов. Отрадно, что специалисты Swarovski не оставили этот факт без внимания. В коллекциях бренда – сотни всевозможных оттенков, за что продукцию так любят дизайнеры.

Поиск лучшего невозможен без опытов, поэтому австрийские технологи пробуют разные способы создания красочных эффектов: светоотражающий слой наносят на дно камня, либо используют вакуумное напыление на его поверхность, либо покрывают цветным составом только некоторые грани. В результате получают кристаллы нужного цвета и определенной прозрачности, а ювелиры или дизайнеры, в свою очередь, – больше творческой свободы в подборе. Кропотливая работа с красками и палитрами камней – еще одно конкурентное преимущество компании.

Многообразие мира Swarovski

Австрийский бренд не только поставляет стразы, но и производит исключительной красоты вещи. Изящные многогранные фигурки из цветного хрусталя – мечта коллекционеров Swarovski. Эффектные аксессуары и бижутерия из кристаллов заменяют драгоценности – расставить модные акценты с их помощью можно и в случае светского приема, и семейного торжества, не говоря уже о коктейльных вечеринках или фуршетах.

Даже часы, украшенные россыпью мерцающих кристаллов, дадут фору браслетам Swarovski из благородных металлов. Элегантность – в каждой линии наручного аксессуара, роскошь – в красочных переливах восхитительных камней.

Камни Сваровски: что это такое

Выпускаемые австрийской компанией натуральные камни Сваровски не похожи на самоцветы, которые предлагают к продаже другие производители. Секрет выгодного отличия драгоценностей в огранке, которую делают с помощью специального оборудования. Другое направление работ фирмы – выпуск недорогих рассыпных кристаллов. Они нашли применение в ювелирных украшениях, сувенирной продукции и предметах галантереи. Статья поможет разобраться со всеми видами камней бренда Swarovski.

  1. Два слова о компании
  2. Выпускаемые изделия
  3. Специальная огранка и покраска
  4. Ассортимент драгоценных камней
  5. Синтетические лидеры
  6. Все начинается с цвета
  7. Маркировка огранки
  8. Колебания цен
  9. Особенности создания кристаллов
  10. Основа и добавки
  11. Откуда берется сияние
  12. Эффекты
  13. Экологически чистый камень
  14. Признаки настоящих кристаллов
  15. Упаковка и логотип
  16. Цена камня – важный ориентир
  17. Как выявить подделку
  18. Применение сияющих кристаллов
  19. Аксессуары
  20. Одежда
  21. Ногти
  22. Необходимые навыки и инструменты
  23. Развитие направлений деятельности
  24. Украшения
  25. Знаменитые фигурки
  26. Парк кристаллов
  27. Рекомендации по уходу

Два слова о компании

Становление компании началось 1892 года, когда сын потомственных огранщиков Даниэль Сваровски изобрел электрическую машину для огранки чешского хрусталя. Новый аппарат позволил повысить скорость и качество обработки граней у камней. Затем начались долгие годы развития, связанные с переездом семьи из Богемии в Австрию и попытками выжить в сложных условиях двух мировых войн.

Несмотря на трудности, фирма всегда работала, совмещая производство ювелирных камней с созданием оптических прицелов, биноклей, приборов ночного видения для военных нужд. Подробнее история компании представлена в статье «Фианиты Сваровски: что это такое».

В настоящее время Swarovski – знаменитый на весь мир бренд, под которым идут драгоценные камни в ювелирных украшениях высшего разряда.

Выпускаемые изделия

Для среднего класса потребителей компания Сваровски выпускает бижутерию с недорогими, но эффектно сверкающими кристаллами. Популярностью на рынке пользуются изделия для дома. Это изящные люстры с подвесками, оригинальные светильники, мебель в комбинациях кожи, дерева и камней.

Читайте также:  Купить металлопрокат в Санкт-Петербурге

Заслуживает внимания и сувенирная продукция, например, декоративные фигурки из хрусталя, где присутствует разнообразие цветов, современные эффекты с игрой лучей и разнообразные покрытия. Также в ходу эксклюзивные пуговицы для дизайнерских изделий, клеевые и пришивные стразы, бусинки для декорирования одежды и обуви.

Вся продукция отмечена фирменным логотипом дома Сваровски. Это чистый и благородный образ лебедя, который символизирует красоту и грацию выпускаемых изделий.

Специальная огранка и покраска

Ассортимент драгоценных камней

Одно из направлений деятельности компании – это огранка драгоценных камней. И если головной офис находится в австрийском городе Ваттенс, то производственные мощности по обработке дорогих кристаллов сосредоточены в Шваце (Тирольские земли). Это дочернее предприятие Сваровски организовано с 1950 года.

Среди ходовых камней, которые подвергают специальной огранке:

  • сапфир;
  • топаз;
  • аметист;
  • цитрин.

Это самые распространенные драгоценные камни, с которыми работают мастера. Причем обрабатывают как натуральные камни, так и синтетические кристаллы.

Синтетические лидеры

Среди искусственных лидирующие позиции занимают:

  • цирконий (в России называется фианитом);
  • синтетические шпинель и топаз;
  • корунд (французская роза);
  • альпинит (калиево-кальциевое стекло с алюмосиликатами, создан компанией Сваровски).

К этим камням тоже применяют высокоточную огранку, которую раньше использовали только для алмазов. Мастера Сваровски первыми опробовали этот метод на искусственных кристаллах и получили великолепные результаты.

Все начинается с цвета

Для примера рассмотрим обработку синтетического топаза. Сразу отметим, что топаз, выращенный на фирме Сваровски, — это по всем параметрам натуральный камень, просто вырос он под контролем человека. Поэтому все, что с ним происходит при последующей обработке, касается и всякого природного минерала.

Изначально цвет синтетического топаза белый (бесцветный). Камень красят с использованием особых пигментов. Технология хранится в секрете.

Текучесть кадров на производстве сводится к нулю, поэтому до сих пор тайна обработки камней Сваровски не вышла за пределы компании. Известно лишь количество оттенков – их 20, что дает мастерам простор для фантазии при создании цветовых композиций.

Маркировка огранки

Огранка камней Сваровски выполняется с помощью высокоточного оборудования. Это ноу-хау, которое позволяет гранить совсем мелкие кристаллы. Формы сохраняются традиционными бриллиантовыми. Кроме классических овалов, кругов и прямоугольников, делают маркизы и капли.

На каждый камень, который получил подобную обработку, на площадке ставится с помощью лазера надпись Swarovski. Топаз с подобной маркировкой можно найти в любой стране.

Голубой камень обычно обрамляется серебром или другим белым металлом. Розовые кристаллы Сваровски хорошо смотрятся в золоте.

Колебания цен

Славятся большим выбором ювелирных украшений Сваровски крупные города. Главные из них Москва и Санкт-Петербург. В этих столицах золотые серьги с топазом (размер овалов 5х7 мм) стоят 10-12 тысяч рублей. Такие же, но в оправе из серебра наполовину дешевле. Цвет камня не играет особой роли при формировании ценовой политики.

Но зато на стоимость влияет происхождение камня. Несмотря на точность копии, топаз Сваровски или другой драгоценный камень, который искусственно рожден в лабораторных условиях, всегда стоит меньше примерно на 30%.

Подробнее о топазах, их цветовой гамме и ценах читайте в статье «Разновидности топаза: розовый, синий и другие цвета».

Особенности создания кристаллов

Основа и добавки

Теперь выясним, что такое кристаллы Сваровски, и в чем их отличие от других.

Большинство химических формул, по которым создаются кристаллы Сваровски засекречены. Общее их количество составляет более 70 различных вариантов. Основу камня составляет качественный горный хрусталь, к которому добавляется кварцевый песок.

В качестве пигментов используют, например, свинцовый сурик (оранжевый цвет) и поташ (синий и другие оттенки). Результат зависит от точности пропорций и соблюдения технологического процесса.

Откуда берется сияние

Яркий блеск кристаллов Сваровски, подобный бриллиантовому, создается за счет добавления в состав оксида свинца. Получающиеся камни безупречны по внешнему виду. Они покорили сердца любителей украшений и мало, кто задумывается над тем, что особое сверкание создается путем нанесения с внутренней стороны фольгированного напыления.

Главное, что результат превзошел все ожидания и химиков, и ценителей драгоценного сияния камней. И теперь «бриллианты» Сваровски стали доступны даже тем модницам, которые относятся к среднему классу по финансовому достатку.

Видимых оптических эффектов в камне специалисты компании Сваровски добиваются за счет цвета, необычных приемов огранки, вариаций с формами и размерами.

Эффекты

Для появления на полированном кристалле радужного блеска наносят покрытие, которое сокращенно называют AB. В этих двух латинских буквах зашифровано название «сияние Авроры». Ведь Аврора у древних латинян считалась богиней зари. Она приносила дневной свет. Но, согласно римской мифологии, от нее произошли и все звезды на небе.

Металлические эффекты называются Aurum – имитирует золото и Silver, дающий блеск серебра. В копилке у мастеров Сваровски больше 80 цветовых оттенков и почти 30 различных вариантов сияния.

Недавно увеличилось и количество возможных огранок камней. Ювелирному миру представлены стразы Сваровски под названием Xirius. Они обладают 17 гранями и светятся как настоящие звезды.

Экологически чистый камень

Специалисты компании Сваровски постоянно совершенствуют имеющиеся технологии производства кристаллов. Семь лет назад они открыли способ получения камней без содержания оксида свинца. До сих пор именно это химическое соединение элементов придавало сияние кристаллам горного хрусталя.

Свинец считается ядовитым и очень вредным для человека. И хотя доля его содержания в кристаллах, выпущенных Сваровски до 2012 года мизерна, сам факт наличия яда в драгоценном камне вызывал сомнения у потребителей.

Теперь началась эра нового поколения кристаллов, которые назвали расширенными — Advanced Crystal. Лишь в отдельных экземплярах находят небольшое количество оксида свинца, но оно всегда меньше 0,009%. Компания Сваровски сегодня выдает на мировой рынок только экологически чистые камни.

Признаки настоящих кристаллов

Упаковка и логотип

Мошенники не оставили без внимания камни и кристаллы Сваровски и быстро научились создавать фальшивки. Причем производство подделок поставлено на поток и существуют целые цеха, где подпольно делают украшения, которые потом выдают под маркой знаменитого бренда.

Для начала перечислим косвенные признаки подлинного товара. Это фирменная упаковка компании Сваровски, то есть, коробочки для ювелирных украшений с логотипом в виде лебедя. Настоящая заводская упаковка имеет серебряную голограмму, бирка содержит артикул, количество и цвет камня.

Среди степеней защиты – штрихкод, индивидуальный номер камня. Бренд Сваровски сделан в виде голографической наклейки с рельефным изображением.

Цена камня – важный ориентир

Явное занижение цены на кристалл Сваровски – признак фальшивого камня, ведь фирма поддерживает определенную ценовую политику.

Кольцо с фианитом диаметром в 3 мм в золоте 585 пробы стоит 6500-7000 рублей. Пришивной кристалл 6х7х6 мм с серебряным покрытием — около 20 рублей за штуку. Стразы 28х17 мм – 280 рублей за единицу продукции. Перед покупкой камней и кристаллов Сваровски полезно изучить и проанализировать цены.

Снижения цен бывают под контролем руководства компании, когда проводятся акции.

Как выявить подделку

Запомните некоторые признаки настоящих кристаллов Сваровски и правила, по которым делают эти камни:

  • не бывает кристаллов, собранных на нити;
  • оригиналы выпускаются только в Австрии, что отмечено на ярлыке;
  • у Сваровски идеальная огранка, малейшее несовпадение углов и линий в гранях говорит о том, что перед вами фальшивый камень;
  • чистота кристаллов безупречна, недопустимо присутствие пузырьков или вкраплений;
  • при солнечном свете лучи выдают радужное сияние камня;
  • все стразы Сваровски в одной пачке должны быть одинакового цвета.

Применение сияющих кристаллов

Аксессуары

Стразы Сваровски быстро заняли свою нишу в хенд мейде. Это модное словосочетание подразумевает рукоделие, то есть искусство делать вещи руками. В нашем случае – украшать какие-либо поделки сверкающими камнями, кристаллами и стразами.

Если рукодельница хочет подчеркнуть индивидуальность создаваемой вещи кристаллами или стразами Сваровски, она придумает собственный дизайн и отделку для сумки, футляра для очков, веера, ручки, кошелька, телефона и многих других предметов.

Одежда

Для создания праздничного вечернего туалета каждая действует в соответствии со своими финансовыми возможностями. Самый доступный вариант – стразы Сваровски. Крепятся они к ткани или коже двумя способами. В одном случае подразумевается заводское исполнение отверстий в камнях, в другом используется специальный клей.

Оба варианта надежно закрепляют стразы, позволяя сохранить тему, выбранного рисунка. Особенно часто такое оформление требуется для театральных костюмов.

Ногти

Другое направление использования стразов Сваровски – маникюрное искусство. Украшение ногтей (или нейл-арт) вошло в моду сравнительно недавно. Все начиналось с изысканных росписей и смены цветов, но теперь уже в тренде блестящие стразы на поверхности ногтя.

Такой маникюр полюбился женщинам, независимо от возраста. Каждая из них может выбрать по собственному вкусу бусинку Сваровски понравившейся формы и цвета.

Необходимые навыки и инструменты

Искусство украшения стразами Сваровски не требует особых способностей. В случае с одеждой нужны элементарные навыки шитья, наперсток и иголка. Для наклеивания требуются специальный клеящий состав, жидкость для обезжиривания поверхности, пинцет и пригодится обычная зубочистка.

Узоры из стразов на ногти обычно наносят в маникюрных салонах. Но при желании можно «набить руку» и делать ногти со стразами Сваровски самостоятельно.

Развитие направлений деятельности

Украшения

Благодаря компании Сваровски, роскошные украшения, подобные дорогим драгоценным камням, стали доступны для всех. Женщины приобретают кольца и серьги, кулоны, браслеты и ожерелья со вставками. Зачастую на глаз их невозможно отличить от натуральных кристаллов. Самые доступные варианты – бижутерия.

Для мужчин выбор также не ограничен: заколки для галстуков, запонки, перстни и зажигалки, украшенные кристаллами Сваровски. Среди сильной половины человечества бижутерия не распространена.

Знаменитые фигурки

Еще одно направление деятельности компании Сваровски – это создание из кристаллов различных фигурок. Это эксклюзивные работы, выпущенные малыми тиражами. Например, хрустальный утенок Дональд Дак. В свет вышли всего 150 штук, разошлись мгновенно и стали достоянием самых удачливых коллекционеров. Цена за каждую составила 9 тысяч долларов.

Австрийских мастеров прославила скульптура под названием «Лысый Орел». Туловище и голова его сделано из янтаря и покрыты желтыми кристаллами. Светлый топаз стал оригинальным клювом. На подобные изделия всегда выпускается сертификат подлинности.

Парк кристаллов

В Ваттенсе открыт уникальный музей-парк, где собраны все шедевры Сваровски. Здесь микроскопический кристалл, который невозможно рассмотреть без специального прибора, и стена из синтетических кристаллов высотой до 11 метров.

Мастера потрудились над гламурными шлемами и наушниками. Также кожаная коробка с конфетами, украшенными стразами. Цена такой сладости 10 тысяч долларов.

Рекомендации по уходу

Содержать кристаллы Сваровски надо в чистоте. Для этого требуется периодическое купание в мыльном растворе. Для сушки используйте салфетку из мягкой ткани. Работать при этом надо в перчатках, чтобы на кристалле не оставались следы пальцев. При необходимости допускается использование зубной щетки.

Полировка камней выполняется синтетической тканью (движения по кругу), чтобы не было ворса. Хранить украшения лучше всего в мешочке, для каждого изделия – свой.

Пожалуйста, поставьте лайк, если камни этой фирмы вам нравятся. Отправьте друзьям ссылку на статью.

Расскажите в комментариях о своих кристаллах или поделитесь мечтой, какие изделия Сваровски вы хотели бы иметь рядом с собой.

Стекляшки или кристаллы Swarovski? Как не купить подделку

Почему один из многочисленных видов обработки хрусталя стал таким популярным? Почему кристаллы Swarovski выделяют и делают дороже дизайнерские платья, сумки, обувь и аксессуары? Ведь это не драгоценные и даже не полудрагоценные камни!

Секрет успеха в уникальной обработке и качестве материала. Крайне редко встречаются подделки, которые можно сравнить с оригинальными кристаллами Swarovski. Блеск, идеальные пропорции, абсолютная цветовая идентичность отличают настоящие изделия бренда от фейков.

И знаете что еще важно? Умение отличать настоящие кристаллы от подделок поможет вам в аутентификации вещей других брендов, которые используют их в отделке. Если обувь, сумка, одежда должны быть украшены стразами от Swarovski, то первое, что следует проверить, это аутентичность страз. Если это явно не Swarovski, то перед вами точно не элитный бренд. Удобно, не правда ли?

Ищите недостатки

Есть 7 факторов, указывающих на оригинальность кристаллов. К сожалению, некоторые из них нельзя отнести к очень темным камням.

  1. Внутри настоящего кристалла не должно быть пузырьков воздуха.
  2. Кристаллы Сваровски имеют яркий блеск, намного превосходящий блеск фейков. Масляный блеск кристалла указывает на подделку.

  1. Все оригинальные кристаллы одинаковы по размеру, так как разрезаются они машиной по единой программе.
  2. Кристаллы одного семейства цветов идентичны.

Серьги Swarovski – 7 000 RUB на Luxxy.com

  1. Царапин на поверхности настоящих кристаллов не может быть.
  2. Поскольку кристаллы Swarovski обрабатываются машинами с большой точностью по уникальной программе, пересекающиеся ребра граней кристалла имеют единственную точку пересечения. Для проверки этого факта вам понадобится лупа.

  1. Если в кристаллах есть отверстия, они также сверлятся машиной и будут абсолютно одинаковыми, круглыми и располагаться точно по центру.

При покупке в интернете, когда нет возможности рассмотреть кристаллы “живьем”, попросите фотографии разных сторон изделия с близкого расстояния при хорошем освещении. Такие снимки можно увеличить в графическом редакторе, чтобы внимательно изучить поверхности, точность обработки и отсутствие воздушных пузырьков.

Читайте также:  Выбор скрытых дверей в Санкт-Петербурге

Swarovski Strass или Spectra

Можете ли вы отличить Strass от Spectra?

Strass – это самое высокое качество кристаллов. Все коды кристаллов Strass начинаются с цифры 8. Они на много дороже Spectra.

Swarovski Spectra выпускаются без названия и логотипа. Номера их кодов начинаются с 9. Это более дешевая альтернатива кристаллам Swarovski Strass.

Как мы знаем, сегодня можно купить любой сертификат, поэтому какой вид кристаллов вам предлагают, нужно выяснять с настоящими экспертами по аутентификации изделий бренда.

Логотипы и сертификаты

Почти на всех кристаллах и украшениях Swarovski присутствуют следующие логотипы:

  • Квадратный логотип Silver Crystal SC (1976-1988)
  • Логотип sCs/SCS (Swarovski Crystal Society, с 1987 г. по настоящее время)

  • Логотип в виде лебедя (с 1989 г. по настоящее время)

Если вы задумали приобрести винтажное изделие, сопоставьте год его создания с изображением логотипа. Первым логотипом компании был эдельвейс:

На изделиях с 1935 (приблизительно) по 1949 годы можно увидеть и такое исполнение:

Отсутствие сертификата на изделие Swarovski должно насторожить в первую очередь. Ни одного дня в своей истории бренд не выпускал товары без документов. Кроме того, каждая новая вещь имеет бирку с голографической печатью.

Сваровски

Сегодня не все могут себе позволить покупку дорогих украшений с бриллиантами, но, благодаря изобретению Даниэля Сваровски, появилась возможность побаловать себя аксессуаром с камнями, которые внешне очень на них похожи, а стоимость намного дешевле.

Кристаллы Сваровски состоят более чем из 70-ти компонентов, многие из которых засекречены, и разгадать их пока никому не удалось. Но, все-таки, некоторые особенности можно отметить. Шикарный бриллиантовый блеск этим камням обеспечивает содержание в их составе окиси свинца, а также тончайшая ювелирная шлифовка всех граней. Большим плюсом является то, что они кристально чисты, в них абсолютно отсутствуют замутнения, сколы, пузырьки и прочие дефекты, которые часто встречаются в природных камнях. Кроме уникального состава, Сваровски имеют и запатентованную 14-ти грану огранку, которая в разы усиливает блеск поверхности кристалла.

На сегодняшний день компания Swarovski предлагает широкий выбор кристаллов, которые могут иметь абсолютно любые цвета. В это число входят не только камни, которые имитируют природные драгоценные минералы, но и абсолютно новые, уникальные кристаллы с фантазийными оттенками.

Какой бы камень Вы не выбрали, он всегда будет иметь идеальный равномерный окрас. Для яркого сверкания и перелива, на кристаллы наносят специально разработанные и также запатентованные металлические составы, в один или несколько слоев, в зависимости от необходимого результата.

Что касается размеров кристаллов, то они могут быть абсолютно разными. Самыми востребованными и часто употребляемыми в ювелирной сфере являются камни с диаметром 1-8 мм. Стоимость же Сваровски прямо пропорциональна к их размеру.

Хотя эти кристаллы и являются искусственными, они также нуждаются в специальном уходе за ними. Сильные удары и трение могут повредить напыление на их поверхности и оставить потертости или царапины, потому украшения с кристаллами Сваровски лучше снимать перед занятиями спортом или если планируете любую другую физическую работу. Также стоит избегать попадания на них различных спреев, бытовой химии и косметики, поскольку это может повлечь за собой потускнение кристалла. Если, все-таки, такое произошло, то нужно протереть камень мягкой тканью с жидким мылом для ухода за хрусталем, после чего промыть украшение теплой водой и высушить.

История

История популярной и всемирно известной компании Swarovski началась относительно недавно, немного больше ста лет в 1891 году, когда, на тот момент, никому не известному скрипачу из чешской Богемии Даниэлю Сваровски удалось изобрести специальный механизм, с помощью которого можно было с большой четкостью обрабатывать и огранять хрусталь.

Немного позже, в 1895 году, в тирольской деревне Ваттенс он основывает фабрику, на которой начинает изготавливать хрустальные кристаллы, с внешними характеристиками ничем не уступающими природным драгоценным камням. Такие имитации быстро завоевали популярность и их начали использовать для украшения одежды и создания аксессуаров. Несколько лет понадобилось Даниэлю Сваровски для того чтобы его технология по огранке достигла совершенства. Позднее он отправил образцы своих украшений в модные мировые столицы того времени, что вызвало оглушительный успех и именно после этого изделиям было дано название Swarovski.

1911 год стал также очень успешным, ведь в это время Сваровски, который уже работал вместе со своими сыновьями, создал уникальную технологию, которая позволяла варить абсолютно чистый и прозрачный хрусталь. Это открытие поставило на грань разорения все мировые стекольные заводы, поскольку их технологии были менее совершенны.

Годы шли, а популярность кристаллов, изготавливаемых на фабрике Swarovski, все росла, и эти яркие камни уже можно было увидеть в украшении нарядов таких известных личностей как Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Тина Тернер и многих других. А аксессуары, инкрустированные камнями Сваровски, можно встретить в коллекциях многих модных домов, к примеру, Шанель, Ив Сен-Лоран и Кристиан Диор.

Еще одним значимым годом стал 1988, когда у компании появился свой символ, а именно лебедь, поскольку именно эта птица во все времена и у всех народов ассоциировалась с элегантностью и утонченностью.

Основные виды кристаллов Сваровски

На сегодняшний день фирменная коллекция Сваровски насчитывает в себе более ста тысяч кристаллов, разнообразных цветов и форм.

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

Евросамоделки – только самые лучшие самоделки рунета! Как сделать самому, мастер-классы, фото, чертежи, инструкции, книги, видео.

  • Главная
  • Каталог самоделки
  • Дизайнерские идеи
  • Видео самоделки
  • Книги и журналы
  • Форум
  • Обратная связь
  • Лучшие самоделки
  • Самоделки для дачи
  • Самодельные приспособления
  • Автосамоделки, для гаража
  • Электронные самоделки
  • Самоделки для дома и быта
  • Альтернативная энергетика
  • Мебель своими руками
  • Строительство и ремонт
  • Самоделки для рыбалки
  • Поделки и рукоделие
  • Самоделки из материала
  • Самоделки для компьютера
  • Самодельные супергаджеты
  • Другие самоделки
  • Материалы партнеров

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

История бисерного рукоделия насчитывает не одно столетие, с периодами взлета и падения мастерства. Не забыто оно и в наши дни, пользуясь большой популярностью как один из видов досуга, тем более что купить бисер теперь не составляет особого труда.

Но «золотой эпохой» бисера в России считается конец XVIII – первая половина XIX века, когда рукоделие вышло за рамки увлекательного досуга горожан и стало одной из характерных черт стиля жизни, играя ведущую роль в оформлении интерьера. В это время изделия из миниатюрных стеклянных бусин украшали всевозможные предметы быта, порой весьма неожиданные по замыслу. Эту характерную черту быта своего времени очень метко, с иронией подметил Н.В.Гоголь – “хозяйственная часть” супруги Манилова состояла из вязания кошельков и изготовления сюрпризов в виде бисерного чехольчика на зубочистку. Как ни курьёзно это звучит, но ирония писателя имела под собой реальную основу. Миниатюрные зубочистки в бисерных чехольчиках находятся в собрании Эрмитажа.

Секрет небывалой популярности бисера объяснялся тем, что ни один из материалов для украшения интерьера в то время не позволял достичь высокого художественного эффекта без значительных материальных затрат. Бисер оказался более демократичен. Миниатюрные стеклянные бусины в умелых руках мастерицы превращали обычные предметы быта в настоящие произведения искусства. Поэтому среди различных приемов этого мастерства преобладало плетение чехольчиков на самые разнообразные предметы домашнего обихода, такие как подстаканники, подсвечники, письменные принадлежности, шкатулки, курительные трубки. Они выполнялись по форме предмета заранее отсчитанным и нанизанным на нитку бисером, для чего существовали специальные наборы крючков, иголок и менее популярных спиц. Большинство выполненных таким способом изделий украшались цветочными гирляндами из многочисленных оттенков мельчайшего бисера. Такие композиции спирально вились по поверхности предмета, что зависело от техники плетения, приводившей к смещению узора и превращению обычного медного подсвечника в изящное украшение интерьера.

Не менее оригинально выглядели декоративные панно выполненные в технике вышивки по холсту, при которой каждая бисеринка пришивалась отдельно по направлению нитей основы. Для них были характерны не только цветочные мотивы, но и изображения сельских пейзажей, маленьких домиков. Оправленные в раму, такие настенные панно подчеркивали идею домашнего уюта, по художественному эффекту нисколько не уступая дорогим картинам.

Бисерное рукоделие оставило свою оригинальную страницу и в истории моды – сначала в отделке аксессуаров. Разнообразные сумочки и кошельки, украшенные вышивкой бисером или сплетенные полностью из бисера, были обязательным дополнением костюма как столичной, так и провинциальной модницы первой половины XIX века. А многозначительная вышивка с изображением рога изобилия, была вполне уместна на бумажнике какого-нибудь щёголя.

Но, с течением времени популярность этого рукоделия заметно ослабела, уменьшился ассортимент стеклянных бусин, и появилась канва из плотной бумаги в качестве основы для работы, значительно упрощавшая мастерство. Иногда даже не требовалось заполнять бисером фон вышивки, в качестве него служила сама канва, на которой вышивался только контур узора. Такой прием применялся при изготовлении закладок для книг, где в виде узора могли быть изображены инициалы владельца книги.

Новый взлет бисерного рукоделия в России в начале XX века был не столь впечатляющим, как почти столетие назад. Этот короткий период остался заметной строкой исключительно в истории моды. В это время его стали применять в украшении женского городского костюма, наряду с аппликацией, вышивкой по тюлю, различными видами тесьмы. Чаще всего для этого использовались черные или прозрачные крупные бусины, иногда стеклярус. Бисер оказался уместным и в мужской моде этого времени – в качестве контура аппликации или отдельных бусин в сдержанных тонах на лацканах стильного жилета.

На протяжении более столетия «жемчугу подобный» бисер волновал воображение мастериц, позволяя не только подчеркивать изящность интерьера, но и создавать неповторимый стиль в костюме. Этот источник творческого вдохновения не иссяк и поныне.

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

Автор: Наталия Горюшкина

История бисера, как и история стеклоделия, уходит корнями в далекое прошлое. Едва возникнув, стекло стало использоваться для изготовления украшений. В чем причина – не сложно догадаться. Прочное, долговечное, яркое, блестящее, сохраняющее краски в течение веков. – ну как не влюбиться в этот материал! Особенно, в самое мелкое его воплощение – бисер. Ведь ему, помимо собственных, присущи все достоинства стекла.

Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали еще одежду древнеегипетских фараонов, кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькими стеклянными бусинками они украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, шаровары, пояса и головные уборы. А женщины – вышивали ими даже подошвы кожаных башмаков.

Считается, что самой древней сохранившейся стеклянной вещью является бусина, найденная при раскопках египетского города Фивы. Ее относят к 35 веку до н.э.

А появилось рукотворное стекло в древней Финикии. По версии историка Плиния Старшего (23-79 г.г. нашей эры) финикийские купцы, перевозившие морем груз соды, пристали к берегу на ночлег, развели костер, чтобы приготовить ужин, и, не найдя вокруг подходящих камней. подложили под свои котелки куски соды. Наутро в золе они обнаружили прозрачные куски стекла: раскаленная сода, соединяясь с песком, и дала стекловидную массу. Правда, многочисленные попытки повторить этот опыт никакого результата не дали. Скорее всего, история о моряках и соде – всего лишь легенда.

Но задолго до первых опытов производства людям было известно “природное стекло” — обсидиан. Из него изготавливали украшения. Первое же дошедшее до нас достоверное описание “технологического процесса” производства стекла сделали древние Ассирийцы – его относят примерно к 650 году до н.э.

Не удивительно, что в древности стекло ценилось очень высоко. В особенности – бесцветное, ведь из-за многочисленных примесей в исходном сырье древнее стекло было зеленоватым или коричневатым. Римский император Нерон как-то заплатил за прозрачные бесцветные стеклянные чаши золотом, равным им по весу.

Фото. Роберт Фредерик Блюм (Robert Frederick Blum) “Венецианские низальщицы бисера”, 1887-88 гг.

В начале нашей эры стекло проникло из Египта в Европу: сперва его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, оттуда искусство стеклоделия перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Именно Венецианская республика (особенно остров Мурано) на несколько столетия стала единственным центром производства бисера в Европе. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы, а география торговли была чрезвычайно обширной: страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.

Читайте также:  В чем преимущества установки мобильных перегородок?

Не удивительно, что правитель других государств постоянно пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в стеклоделии, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья (соды), необработанного стекла и даже его осколков. А все для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, ждало серьезное наказание – их объявляли государственными изменниками. Но у стеклоделов были и привилегии: они могли выдавать своих дочерей замуж за патрициев. м давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев.

Фото. Записная книжка. Вышивка бисером и шелком по канве, кожа, тиснение Франция, 1820-е годы. Из экспозиции выставки А.Васильева “Мода в зеркале истории”.

Монополия Венеции на производство бисера и стекла продержалась до XVII века. Однако вскоре у нее появились конкуренты: мастера Богемии заменив соду древесной золой, разработали технологию получения так называемого “лесного стекла. По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского: она имело высокую температуру плавления и отличную прозрачность. Из-за этого оно не поддавалось обработке в нагретом состоянии, но зато, в отличии от венецианского стекла, его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Конечно же огранке стали подвергать и производимые тут бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке венецианский бисер был вытеснен богемским, а к середине XVIII века его производство в Венеции заметно сократилось. Зато в разных странах Европы появлялись мастерские, открываемые беглыми мастерами из Мурано.

Производство бисера в Европе достигло расцвета во второй половине XVIII века, когда появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера (и провело к появлению очень популярной его разновидности – стекляруса). Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта мастеров способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Кстати, именно тогда во Франции изобрели особую форму бисера – стеклярус (удлиненные бисеринки, цилиндрической формы). Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, бисером торговали по всему Старому Свету, не обходя вниманием и Россию.

Фото. Вышитая бисером картина. Автор работы – Krivcha.
Фото. Колье в технике бисероплетения. Автор работы – Gemmaster.

История бисерного рукоделия в России чрезвычайно богата и содержит немало интересных страниц. Очевидно, что бисер пришел на Русь в эпоху монголо-татарского нашествия. Даже русское название “бисер” перекликается с арабским “buser” – “зернышки из стекла”. Правда до XVII века бисером в России называли . жемчуг. Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. Его широко использовали для украшения одежды. головных уборов, церковной утвари. Широкому распространению этого вида рукоделия способствовала относительная доступность жемчуга: пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).

Фото. Ридикюль, вышитый бисером. Германия, Франция, 1820 – 1830-е годы. Из экспозиции выставки А.Васильева “Мода в зеркале истории”.

Настоящий бисер в Россию массово начали завозить из Европы в конце XVII века. А к середине XVIII века рукодельницы стали использовать бисер в качестве украшения национальных костюмов наравне с жемчугом. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Масштабы бисерного импорта в Россию в те годы были внушительны: согласно регистрационным книгам в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, а спустя четыре года – уже 2126 пудов. Но не смотря на столь объемные поставки бисер был в дефиците. Не удивительно, что предпринимались постоянные попытки наладить производство бисера в России. Первая такая попытка относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить его массовый выпуск тогда не удалось.

Вторая попытка была предпринята уже в XVIII веке: когда М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление – изготовление бисера. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство.

Фото. Шкатулка “Царство Нептуна”. Автор работы – Еленка-Пенка.

Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества и не могла удовлетворить спрос мастериц. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

В чем же такая популярность бисера у рукодельниц? Дело в том, что этот материал обладал исключительной долговечностью, а богатая палитра цветов не ограничивала творческие порывы мастериц. Да и техника бисерных изделий была чрезвычайно многообразна: вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение, ткачество и мозаика на воске. Благодаря исключительной долговечности бисера, многие из изделий древних мастериц дошли до наших дней и как и прежде, поражают яркостью красок и изысканностью работы.

Фото. Пасхальное яйцо, связанное из бисера. Автор работы – МаскаИ.
Фото. Колье “Морское”, бисер, бусины, ракушки. Автор работы – Валерия Фоминых.
Фото. Букет роз, бисер, медная проволока. вискозные нити. Автор работы – ИАлександра.

Наиболее распространённым видом работ из бисера была вышивка. Поначалу она выполнялась вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером (ее называли “снизкой”) прикреплялась к ткани стежками, выполненными другой нитью. Женщин, которые занимались нанизыванием бисера на нити так и называли – низальщицы.

Особенно широкой популярностью в этой технике пользовались работы, выполненные из стекляруса. Причем, контуры рисунка обводились “снизками” черного цвета, а расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов в изображении. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии.

Фото. Косметичка “Маки”. Автор работы – -Irina-.

Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название “французские обои”. Такими “обоями”, к примеру, был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Для этого выбирали мелкую канву (редкую ткань или шёлк), на которую нашивали бисеринки, подбирая их по цвету в соответствии с рисунком. Технически – все просто, однако этот вид рукоделия требовал бесконечно много внимания, времени и терпения. Ведь основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку (диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм). Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. И всё же были сорта настолько мелкого бисера, что даже специальные иголки оказывались слишком толстыми. В этом случае мастерицы вощили конец нитки, нанизывали на нее бисеринку, затем вдевали кончик в иголку, делали стежок, снимали иголку и повторяли процесс снова.

Была еще одна трудность – невозможность изображения при помощи бисеринок плавной кривой. Вышивальщицы пытались восполнить этот недостаток, использую самый мелкий бисер или выполняя наиболее тонкие детали рукоделия (лица, руки и пр.) вышивкой или красками, а потом вклеивая их в вышитую картину. Догадываетесь, откуда пошли столь популярные в наши дни вышивки по расписанной или напечатанной основе?

Фото. Вышитая бисером икона Святой Мученицы Зинаиды. Автор работы – Пче-Юлия

Бисером вышивали картины, оклады икон, расшивали пояса, кошельки, кисеты, сумочки, ридикюли, шкатулки. Кроме вышивки бисером популярно было вязание бисера крючком (реже – на спицах). При этом бисер предварительно надевался на нить в строгом соответствии с рисунком, а затем во время вязания все бисеринки выводились на лицевую сторону в нужном порядке.

Однако помимо женский украшений, бисер и стеклярус использовались и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля “стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом. и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”. Бисером также оформляли интерьеры дворцовых залов, им покрывалась детали и обивка мебели, переплеты книг, шкатулки, сундуки и даже подстаканники.

Фото. Косметичка “Азиатские котики”, связана из бисера. Автор работы – Правильн@Я.
Фото. Болеро “Южная ночь”. Автор работы – asenka.

Главными центрами бисерного рукоделия на Руси были помещичьи усадьбы: при многих из них работали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Наличие бесплатных крепостных рабочих рук в какой-то степени обуславливало необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок: ведь богатым помещицам не приходилось решать вопроса о экономической целесообразности выполнения той или иной работы.

Обычно крестьянских девочек посылали учиться рукоделию в возрасте 8-10 лет. Потом девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать своему искусству других. При этом сами вышивальщицы оставались зачастую неграмотными: на многих вышитых картинах находят тексты, выполненные зеркально или вверх ногами.

По тем же причинам бисерное рукоделие было широко распространено в монастырях. Монахини и послушницы расшивали им всевозможные церковные атрибуты и делали изделия на продажу.

Фото. Колье из бисера, перит, чешский бисер. Автор работы – Alecsa-81.

Однако богатые и знатные светские дамы и даже русские императрицы тоже были большими любительницами рукоделий и вышивки. Со времени Указа Екатерины II “О вольности дворянства” разрешающего дворянам не делать ничего общественно полезного, в русском обществе стала порицаться праздность. Избежать подобных обвинений в ничегонеделании, причем, не только для женщин, но и для мужчин, позволяло рукоделие. Особенно, вышивка бисером.

Причем, не обходилось без курьёзных случаев. Алексей Иванович Корсаков, генерал от артиллерии, сенатор, президент Берг-коллегии, директор Горного корпуса, в последние годы жизни любил заниматься вышиванием по канве и достиг в этом занятии небывалого мастерства. Одну из вышитых им картин он поднес императрице Марии Федоровне. Императрица, не думая, что такое превосходное шитьё могло быть делом рук мужчины и особенно таких лет, каких был Корсаков, приняла эту картину за приношение одной из его родственниц, и, по доброте души своей, благоволила послать ему, в знак своего удовольствия, бриллиантовые серьги. Кстати, в почетные члены Академии художеств Корсаков был избран за “знание, любовь и почтение к достохвальным художествам”.

Фото. Рубаха, вышитая бисером. Автор работы – Osgadd.

К счастью, многие работы древних мастериц сохранились до наших дней: богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга, много изделий из бисера в коллекции известного историка моды “Александра Васильева.

Бисерное искусство постигла учась многих других видов рукоделий: оно пришло в упадок после Октябрьской революции, при этом многие секреты старых мастеров были утрачены. Зато те, что сохранились и дошли до нас, сейчас переживаю второе рождение, становясь все более популярными. Этому способствует и популярность рукоделий вообще, обилие современный высококачественных материалов для вышивки бисером и бисероплетения. Помимо традиционных изделий из бисера – картин, икон, кошельков, поясов и пр., современные мастерицы создают из бисера и различные виды украшений, бижутерию, широко используют его для декора одежды, комбинируют бисер с другими техниками.

Если вы еще не открыли для себя волшебный мир бисера – самое время сделать это сейчас. Надеюсь, работы рукодельниц Клуба на Осинке вдохновят вас. Ведь чтобы работать с бисером требуется всего лишь игла, основа, терпение и аккуратность. Но главное – желание!

Ссылка на основную публикацию