Выбор витрин для организации домашнего музея

Правила и советы по оформлению витрин

Витрины – не только лицо магазина, но и мощный рекламный инструмент: их оригинальный вид вызывает у потенциальных покупателей желание зайти в магазин, рассмотреть товар поближе, потрогать, примерить и в конечном счете совершить покупку. Именно поэтому над оформлением витрин работает целая команда художников и дизайнеров, знающих, как представить товар в самом выгодном свете.

Оформление витрин – настоящее искусство. Сегодня специалисты в погоне за лидерством в данной области разрабатывают все более необычные варианты демонстрации продукции и услуг. Но, как и в каждом направлении прикладного искусства, в сфере оформления витрин существуют базовые принципы и правила. Мы расскажем о том, какими бывают витрины, и раскроем тонкости работы над их оформлением.

Витрина как рекламный инструмент

Маркетологи утверждают, что по эффективности витрины практически равнозначны печатной рекламе в крупном издании. Они являются своеобразной визитной карточкой торговых объектов и выполняют целый ряд важных функций:

  • постоянное напоминание потребителям о бренде
  • презентация самых популярных товаров и услуг компании
  • продвижение новой линейки товаров
  • уведомление покупателей об акциях и скидках
  • создание определенного имиджа и убеждение потребителя в высоком качестве продукции и услуг
  • влияние на подсознание людей и создание у них желания приобрести товар

Использование витрины как рекламного носителя имеет определенные достоинства:

  1. прямое воздействие на покупателя непосредственно в месте реализации товара и услуг: заинтересовавшись рекламируемым продуктом, человек имеет возможность сразу же посетить магазин, салон или заведение
  2. многообразие вариантов и простор для фантазии в оформлении при любом бюджете
  3. возможность смены оформления в любой момент

Единственным минусом витрин как рекламных носителей является их локальность, то есть они привлекают только тех потребителей, которые регулярно или периодически проходят мимо конкретной торговой точки.

Виды современных витрин и особенности их оформления

Возможно, обыватель удивится, но классификация витрин достаточно обширна. Есть несколько характеристик, в соответствии с которыми они делятся на определенные виды.

По степени открытости:

  • открытая – проектируется таким образом, чтобы помещение просматривалось с улицы
  • закрытая – не предусматривает возможности увидеть внутреннее устройство зала, поскольку между ним и витриной устанавливается специальная перегородка. Как правило, на ней закрепляют баннер, покрывают краской или драпируют.
  • полуоткрытая – комбинирует оба варианта

По способу конфигурации и протяженности:

  • единая протяженная – ее плюсом является большая площадь, которая предоставляет максимальный простор для фантазии оформителей
  • множественная – разделена на несколько блоков, поэтому ограничивает возможности для реализации идей. При ее оформлении часто используют серию изображений или текстовых сообщений.
  • двухэтажная – отличный вариант для создания масштабной экспозиции, заметной с большого расстояния
  • многоэтажная – оборудуется на зданиях крупных компаний и предприятий. Оформление витрины такого размера – довольно затратное мероприятие, но позволяет воплощать необычные идеи и за счет размера охватывать огромную аудиторию.
  • угловая – на первый взгляд является не самым удобным вариантом, но имеет свои плюсы: позволяет создавать объемные композиции и презентует товар сразу двум потокам прохожих.

По наполнению и художественному оформлению:

  • товарные – используются исключительно для представления ассортимента
  • сюжетные – при их оформлении акцент делается на визуальной составляющей, а не на товаре
  • товарно-сюжетные – сочетание двух описанных видов акционные
  • (информационные) – выполняют задачу по информированию потребителей об акциях и скидках

По основной функции:

  • торговые – привлекают покупателей актуальными товарами, как правило, сезонными
  • имиджевые – в витринах не просто выставляется товар – за стеклом создается настоящая изысканная композиция в неповторимом стиле. Примерами оформления имиджевых витрин известных брендов сегодня вдохновляются многие дизайнеры. Как и в мире моды, в данном направлении существуют тренды, которым нужно следовать, чтобы не отставать от конкурентов.

Стили оформления витрин

Витрины и внутреннее помещение торгового объекта всегда должны быть оформлены в одном стиле. Сегодня особенной популярностью пользуется лофт, скандинавский стиль, минимализм, прованс и ретро.

В топ лучших примеров оформления витрин сегодня входит много работ европейских дизайнеров: витрины лондонских универсальных магазинов Selfridges и Harvey Nichols, французских домов моды Hermès и Louis Vuitton, а также бренда Lanvin, миланского магазина одежды Moncler.

Принципы оформления современных витрин

При продумывании дизайна специалисты следуют определенному алгоритму и руководствуются правилами оформления витрины магазина:

  1. разработке концепции и дизайна предшествует исследование рынка и определение целевой аудитории
  2. проводится предварительная оценка технических особенностей витрины, измеряется расстояние между будущей экспозицией и пешеходами, поскольку от него зависит количество используемых объектов и их распределение в пространстве
  3. оценивается устойчивость используемых материалов к ультрафиолету. От прямых солнечных лучей продукция и манекены довольно быстро теряют первозданный вид, поэтому многие компании устанавливают на витринах специальные солнцезащитные стекла.
  4. продумывается подсветка
  5. дизайн разрабатывается с учетом не только стиля бренда – витрина должна гармонировать с фасадом здания

Перечисленными принципами дизайнеры руководствуются при оформлении витрин магазина, витрин для предприятий, офисов, салонов красоты и заведений. Что касается правил оформления витрин в аптеках, то здесь приоритетом является защита продукции от воздействия солнечного света, поэтому аптечный товар на витрины не выставляется, более того, они чаще всего покрыты специальной пленкой, не пропускающей ультрафиолет внутрь помещения.

Все в музей!: 6 мировых трендов в музейных коммуникациях

Как музеи из пыльных архивов превращаются в современные пространства

  • Тренды
  • Музеи
  • Yasno. branding agency
  • коммуникации

В последние несколько лет перед многими российскими музеями ставят задачи по изменению имиджа, привлечению аудитории, превращению из пыльных архивов в современные пространства для досуга. И они превращаются!

Специально для Sostav Евгений Чарский, креативный директор Charsky studio и Екатерина Воронина, арт-директор студии, провели обзор главных трендов в коммуникациях музеев. На наш взгляд, их наблюдения будут полезными для любых культурных институций, для территориальных брендов и для многих других сфер.

Евгений Чарский, креативный директор Charsky studio

Smart — это новый черный. Модно читать интеллектуальную литературу, разбираться в искусстве, разумно питаться и обсуждать запуски ракет в космос… А музеи — территория новых знаний в лёгком формате, отдыха и вдохновения для тех, кто smart! Поэтому в последние несколько лет мы наблюдаем сильный рост интереса к музеям, настоящий музейный бум.

Екатерина Воронина, арт-директор Charsky studio

А брендинг музеев — интересный, яркий, задорный — отражает это. Потому что у музеев нет некоторых ограничений, которые есть в традиционном бизнесе, зато есть необходимость выходить на новый уровень восприятия.

Итак, каким же должен быть современный музейный бренд? Работая в этой области, мы сформулировали для себя 6 ответов на этот вопрос.

1. Стремиться в будущее

Первый и, наверное, самый очевидный тренд — это максимальное использование в коммуникациях технологий будущего. Создавая бренд, нужно учитывать особенности среды, в которой он будет существовать, понимать, как он будет жить оффлайн и онлайн.

Мониторы компьютеров, экраны смартфонов, ленты соцсетей — музейные архивы «переезжают» сюда, а вместе с ними меняются и коммуникации. К примеру, в LAVA Lab создали приложение #GoldenAge для «Портретной галереи золотого века» в Эрмитаже Амстердама, которое при помощи iBeacons позволило всем желающим общаться с персонажами 17 века — героями портретов. В приложении они могли «подружиться» с героями золотого века и получать разные статусы.

Что касается визуальной коммуникации, она становится более прямолинейной, динамичной, быстро считываемой. Даже логотипы перестают быть статичными знаками, превращаясь в видеозаставки. Рассмотрим в качестве примера фирстиль Музея естественной истории им. Филда в Чикаго от Leo Burnett.

Типографика логотипа рождается из пикселя и в него же превращается при масштабировании, своеобразно иллюстрируя круговорот в природе. Броский, активный и сильный знак считывается и узнается мгновенно, даже если он за секунду промелькнет перед глазами на какой-нибудь странице в интернете.

Еще один кейс — на этот раз от Charsky studio — айдентика Московского Планетария. Живая, легко трансформируемая для самых разных форматов, в том числе для проекционных изображений, с простым и современным логотипом, который говорит о том, что можно путешествовать в космос и оставаясь на Земле.

2. Помнить о корнях

Но при всей устремленности в будущее и диджитализации, работая с брендом музея, мы должны не забывать и об истории и с уважением относиться к ней, показывая это уважение в том числе и в айдентике. Тем более что чаще всего у музеев история весьма и весьма богатая, а некоторые музеи и вовсе ей посвящены и их главная цель — как раз погрузить своего посетителя в тот или иной исторический период. При этом стоит оговориться, что уважение к истории вовсе не обязательно означает пиетет и следование каким-то канонам, это может быть и интересная игра.

Вот, к примеру, айдентика Аббатства Руана — бывшего Цистерцианского монастыря, построенного в XII веке, превратившегося в историческую достопримечательность, выставочное пространство и концертную площадку. Дань векам здесь отдает знак, символически напоминающий об архитектуре аббатства, а развитие стиля — на контрасте — очень современное и динамичное.

Другой пример — работа Charsky studio над брендом музейного комплекса «Бородинская битва». При всей ориентации на молодую целевую аудиторию в каждой детали фирменного стиля мы напоминаем об эпохе 1812 года. Форма знака напоминает ордена того времени, на различных носителях айдентики появляются фрагменты исторической панорамы и изображения других музейных экспонатов. Тексты с выключкой по центру апеллируют к стилистике документов XIX века.

3. Перейти на «ты»

Еще один важный тренд, который особенно ярко проявляется в музейном брендинге — стремление говорить со своей аудиторией «на ты», то есть не свысока, а с позиции равного, «своего». Музеи перестают быть элитарными заведениями только «для тех, кто понимает», а всё больше «идут в народ»: культурное наследие должно быть доступно и, главное, привлекательно для всех категорий посетителей, включая туристов, а не только для узкого круга профессионалов.

Этот тренд иллюстрируют самые разные кейсы. Например, известный на весь мир Metropolitan museum of art, который с подачи Wolff Olins превратился в MET. Полное наименование музея заменилось на принятое в обиходе краткое и разговорное. А буква М, взятая из возрожденческого трактата Divina Proportione (1509) и построенная по образцу Витрувианского человека Леонардо да Винчи, уступила место «двухэтажному красному автобусу, который резко затормозил».

Или Третьяковская галерея, которая официально стала Третьяковкой и даже просто «Т» (работа cтудии ONY).

Еще один пример — Лекторий Парка Горького от Charsky Studio: здесь разговор на «ты» начинается уже с самого логотипа!

4. Заинтриговать

Стремление привлечь широкую аудиторию и перейти с ней на «ты» означает не только заговорить на ее языке, но и заинтересовать ее, вступить с ней в игру. Всё больше и больше музеев сегодня включают в свою коммуникацию элемент интриги, игры, ищут интересные фишки, за которыми хотелось бы охотиться, на фоне которых хотелось бы фоткаться и которые хотелось бы купить как сувенир. Музей превращается в такой же интересный объект, как и его содержимое — становится ценным сам по себе.

New Museum «играет» в коммуникациях со знаковой формой своего здания, которое стало центральным элементом его айдентики. Презентация новых выставок анонсируется на самом здании неожиданным образом (в духе современного искусства).

Айдентика Tate, кажется, тоже затевает с аудиторией игру. Знак музея, состоящий из 340 точек, постоянно стремится ускользнуть от нас, раствориться, будто бы кричит: «Лови меня скорее». И многие пытаются поймать: недавно Tate стал самым посещаемым музеем современного искусства в мире.

Игра идёт не только в айдентике, но и во всех коммуникациях. Вот, например, как московские музеи рассказывают нам о том, что по четвергам ждут посетителей допоздна. Согласитесь, такими картинками многим захочется поделиться в соцсетях?

5. Не затмить солнце

Однако за игрой не стоит забывать, что музей — это не что-то, существующее само по себе, это обязательно обрамление для какого-либо контента. И как рамка, обрамляющая картину, должна соответствовать ей, но при этом не затмевать её, не перетягивать на себя слишком много внимания, так и за брендом музея мы должны быть в состоянии увидеть его экспозицию. Некоторые музеи ставят эту задачу во главу угла, и тогда получается, что бренд музея становится неотделимым от его коллекции. Помимо того, что это красиво, это еще и полезно с точки зрения популяризации науки и искусства.

Вот, к примеру, работа Pentagram для Филадельфийского художественного музея. Здесь «A» stands for «Art» — и логотип трансформируется в 200 разных вариаций, каждая из которых содержит в себе один из экспонатов музея.

6. Быть, а не казаться

Но самое важное в работе с музейными брендами сегодня — это вовсе не тщательно продуманные логотип и айдентика, не выверенный до миллиметра тон коммуникации и не количество креативной рекламы… Главное — это то, что человек видит (а так же слышит, делает, чувствует ), приходя в музей. Эра музеев-складов (неважно чего — картин или костей реликтовых животных) завершена. Наступает эра музеев — центров Edutainment’a, то есть обучения через развлечение.

Мастер-классы, лектории, разнообразные форматы экскурсий, игры — список музейных активностей, которые еще лет 10−15 назад сложно было представить, сегодня растёт с каждым днём. В музеи приходят отметить день рождения, в музеи приглашают на свидания — и не потому что это звучит красиво, а потому что это реально интересно.

Посмотрите, какие интересные штуки делает Политехнический музей! Эта, к примеру, звуковая башня, сложенная из картонных коробок, создана в рамках ежегодного фестиваля Политех. Согласитесь, на такое хочется прийти и посмотреть, даже если вы уже не раз до этого посещали этот музей!

А это выставка «Октябрь» китайского художника Цая Гоцяна, открытая перед главным входом в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина к столетию Революции. Кажется всю осень все только и делали, что постили фотографии оттуда.

А вот как иногда преображается фасад здания Филадельфийского музея искусств.

Или вот Музей Луны, который гастролирует по всему миру и всюду возит семиметровую модель луны, поверхность которой воссоздана по снимкам НАСА. Вы бы пришли посмотреть на это, пофотографировать, послушать рассказы о луне и мифологии, с ней связанной? Мы бы с удовольствием!

Читайте также:  Корпус для компьютера из оргстекла

Вместо послесловия хочется сделать акцент на том, что музеи в современном мире конкурируют вовсе не с другими музеями. Нет, сегодня музеи борются за внимание аудитории с самыми разными бизнесами. Поэтому на тех, кто работает с музейными коммуникациями, лежит ответственность не только за то, какие музеи будут на слуху, какие будут моднее и актуальнее других, но и за то, что выберет аудитория: посещение торгового центра, зависание в телеке или на Youtube, новую компьютерную игру, многочасовое прокручивание лент соцсетей или же поход в музей. Давайте вместе делать так, чтобы выбор был в пользу последнего!

Практика витринистики и мерчандайзинга

У ярко освещенной витрины часового магазина остановилась прогуливающаяся парочка и надолго задержалась, разглядывая ее наполнение. Люди внимательно рассматривали размещенные на витрине товары и увлеченно обсуждали сюжет витрины, расшифровывая, из чего же сделано декоративное заполнение…

Раньше такую картину можно было наблюдать только за рубежом на улочках, заполненных модными магазинчиками, но теперь все чаще она встречается и в России. Это свидетельствует о высоком интересе покупателей к красиво оформленным витринам магазинов и о готовности нашей публики к восприятию новых для нашей страны технологий продаж – визуальных продаж. Нам, специалистам ритейла, остается горячо поддержать этот интерес высоким уровнем оформления витрин и профессиональным подходом в формировании визуального обращения к нашему покупателю.

Эмоциональное воздействие на покупателя лежит в основе современных технологий визуальных продаж

Интересен феномен человеческого восприятия: оформленная декоративными средствами витрина глубоко впечатляет нас, так как заставляет испытывать эмоциональный отклик. Так устроено человеческое восприятие, что мы надолго запоминаем пережитые эмоции, поэтому современные технологии продаж настолько активно развивают эмоциональные стороны восприятия в продвижение товаров, а магазины превращаются в пространства для активного проживания процесса покупки. Набирает силу новый формат розничного магазина: высокотехнологичный дизайн – концепт, оформленный как выставочное пространство и представляющий товары интерактивно, с помощью инсталляций, использующих вдохновляющие life-style образы. В магазинах часов такого типа хорошо работает мощный комплекс мер визуального воздействия на покупателя, таких как:

  • высокотехнологичное многоуровневое торговое оборудование, удобно демонстрирующее товары группами на удобных для восприятия уровнях ( уровне глаз и уровне локтя)
  • качественное освещение, позволяющее, помимо эффективной подсветки торговых зон, создавать динамичные сценарии в организации потока покупателей, а также выставлять локальные сцены освещения для декоративно оформленных объемных инсталляций, вплоть до создания в них театральных спец-эффектов.
  • расположение в торговом зале сильных точек визуального интереса, демонстрация товаров в которых по силе эмоционального воздействия приближается к наружным витринам. Введение активного декоративного оформления в этих точках.
  • поддержка продаж при помощи интерактивных технологий ( видео-экраны и стены, 3-D инсталляции, голографические технологии для демонстрации деталей моделей часов, а также их применения в различных ситуациях стиля жизни)

Оформление таких магазинов всегда адресовано очень узкой целевой аудитории, составлено на языке, воспринимаемом четко определенным сегментом покупателей. В целом, сужение адресата является современной тенденцией в развитии ритейла, в частности часового. Его особенностью является резкая очерченность границ ценовых дипазонов, поэтому в декоративном оформлении важна точность обращения к конкретной покупательской аудитории. Способы этого обращения разнообразны.

Материалы оформления, а также демонстрационное оборудование, должны быть тем дороже, чем выше марка, демонстрируемая в витрине. Материалы и технологии их применения могут взять на себя роль узнаваемого фирменного стия в оформлении бренда, как, например, техника объемного коллажа из высоко-технологичного пластика, применяемые маркой ROLEX на протяжении длительного периода времени в качестве задников в витринах фирменных магазинов. Сюжеты и цветовая гамма коллажей меняются со сменой времен года и коллекций, но витрины бренда можно узнать в любом городе мира по его фирменной технологии декоративных задников.

Чем более демократична марка, тем больше наименований изделий можно выставить в витрине, и наоборот, в витринах высоких марок иногда достаточно продемонстрировать единственную модель.

Образные ассоциации оформления должны быть хорошо понятны той целевой аудитории, которой адресовано оформление. Ясность и читаемость обращения ( message) витрины являются неоспоримым достоинством хорошо оформленной витрины. Правильно сформированное обращение (в том числе при помощи декоративного оформления), способно привлечь в магазин нужного покупателя, а также отсечь нежелательного.

Декоративное оформление наружных витрин позволяет привлечь дополнительный интерес к магазину часов

Наш глаз физиологически устроен таким образом, что всегда позитивно реагирует на правильно организованные декоративные решения. Эта особенность человеческого восприятия и лежит в основе искусства оформления витрин, которое на протяжении многих десятилетий оказывает великолепную поддержку коммерческим интересам магазинов, в том числе и часовых.

Главные признаки качественно выстроенной объемной инсталляции в витрине следующие:

  • гармоничные цветовые сочетания оформления
  • ясная, хорошо читаемая композиция в декорациях и выкладке товара
  • достаточное комфортное освещение, выделяющее сильные точки визуального интереса оформления, а также «солистов» – главных товаров на витрине.

Витрина, использующая все эти главные признаки, обязательно задержит наше внимание.

Оформление витрин магазинов является уникальной ветвью искусства декоративного оформления, которая решает в первую очередь коммерческие задачи магазина. Творческая сторона дела всегда уравновешивается рациональным принципом достаточности – декоративного оформления должно быть достаточно для поддержания ключевых идей обращения к покупателю, но не более того! Перенасыщенные декором витрины теряют свою коммерческую эффективность и их часто называют «мусорными», по выражению итальянских витринистов-классиков. Для часового ритейла перегруженность декором, «мусорность» недопустима, так как часы относятся к товарам люкс-сегмента и являются для покупателя уникальным, статусным товаром, он ценит в оформлении ясность и свежесть впечатления.

Для создания коммерчески успешного оформления важно четко сформулировать основную задачу витрины. В целом, витринистика решает две глобальные задачи оформления.

С одной стороны оформление может помочь продать товар, интересно представив его в витринах, в этом случае оформляются товарные, или так называемые «продающие» витрины, которые сочетают выкладку товара и декоративное наполнение. В таких витринах можно представить новые модели и коллекции, а также предложить товарные остатки по специальным ценам. Такие витрины являются отличным инструментом продаж на пешеходных торговых улицах и в переходах торговых комплексов, где ценится импульсная активность и точность обращения, при этом наличие ценников только усиливает эффективность продающих витрин.

С другой стороны витрина может укреплять образно-ассоциативное восприятие бренда, помогает зафиксировать в сознании покупателя бренд при помощи сюжетного оформления, при этом товара в витрине может и не быть – его могут заменить изображения или муляжи. Такие имиджевые витрины называются «сюжетными» и они опираются скорее на фиксацию эмоционального восприятия покупателем бренда. Сюжетные витрины у часовых брендов могут выглядеть очень впечатляюще, при этом сюжет должен отталкиваться от узнаваемых элементов стиля жизни целевого покупателя. Очень интересно в витринах, демонстрирующих водонепроницаемые часы высоких марок, могут смотреться элементы яхты ( вплоть до использования потертых частей корпуса яхт в демонстрационном оборудовании), а детали раллийных или ретро – автомобилей могут быть использованы для задников витрин мужских часов высоких марок, в зависимости от их стиля. Электронные молодежные марки прекрасно смотрятся в минималистичном декоративном обрамлении, часто с использованием инерактивных технологий, вплоть до интерактивных примерок. В сюжетных витринах можно разыграть сцены из сказок, связанных со временем ( « Питер Пен», «Алиса в стране чудес» и др.), при этом ряд витрин оформляют как отдельные сцены со индивидуальным декоративным наполнением.

«Движимые движители»

Дополнительным стимулом для усиления впечатления от витрины является использование движущихся элементов в оформлении. Любой движущийся объект мгновенно привлекает импульсное внимание зрителя, вот почему так популярны в наш век флэш-восприятия мини-экраны с видео-роликамии и робото-техника в наружных витринах мировых коммерческих центров. Двигающиеся объекты в витринах особенно актуальны для часовых витрин, т.к. часы в восприятии покупателя – это механизм, находящийся в постоянном движении.

Неизменно великолепно выглядят витрины магазинов часов, оформленные при помощи увеличенных элементов часовых механизмов, движущихся на глазах изумленной публики. Это оформление часовых витрин популярно на протяжении многих лет и считается классическим. Более того, оно никогда не устареет, т.к. на витринах всегда можно отразить развитие часовых технологий, вводя в оформление элементы новейших часовых механизмов, в том числе электронных. Тема вечного двигателя также всегда будоражит сознание человечества, почему бы не использовать ее в оформлении сюжетных витрин с привлечением непонятных механизмов – трансформеров?

Интересна тема «машины времени», а часы, как мерило неизмеримого, утекающего времени, вполне реально демонстрировать как фантастические «машины». Творческая сторона всегда остается наиболее увлекательной в создании оформления витрины, и именно она и впечатляет покупателя.

Принципы декорирования: алгоритм оформления часовой витрины

Почему одна витрина полностью захватывает наше сознание, заставляет ее рассматривать и запоминать, а другая не вызывает никакого впечатления? Есть некоторые важные моменты в оформлении, которые необходимо соблюдать для того, чтобы создать глубокую по силе воздействия инсталляцию. Для удобства сформируем простой алгоритм действий оформителя коммерчески успешной витрины, который, к слову сказать, неоднократно прошел испытания и показал свою надежность.

Выбираем товар (изделие или коллекцию), который будем продвигать в витрине. Это очень важный момент в создании оформления, так как каждая коллекция требует индивидуальных решений и ассоциаций. Внимательно изучаем саму коллекцию, какие элементы дизайна мы обнаруживаем в изделии, какие стилистические решения она диктует нам в оформлении. Определяем точно стилистику моделей часов; если модельный ряд коллекции весьма разнообразен по стилю, то распределяем товар на несколько товарных групп, опираясь на какой-либо один ярко выраженный доминирующий признак, объединяющий модели в ясно читаемую группу. Доминирующими признаками в группах часов могут быть : форма корпуса, металл корпуса, отделка ( цвет камней или других вставок, огранка камней), дизайн (например, несколько моделей в одном дизайне, выполненные в разных материалах могут составлять группу изделий для демонстрации в одной витрине). Сформированные группы можно демонстрировать в разных витринах или в одной витрине, но на разных экспозиционных площадках (например, уровнях). Кроме того, при наличии большого количества товарных групп, можно организовать смену товара в одной витрине при сохранении прежнего декоративного оформления. Рекомендуемая периодичность обновления товарного наполнения витрины – один раз в 10 – 15 дней.

Опираясь на особенности выбранной для демонстрации коллекции, вырабатываем тему оформления, в частности то обращение (MESSAGE) витрины, которое мы хотим передать зрителю. Тема может подчеркивать уникальные достоинства товара, но также может и декоративно развивать историю, которая происходит с обладателем данной модели часов. Например, при демонстрации современной мужской коллекции водонепроницаемых часов, хорошо может быть развернута тема активных путешествий (от тропических непроходимых джунглей до яхтенных гонок), при этом для демонстрации моделей классического дизайна вполне может быть выбрана тема с ретро-аквалангами или почтовыми открытками со штемпелями и сургучными печатями разных стран. Подбираем элементы декора для оформления и фиксируем их в виде эскизов. В данном этапе продумывается цветовая гамма оформления, текстовые обращения, спец-эффекты, включение интерактивных технологий.

Адаптируем тему оформления к конструкции витрины. Если витрин несколько, то продумываем, каким образом тема оформления может быть трансформирована в каждой из них. Например, в магазине, имеющем ряд витрин по фасаду, допустимо оформить одну – две витрины как флагманские, полностью реализовав максимальное декоративное наполнение, при этом остальные витрины можно оформить лишь небольшими включениями основной темы. При оформлении ряда витрин не забывайте, что зритель воспринимает картинку в витрине на ходу, буквально бросив на нее мимолетный взгляд, поэтому очень важно сформировать оформление ряда витрин интересно, как следующие друг за другом кадры кинофильма. Простейшими, но эффективными средствами создания оформления ряда витрин является смена цветовой гаммы.

Для создания нужной композиции подбираем стандартное демонстрационное оборудование, если необходимо, проектируем демонстрационное оборудование из нестандартных материалов в соответствии с темой оформления. Располагаем товар на демонстрационном оборудовании и дополняем его декоративными включениями. Для того, чтобы не утратить коммерческую задачу витрины, необходимо грамотно дозировать количество декора, а также располагать его на вторых планах, позади основной коллекции. Это правило является ключевым в оформлении витрин, опирается оно на особенности нашего визуального восприятия. Дело в том, что в восприятии витрины существует два этапа:

Сначала мы воспринимаем всю витрину вцелом, при этом важно захватить внимание зрителя издалека и именно декоративное оформление здесь способно принять на себя ведущую роль. Благодаря выразительным и гармонично подобранным по цвету декорациям, глаз включает внимание зрителя на дальних дистанциях и далее приводит его к рассматриванию деталей оформления. Таким образом, декоративное оформление должно быть построено в расчете на восприятие издалека, оно может быть крупным по размеру и насыщенным по цвету.

Заинтересовавшись общей картинкой, зритель захочет рассмотреть детали оформления подойдя поближе – на этом этапе на переднем плане на самых приоритетных местах в фокусе внимания должен оказаться товар. Уникальные особенности моделей можно подчеркнуть при помощи хорошо выстроенной композиционной выкладки, построенной на нескольких уровнях по высоте и глубине витрины. При этом декорации должны уйти из зоны приоритетного внимания на второй план, лишь напоминая тему оформления и подчеркивая главные достоинства товара.

В случае, если оформляется «продающая» витрина, в завершение работы выставляют ценники. Ценники должны быть включены в общую декоративную канву оформления, для каждого оформления можно разработать свой дизайн ценников.

Последний в нашем алгоритме оформления, но ключевой с точки зрения эффективности, является вопрос освещения витрины. При удачно построенной начальной схеме освещения витрины нам остается на этом этапе направить акцентные светильники на главные точки визуального интереса – «солистов» в композиции ( таких точек может быть до трех), а также подсветить рассеянным светом декорации. Вот почему следует внимательно отнестись к созданию универсальной осветительной системы в витрине на самом раннем этапе проектирования витрины:

    • при смене оформления расположение точек визуального интереса может меняться, поэтому система освещения должна быть подвижной, с возможностью поворота каждого источника на 360 градусов.
    • углы лучей в источниках света в витрине должны быть разными: узколучевые источники применяются для подсветки «солистов», а широколучевые применяются для подсветки фонов и общей освещенности в витрине.
    • наиболее эффективным расположением источников света в часовой витрине является рампа, сочетающая в себе как подсветку переднего и заднего плана, так и боковую подсветку.

Вопрос освещения витрины нельзя недооценивать, так как самое интересное с точки зрения темы и дизайна оформление витрины может остаться незамеченным из-за некачественной подсветки.

Читайте также:  Где можно приобрести качественные сборные модели?

Вырабатывая технологии оформления витрин магазина, очень важно найти и зафиксировать в сознании покупателя фирменный стиль оформления, который будет ассоциироваться только с вашим магазином. Смена сезонов, тем и коллекций лишь разнообразят впечатление, при этом зритель воспринимает стиль оформления как присущий только вашему магазину. Правильно оформленные витрины обязательно принесут истинную радость покупателям, а магазину – высокие продажи!

20 рекламных витрин, которые наглядно демонстрируют удивительный дизайн

Предлагаем познавательную статью о том, где можно почерпнуть идею украшения своего дома во время прогулки по магазинам. Ведь покупки вдохновляют на добавление чего-нибудь нового в привычную домашнюю обстановку.

Декоративные элементы

Одним из представителей индийского творчества является Anthropologie, создающий вещи из пластиковых бутылок. Выглядят эти изделия самобытно и впечатляюще.

по материалам Studioana

В Сан-Франциско есть лавка, в которой продаются товары исключительно ручной работы. Зайдя туда, невозможно не восхититься многообразием представленных украшений. Вы уйдёте оттуда с невероятной энергией, которая побудит вас попытаться сделать что-то подобное.

по материалам Remodelista

Некоторые торговые компании вроде West Elm сотрудничают с художниками, давая им возможность проявлять себя и производить своего рода рекламу для привлечения клиентов. Такие партнёрские организации стали мейнстримом и представляют собой сокровища настоящего времени.

по материалам West Elm

JCPenney соорудил похожую инсталляцию, чтобы обратить на себя внимание, но это не помогло. Зато любители искусства оценят такую обстановку.

фото Chris Rupert/JCPenney via Casa Diseno

Самые шикарные витрины находятся в Нью-Йорке и Лондоне. В качестве примера можно привести магазин Topshop в британской столице. Оформление его фасада дарит праздничное настроение и рождает желание испечь пирог или наполнить свой дом множеством шариков с гелием.

по материалам Blog of Francesco Mugnai

К необычным пассажам относится Mercury Design Studio в Остине, штат Техас. Он отражает истинный эклектический подход к дизайну. Здесь есть возможность проследить за тем, как менялись стили во времени. Такой метод также применяют в Hollywood Regency.

Экстраординарная скульптура расположена в Barneys в Нью-Йорке. Она показывает нам, что для создания оригинального предмета требуется всего лишь старый хлам, который часто хранится в шкафах.

по материалам Blog of Francesco Mugnai

Гладкие поверхности и простые формы

Современный подход к организации пространства отражён в облике Domy Books в Техасе. Белые стены, прилавки, деревянные стеллажи, книги — всё вдохновляет на творчество своими чёткими линиями и красочными акцентами.

А этот обувной отдел использует металлические хромированные светильники, подчёркивая роскошь помещения.

по материалам Interiordir

Как вам оригинальная работа дизайнера Rafael de Cárdenas of Architecture at Large? Он спроектировал торговый зал с небанальной внутренней отделкой. Разноцветные полки-кубы образуют ступеньки, ячейки отведены под раскладку товара.

Повышенное внимание привлекает к себе освещение в Maygreen. Оно выполнено в виде компьютерной микросхемы. Такой потолок можно назвать целым произведением искусства.

Витрины ретро

Следующее фото запечатлело смелое использование ретро стиля в торговых помещениях. Отмечается, что его применение способствует росту рейтинга.

по The Dallas Morning News

В своих работах Jonathan Adler учит нас не бояться ярких красок. Подушки, лампы, книги, пледы и коврики. Неважно, чем декорировать, главное – чтобы было ярко!

по материалам ScrapHacker.com

Что по-настоящему захватывает дух, так это оформление Darkroom London. Комната выглядит как музей, посвящённый 80-м годам.

Ещё одно удачное применение дизайна конца прошлого века нашли в салоне красоты Kitsch Nitsch. Ключевыми акцентами здесь выступают виниловые наклейки на стенах, необычный диван и зеркала.

В помещении Architecture at Large смешались два направления: 80-е и сказочные мотивы Rafael de Cárdenas. Геометрический орнамент, контрастные цвета и слепящее освещение оставляют неизгладимое впечатление. Такой приём применён в New York OHWOW.

Внешний вид

В своих замыслах можно использовать цветы и деревья, они оживляют интерьер, вносят в него частичку природы. Например, как на Anthropologie.

по материалам The smartest fish

В Potted, Лос-Анджелес, просто обожают вещи, сделанные из натуральных материалов: толстые плетёные ковры, разнообразие растений в горшках, красочные сувениры. Здесь царит гармония и сочетание внешнего и внутреннего облика здания.

по материалам Danger Garden

Twig, расположенный в Бруклине, прославился своим пристрастием к растительному декору. В нём есть живые скульптуры, загадочные маленькие миры в банках, экзотические цветы и многое другое.

по материалам UncommonGoods

В техасском Остине есть местечко Big Red Sun. Это сад под открытым небом. Грамотный маркетинговый ход работает на привлечение покупателей. Попав в зелёный оазис, так и хочется забрать что-нибудь с собой.

Инженерные изыскания для проектирования нового строительства или реконструкции

Время чтения: 4 минут

Инженерные изыскания заключаются в исследовании и анализе природных факторов, параметров техногенного влияния для безопасного использования участков, получении исходных данных для проектирования строительства или реконструкции. Проведение такого комплекса работ является обязательным условием для составления проекта, его последующей экспертизы и оформления разрешений на строительство. Заказать инженерные изыскания и любую проектную документацию можно в компании Смарт Вэй.

В этом материале читайте, какие обследования включают инженерные изыскания, кто и как может проводить их, как правильно выбрать специалистов для получения и анализа данных для проектирования.

Что такое инженерные изыскания

Требование о проведении изысканий на участке перед началом проектирования предусмотрены статьей 48 ГрК РФ. Обеспечить такие работы должен собственник или арендатор земли. Результаты изысканий будут использованы проектировщиком для выбора мест размещения объекта и его коммуникаций, архитектурных, планировочных и иных решений, для организации строительных работ. Целью изысканий является и рациональное, безопасное использование участка, сохраняющее его основные свойства.

Нормативные документы

Основными нормативными актами для организации изысканий на участке являются ГрК РФ, Постановление Правительства РФ № 20. В них указаны требования к специалистам, которые вправе проводить обследование, цели изысканий, порядок оформления результатов. Также применяется свод правил СП 47.13330.2016, утвержденный Приказом Минстроя РФ № 1033/пр (скачать). В части соблюдения земельного законодательства при обследованиях будут применяться нормы ЗК РФ.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров – звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Постановление Правительства РФ № 20 (скачать).

Простым языком

Невозможно обеспечить прочность и устойчивость здания, его надлежащую эксплуатацию, если не располагаться сведениями о состоянии почвы и грунта, подземных слоев участка, особенностей близлежащих территорий. Комплексные изыскания позволяют получить следующую информацию для проектирования, строительства и реконструкции:

  • о природных и климатических условиях данной территории, местах размещения водоемов и подземных водных источников, существующих инженерных коммуникациях, границах зон охранного назначения;
  • о необходимых мероприятиях, которые нужно предусмотреть при планировке и компоновке объекта, выборе конструктивных и объемно-планировочных решений, средств инженерной и иной защиты, мер по защите окружающей среды от негативных воздействий и выбросов;
  • о показателях для расчета оснований фундаментов и конструкций объекта, выполнения земляных и иных работ.

Фактически, итогом изыскательских работ будут ответы на вопросы – можно ли строить или реконструировать здание на данном участке, где будет расположен объект, какие допустимые параметры строительства должны соблюсти проектировщики и подрядчики, какие меры защиты нужно указать в проекте. Если состояние участка не позволяет проводить какие-либо работы, по итогам изысканий может предусматриваться укрепление или обеззараживание грунта, обращение для изменения границ охранных зон, иные мероприятия.

Комментарий специалиста. На стадии изыскательских работ можно устранить многие ограничения и запреты, которые установлены в отношении участка. Если заниматься этим после получения ГПЗУ, общий срок согласований может достигать нескольких месяцев. Пока проводятся изыскания, сделать это намного проще, быстрее и дешевле. Подробнее об особенностях снятия ограничений на строительство и реконструкции вы можете узнать у специалистов компании Смарт Вэй.

Инженерные изыскания проводятся перед проектированием жилых и нежилых зданий

Инженерные изыскания перед проектированием строительства и реконструкции

Изыскательские работы проводятся по решению и техническому заданию собственника (арендатора) участка. Для заключения договора потребуется правоустанавливающий документ на землю, либо соглашение о предоставлении участка в аренду. Если изыскания проводятся перед возведением нового объекта, участок будет полностью доступен для обследований. При реконструкции это сделать сложнее, так как придется учитывать особенности и нагрузки уже существующего здания.

Кто выполняет инженерные изыскания

Согласно ст. 48 ГрК РФ, заключить договор на изыскания можно с компаниями или предпринимателями, состоящими в профильной СРО. В отдельных случаях это может делать сам застройщик, если он сам состоит в СРО. Для проведения изысканий заключается договор, и их результаты будут переданы проектировщикам для подготовки документации на строительство и реконструкцию. Для получения сведений о характеристиках участка и подземных коммуникаций инженеры могут обращаться в государственные и муниципальные ведомства, ресурсоснабжающие и транспортные организации,

Что обследуется при инженерных изысканиях

Виды возможных изыскательских работ указаны в Постановлении № 20. К основным видам относится:

  • геодезическое обследование – получение данных о ситуации и рельефе местности, глубине водоемов и залегания коммуникаций, о существующих объектах на территории будущей стройки;
  • геологические изыскания – изучение состава и свойств почвы, грунта, особенностей породы, иных факторов;
  • гидрометеорологические изыскания – проводится анализ природных и климатических условий данной местности, оцениваются особенности температурного режима и ветров;
  • экологические изыскания – специалисты изучают степень воздействия планируемых видов деятельности на природную среду, исследуют экологическую ситуацию на местности, готовят обоснования по фоновым концентрациям опасных веществ в воздухе и почве.

Это далеко не полный перечень работ, которые могут предусматриваться комплексными изысканиями. Могут потребоваться земляные и кадастровые работы, археологическое обследование грунта, изучение свойств подземных вод. Определить, какие направления для изысканий потребуются под конкретный проект, можно после изучения технического задания, предварительного выезда на место и изучения документации.

При инженерных изыскания изучается состав и качество почвы, грунтов

Основные методы и инструменты для инженерных изысканий

Чтобы получить объективные и достоверные результаты изысканий, используются следующие методы обследований:

  • изучение документации на участок, инженерные коммуникации, существующие объекты;
  • фактический осмотр и обследование территории, топографические и геодезические съемки;
  • забор материалов грунта и пород, подземных и наземных вод для лабораторных исследований;
  • полное или частичное вскрытие подземных коммуникаций (при наличии согласований от уполномоченных ведомств);
  • расчеты, замеры, обоснования;
  • иные виды обследований, проверок, исследований.

Все использованные методы и инструменты будут указаны в итоговых документах инженеров. На них будет ссылаться и проектировщик при обосновании принимаемых решений.

Итоговый документ по результату инженерных изысканий

По результатам проведенных изысканий составляется итоговый документ, которые содержит текстовое и графическое описание по следующим вопросам:

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров – звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • о целях и задачах, поставленных перед инженерами;
  • о местоположении участка по строительство или реконструкцию;
  • о видах, объемах, способах и срока проводившихся изыскательских работ;
  • о результатах изучения природных и техногенных факторов, оценка их изменений с учетом характеристик возводимого или реконструируемого объекта;
  • о результатах воздействия будущих строительных работ на другие объекты.

Если проектная документация будет проходить обязательную экспертизу, документы по итогам изысканий составляются в электронном виде.

Комментарий специалиста. Компания Смарт Вэй оказывает услуги по проектированию “под ключ”, в том числе с проведением изысканий на участке. В нашем штате есть опытные инженеры и иные специалисты, которые обеспечат проведение работ в максимально сжатые сроки, получение объективных данных о состоянии местности под застройку или реконструкцию. Подробнее о порядке, сроках и стоимости этого подготовительного этапа можно узнать на бесплатной консультации у наших специалистов.

Для изысканий на больших и удаленных участках применяются беспилотные летательные аппараты

Зачем нужны инженерные изыскания для проектирования строительства и реконструкции

Проектная организация может приступить к разработке документации только на основании результатов и выводов изысканий. Эти данные нужны:

  • для определения места размещения строительства и границ строительной площадки, защитных и охранных сооружений;
  • для расчета допустимых нагрузок, которые не скажутся на устойчивости и прочности здания;
  • для разработки мероприятий по укреплению грунтов и фундамента;
  • для выбора архитектурных, инженерных и планировочных решений основного здания и вспомогательных объектов;
  • для определения свойств стройматериалов и конструкций;
  • для проектирования организации работ на участке, разработке мер безопасности.

Данные по итогам изысканий будут проверяться при экспертизе проекта, при оформлении разрешения на строительство. Инженеры несут ответственность за полноту и качество проведенных изысканий и обследований, в том числе за наступившие по их вине неблагоприятные последствия.

Документация по итогам инженерных изысканий

Квалификация специалистов – кто должен проводить инженерные изыскания и кого лучше искать

Обычно организации, которые занимаются проектированием строительства и реконструкции, имеют в своем штате специалистов для проведения изысканий на местности. Однако желательно убедиться в их квалификации и опыте работы, особенно если речь идет о сложном рельефе и свойствах участка. Для этого можно попросить показать примеры ранее выполненных работ, изучить информацию об отзывах предыдущих клиентов, историю компании. Наличие членства в СРО можно проверить по документам или через реестр саморегулируемой организации.

Компания Смарт Вэй обладает всеми разрешениями и допусками, необходимыми для выполнения изысканий и проектирования. Мы дорожим своей репутацией, поэтому всегда представим заказчику сведения о предыдущих работах на схожие типы объектов и участков. Также по всем возникающим вопросам мы проконсультируем бесплатно, разъясним нормы законодательства, строительных правил и регламентов.

Для проведения инженерных изысканий составляется отдельная смета

Стоимость и сроки инженерных изысканий перед проектированием

Согласовать сроки и стоимость изыскательских работ можно только на основании технического задания заказчика, представленных документов на участок и существующие объекты, предварительного изучения ситуации на местности. Даже для участков со схожими показателям или площадями объем изыскательских работ может существенно отличаться.

Уточнить предварительные расценки и сроки работы вы можете по телефонам, указанным на нашем сайте. Специалисты быстро изучат ситуацию и представленные документы, предложат выгодные условия сотрудничества. После заключения договора мы сразу приступим к работе, соблюдем сроки и оговоренные цены за изыскания.

Как составить техническое задание на инженерные изыскания за 5 минут

Основанием для проведения изысканий и проектирования является техническое задание собственника (арендатора). В нем указываются исходные данные объекта и участка, требования к видам и объемам работ, срокам обследования и содержанию готовых документов. В компании Смарт Вэй вы можете заказать разработку технического задания, отвечающего всем требованиям закона, интересам заказчика. С примером ТЗ по ранее выполненным работам можно ознакомиться на нашем сайте.

Читайте также:  Преимущества шкафов-купе

Сложности и ограничения при инженерных изысканиях

Проблемы и сложности на стадии изысканию могут быть связаны со следующими моментами:

  • наличием на местности других объектов, транспортной или коммунальной инфраструктуры, затрудняющих работу инженеров;
  • отсутствие документации на подземные коммуникации и сети, что вынуждает использовать специальное оборудования для работ, проводить раскопки по всей территории;
  • наличие ограничений, установленных в границах защитных и охранных зон;
  • сложность рельефа, неблагоприятные погодные условия.

Также сложность может вызывать исходные данные об объекте капстроительства, который нужно возвести на участке. Его характеристики и внешние контуры могут не вписываться в условия ландшафта и высот участка. Инженерам и проектировщикам придется тщательно выбирать пятно застройки, чтобы не возникло проблем при строительстве и эксплуатации здания.

Специалисты компании Смарт Вэй готовы устранить любые проблемы еще на начальной стадии изысканий и проектирования. Большой опыт работы в указанной сфере позволяет выбирать эффективные и оптимальные решения в интересах заказчика, экономить его время, деньги и ресурсы. Обращайтесь к нам, чтобы избежать сложностей на всех стадиях проектирования и строительства!

В состав документов по итогам изысканий входят топографические схемы

Как заказать инженерные изыскания для проектирования и не ошибиться

Чтобы заказать изыскательские работы с гарантией качества и по доступным ценам, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Все вопросы, связанные с заключением договора, можно задать по телефонам, указанным на сайте, через электронную почту или форму обратной связи. Мы всегда выполняем взятые на себя обязательство точно в срок, гарантируем объективность и достоверность обследований, качество готовой документации.

Инженерные изыскания – всегда ли нужны?

Евросамоделки – только самые лучшие самоделки рунета! Как сделать самому, мастер-классы, фото, чертежи, инструкции, книги, видео.

  • Главная
  • Каталог самоделки
  • Дизайнерские идеи
  • Видео самоделки
  • Книги и журналы
  • Форум
  • Обратная связь
  • Лучшие самоделки
  • Самоделки для дачи
  • Самодельные приспособления
  • Автосамоделки, для гаража
  • Электронные самоделки
  • Самоделки для дома и быта
  • Альтернативная энергетика
  • Мебель своими руками
  • Строительство и ремонт
  • Самоделки для рыбалки
  • Поделки и рукоделие
  • Самоделки из материала
  • Самоделки для компьютера
  • Самодельные супергаджеты
  • Другие самоделки
  • Материалы партнеров

Инженерные изыскания – всегда ли нужны?

Опытные строители не задаются вопросом о целесообразности проведения инженерных изысканий на участке, выделенном под строительство. Вопрос «нужно ли исследовать территорию?» чаще всего мучает частника, решившего построить собственный дом. Многолетний опыт сотрудников нашей компании «Гео ГИС» показывает: предпроектное изучение особенностей вашего участка обезопасит ваше строение от несвоевременных дефектов и разрушений (перекосов, неравномерной просадки фундамента, сырости в подвале, влажности стен). Ремонт и исправление ситуации чаще всего обходится слишком дорого. Наиболее весомую информацию, влияющую на конструкторские решения, дают инженерно-геологические изыскания для строительства, объем и детализация которых зависит от масштабности строения, его назначения, гидрогеологических условий территории.

Как проходят изыскания?

В соответствии принятым в РФ нормативам инженерные изыскания нашими специалистами проводятся в следующем порядке:

  • ознакомление с заданием, в котором указывается назначение и технические характеристики объекта, его технологический цикл, прикладываются копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
  • изучение всех доступных материалов о местности;
  • визуальное обследование территории, выявление сложных участков;
  • разбивка геодезической сети, топографическая съемка земельного участка;
  • разработка топоплана;
  • бурение скважин, изъятие образцов грунта и воды;
  • испытания породы штампом, зондирование;
  • лабораторные исследования воды, грунта;
  • составление прогноза вероятных изменений под воздействием техногенных и природных факторов.

Полученные данные используются для расчета фундамента, разработки инженерной защиты строения.

Проводимые нами экологические изыскания для строительства – неотъемлемая часть изысканий для ответственных и опасных объектов. По результатам экологических исследований нашими экологами разрабатывается перечень мероприятий по охране окружающей среды, рассчитывается ширина санитарной зоны.

При необходимости мы ведем поиск местного водного источника достаточного для потребления дебита, а также залежей грунтовых строительных материалов.

Полное инженерное сопровождение проекта

Работа наших инженеров на стройплощадке не ограничивается исследовательской работой. Наши геодезисты – непосредственные участники процесса строительства в части выноса границ земельного надела, красных линий, основных линий проекта в натуру. Кроме того, инженерно-геодезические изыскания для строительства включают в свой состав исполнительную съемку в качестве контроля качества монтажа стен и перекрытий, иных конструктивных элементов строения.

Инженерное сопровождение проекта – одно из составляющих системы качества в строительстве. Игнорировать этот этап нельзя даже для малоэтажного сооружения, поскольку современные строительные материалы имеют немалую массу, соответственно, строение оказывает существенное воздействие на грунт.

Звоните! Мы всегда готовы к сотрудничеству.

Инженерные изыскания – всегда ли нужны?

Гликман А.Г.
НТФ «Геофизпрогноз»
Санкт-Петербург

Внезапные, ничем неоправданные разрушения домов были всегда. Однако в незапамятные времена это объяснялось вмешательством потусторонних сил, и всех это, в общем-то, устраивало. Начиная с середины XIX века, в связи с развитием железных дорог начался резкий рост строительства, и при этом возросло и количество разрушений. При поисках возможных причин была высказана гипотеза о влиянии геологического строения на состояние сооружений. Возникшая таким образом приповерхностная геология, которая потом получила название инженерной геологии, была предназначена для поиска геологических факторов, влияющих на надежность сооружений.
Однако за прошедшие полтора века таких факторов найдено не было. Попытки ретроспективно проанализировать инженерные изыскания, выполненные на территории внезапно разрушившихся сооружений показали, что результаты бурения не содержат информации, пригодной для прогнозирования аварии. На основании этого во всем Мире инженерно-геологические изыскания не являются обязательными.
Исключение составляет Россия. В РФ инженерно-геологические изыскания на предпроектной стадии являются обязательными. Так сложилось, что обязательность применения инженерных изысканий определяется не эффективностью их, а тем, что наличие документа о проведении изысканий освобождает проектировщиков и строителей от ответственности при разрушении возведенного ими сооружения.
Что же касается фактической эффективности инженерной геологии, то об этом свидетельствует отношение к ней. Сами изыскания обычно осуществляются не в предпроектный период, а существенно позже, и зачастую, уже во время строительства. Так, при строительстве кольцевой дороги вокруг Петербурга изыскания были заказаны уже после начала отсыпки трассы.
При многолетних опросах на строительных выставках и конференциях оказалось, что практически не существует случаев, когда результаты инженерных изысканий повлияли на какие-либо параметры сооружений – на место их расположения, на этажность, на архитектурный замысел.
Не могу утверждать, что это повсеместно, но в Петербурге геологический журнал заполняют еще до начала бурения.
Думаю, что если бы от бурения ожидалась какая ни на есть информация, отношение к изысканиям было бы иное.
При всем при том, количество изыскательских методов растет день ото дня. Это, кроме методов изучения извлеченного при бурении материала, разного рода задавливания, а также множество геофизических методов. Исследуется и измеряется все, имеющее какое-либо отношение к строительству. Однако исследовать и измерять – это глаголы несовершенного вида. Исследовать можно все что угодно и сколько угодно. Вопрос в одном: «Зачем?»
Критерием эффективности исследовательского метода должна быть пригодность его для осуществления прогнозирования той или иной ситуации. А вот прогнозирования-то на основании инженерных изысканий не было ни разу.
Меня, собственно, это заинтересовало потому, что геофизический метод спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП) [1, 2] как раз оказался пригоден для осуществления прогнозирования. Используя этот метод, можно заранее, еще до начала строительства спрогнозировать как факт, так и характер разрушения сооружения.
Дело в том, что методика ССП оказалась способной выявлять такой, казалось бы, всем известный объект как зоны тектонических нарушений (ЗТН). Вместе с тем, исследования показали, что реальные свойства ЗТН [3] не имеют ничего общего с тем, что можно найти в учебной и научной геологической литературе. Так, вопреки бытовавшим ранее мнениям, наличие ЗТН под сооружением является безусловным признаком того, что надежность данного сооружения будет меньше запланированного при проектировании. В зависимости от параметров ЗТН, длительность эксплуатации сооружения может сократиться как незначительно, так и вовсе до нуля [4]. То есть, разрушение может начаться непосредственно во время строительства. Как это, например, произошло с очистными сооружениями в Ольгино (СПб). Правда, при этом они все же эксплуатируются уже лет 40, но при непрерывном, непрекращающемся ремонте.
Разрушительное действие со стороны ЗТН может иметь весьма разнообразный характер. В настоящее время мы можем утверждать, что все внезапные разрушения инженерных сооружений происходят именно под воздействием со стороны ЗТН.
Если предъявлять к инженерным изысканиям требования в соответствии с первоначальной идеей их создания, то следовало бы дать такое определение: обязательным свойством любого инженерно-изыскательского метода должна быть его способность прогнозировать надежность эксплуатации инженерных сооружений. Наконец-то такой метод появился. Это метод ССП.
Однако для того, чтобы метод ССП стал повсеместно применяемым, существует ряд препятствий. Во-первых, люди привыкли к отсутствию информации о свойствах грунта, и просто не знают, что с ней делать. Ведь так уж сложилось, что главное требование к изысканиям заключается в том, на самом деле, чтобы они не мешали строителям осуществлять замысел архитектора!
Строителям не нужен метод, дающий информацию о свойствах грунта, потому что, если не учитывать эти свойства, то строительство можно пустить на поток, когда не нужно приспосабливаться к изменяющимся природным условиям.
Возьмем конкретный случай. Перед началом строительства дома N31, корп. 4 по ул. Замшина (СПб), в результате изысканий на будущей стройплощадке методом ССП была получена информация об осложнениях, которые встретят строители при возведении дома. Прогноз подтвердился. Котлован попал в зону напорных вод, и это, совместно с некоторыми другими факторами, свойственными для ЗТН, привело к тому, что лопнула железобетонная плита плавающего основания. В результате, стали развиваться трещины в стенах. И в настоящее время этих трещин насчитывается уже более двух тысяч. Трещинообразование продолжается, и работы по укреплению стен не останавливаются ни на один день. Столь разрушенные стены уже нельзя считать несущими конструкциями. Вероятность разрушения этого дома возрастает день ото дня, и проживание в нем небезопасно.
Однако обвинять за происшедшее в данном конкретном случае некого. Принять к сведению результаты инженерно-геофизических изысканий строители не могли просто потому, что такого еще никогда не было в практике строительства.
К сожалению, здесь существует еще одна причина, которая, возможно, даже перевешивает все остальные. Ремонтные работы очень выгодны всем. Чем больше разрушений, тем больше ремонтных работ. Об этом говорят открытым текстом, и на вопрос, скажем, людям, ответственным за эксплуатацию трубопроводов, об их отношении к тому, что аварии на трубопроводах могут резко сократиться, они все, как один, отвечают, что в таком случае им придется уволиться.
Но в первую очередь, все-таки, как мне кажется, столь своеобразное отношение к изыскательским методам определяется тем, что при разрушении дома отсутствует какая бы то ни было ответственность. Понятно, при том условии, что у строителей существует документ о прове­де­нии изысканий.
Эту весьма болезненную тему можно было бы и не поднимать. В конце концов, не все же разрушается, отдельные сооружения служат вполне удовлетворительно. Но вот в С-Петербурге возникла потребность в освоении подземного пространства. Иначе, по мнению руководства города, проблему разгрузки от автотранспорта не решить.
Подземные многоярусные парковки – это действительно очень востребованные сооружения, широко применяемые во всем Мире. Однако Природа очень разнообразна, и в Ленинградской области к свойствам ЗТН, общим для всех регионов на Земле, прибавляется еще одно – весьма специфическое. Оно заключается в том, что ЗТН являются зонами мощных водопритоков. Установленный еще в 1997-м году, этот факт используется для поиска надежных источников родниковой воды.
Изучение этих источников показало, что природа их отлична от описанной в литературе по гидрогеологии. Источники напорной воды не связаны с так называемыми водоносными горизонтами. Пример такого источника – на Байконурском пр., где горожане уже более 20 лет берут самоизливающуюся воду прекрасного качества.
Однако это в высшей степени благоприятное явление поворачивается своей противоположностью, когда оно встречается в пределах строительной площадки. Вода, выходящая из земли при попытках заглубления в ЗТН, не может быть откачана. Грунт в зоне самоизлива представляет собой полужидкую бурлящую субстанцию, в которой тонут сваи. При достаточно большой площади котлована строительную площадку приходится бросать. В С-Петербурге уже существует несколько таких техногенных озер. В настоящее время строители встретились с этим явлением при попытке заглубиться под будущей второй сценой Мариинского театра.
По результатам исследований методом ССП, проведенных еще в 1998 г., Конюшенная площадь пересечена в меридиональном направлении зоной тектонического нарушения, в пределах которой четко видны и точки водопритока. При обсуждении проблемы строительства подземного паркинга под Конюшенной пл. 26-го февраля с.г. в Ленгипроинжпроекте будущие проектанты и строители к сожалению, отказались рассматривать это осложняющее обстоятельство.
Наличие ЗТН подтверждается и визуально наблюдаемыми разрушениями строений, окаймляющих площадь. Заглубление на площади без учета всех перечисленных выше обстоятельств безусловно приведет к полному разрушению этих сооружений. Кроме того, вместо достижения основной цели – построения подземного паркинга – это место превратится в еще одно техногенное озеро.
Аварии на шахтах и рудниках, на железных дорогах, провалы грунта и дорожных покрытий, обрушение крыш и фасадов, аварии на насосных станциях, электростанциях (включая и Чернобыльскую трагедию), аварии на трубопроводах и многие другие, которые в совокупности можно назвать техногенными катастрофами – могли бы и не произойти, если бы при строительстве или, по крайней мере, при эксплуатации был бы использован инженерно-геофизический метод ССП.

  1. Гликман А.Г. О принципах спектральной сейсморазведки.// Геофизика XXI столетия: 2003-2004 годы. Сборник трудов Пятых и Шестых геофизических чтений имени В.В. Федынского.- Тверь.: ООО «Издательство ГЕРС».- 2005.- 381с., с.370-375.
  2. Гликман А.Г. Спектральная сейсморазведка – истоки и следствия.
  3. Гликман А.Г. Свойства зон тектонических нарушений (ЗТН).// «Жизнь и безопасность».- 2005.- № 1-2.- с.213-241.
  4. Гликман А.Г. Использование спектральной сейсморазведки для оценки и прогнозирования надежности инженерных сооружений. // Материалы Второй общероссийской конференции изыскательских организаций «Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации» 21-22 декабря 2006 г. Часть II. М.: ОАО ПНИИИС. 2007.- с.3-8.

Написано по заказу журнала «Строительный Тендер», март 2008

Ссылка на основную публикацию