Кружева из дуба – изящный элемент в перегородке

Кружева из дерева

Сегодня мы все чаще возвращаемся к собственным истокам и пытаемся изучать и применять в своей жизни старинные традиции. Поэтому все еще популярны деревянные дома, которые традиционно украшаются резьбой. Когда-то растительный и геометрический орнамент на ставнях, карнизах, оконных и дверных наличниках играл роль оберега. В настоящее время художественная резьба по дереву используется народными мастерами, чтобы украсить дом и придать ему индивидуальность.

Материалы и технология

Дерево само по себе – мягкий и пластичный материал с очень красивой текстурой. Он легко поддается обработке и отделке. При выборе древесины для изготовления резных наличников, ставней и других украшений необходимо учитывать рисунок волокон.

Менее выраженной текстурой обладают осина, липа и береза. Чтобы рисунок дерева стал ярче, древесину тщательно шлифуют и воздействуют на нее специальными химическими составами. Самые яркие цвета – у ольхи (красновато-желтый), груши и яблони (розовато-бурый), дуба и ясеня (коричнево-бурый), кедра (розовато-охристый) и лиственницы (коричневый).

Участник форума «Дом и дача» Юзеф в качестве исходного материала советует использовать лиственные породы дерева малой плотности: при изготовлении тонких элементов они более вязкие на раскалывание, а в обработке практически неотличимы от хвойных.

Для резьбы по дереву обычно используют материал толщиной 25 мм – так называемую «тесину» (тонкую доску). Чистая заготовка, в зависимости от замысла, составляет от 22 мм.

После выбора древесины изготавливают шаблоны. Юзеф советует вырезать их обычными ножницами из листового алюминия толщиной 0,2-0,4 мм: такие прослужат долго. Также можно использовать плотный картон, ДВП, тонкую фанеру и т.д. Шаблон накладывают на доску и обводят. Затем начинают работу, для которой нужны сверла и лобзик.

Лучше использовать пилку с зубом, который направлен вниз: в таком случае получится чистый рез без сколов.Сфрезеровывать ребро не стоит, т.к. это выхолащивает эффект светотеневого объема. Красивый и разнообразный ажур можно получить запиловкой лобзиком в углы. Древесные кружева можно крепить на основание, при этом создается эффект накладной, объемной резьбы.

Деревенский дом

Участник форума egnagon для украшения дома ажурной резьбой использовал сосну и ель. Он не рекомендует покупать материал на строительных рынках, потому как можно приобрести влажную древесину.

Деревенскому дому было более ста лет, он выглядел потрепанным и неопрятным. Для начала хозяин снял старую вагонку, полностью заменил каркасы рам. Чтобы защитить новые рамы, он выбрал такую конструкцию наличников: сверху – нависающее над окном очелье (верхняя часть наличника, защищенная железом), в нижнюю часть вставил железо – с запуском под раму и с небольшим уклоном для отвода воды.

Для покраски деревянного дома egnagon советует брать не масляные краски, которые через пару лет придется зачищать и перекрашивать, а защитные материалы на основе алкидных смол с УФ-фильтром: чтобы подновить такое покрытие, достаточно будет очистить поверхность от пыли и снова покрыть без грунтовки.

Существуют такие основные виды резьбы по дереву: плосковыемчатая (углубленная), рельефная, плоскорельефная, прорезная (ажурная), скульптурная (объемная), домовая (корабельная).

Дом форумчанина не отличался архитектурными изысками (без эркеров и балкончиков), поэтому он решил оживить фасад резьбой. Изначально egnagon планировал прорезную заоваленную резьбу, но из-за трудоёмкости отказался: работа затянулась бы на долгое время. Итак, форумчанин остановился на ажурной, которая выполняется быстрее и, к тому же, позволяет подчеркнуть игру света и тени.

Орнаменты для своей работы мастер брал из издания по народному творчеству: чтобы не переводить рисунок, копировал его. По его словам, красивые узоры можно найти в детских книжках советского периода и, конечно же, в Интернете.

Забор

Завершив наружную отделку дома, egnagon решил сделать декоративный забор традиционной конструкции. Вкопал в грунт (песок) железные столбы на 60 см и залил цементным раствором с боем кирпича. Чтобы продлить жизнь забора, верх поперечины (между столбами) сделал со скосом в 45 градусов: снег и осадки не будут там задерживаться.

Забор получился длиной 15 погонных метров, времени было не много, поэтому хозяин решил упростить работу: укрупнил детали рисунка и подобрал скоростную пилку Makita В10 (для прямолинейного реза). Почти 80% забора было выполнено ею одной. На изготовление заготовок из 166 досок он потратил около 11 часов, на окраску забора – почти двое суток. Чтобы разнообразить узор, форумчанин делал забор не сплошным, а со столбами и колоннами. Он планирует покрыть верхнюю часть забора и столбов оцинковкой.

При покраске элементов с ажурной резьбой следует тщательнее подходить к выбору цвета, чтобы дерево выглядело естественно, а не как пластмассовая штамповка.

Заключительным аккордом стали ворота, которые egnagon сделал в стиле купеческих.

По материалам участников форума “Дом и Дача”

Простой гид, который сделает вас экспертом в стилях интерьера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наши дома являются отражением не только нас самих, но и культуры, в которой мы живем. Так и дизайн интерьера меняется в зависимости от страны.
Мы в AdMe.ru разобрали для вас некоторые из наиболее узнаваемых стилей, которые теперь стали ближе, чем кажется.

Скандинавский стиль

Простота, минимализм, функциональность

  1. Светлые и приглушенные цвета
    Полы, стены и потолки, как правило, окрашены в белый, чтобы сохранить пространство ярким в течение долгой и темной зимы.
  2. Натуральные материалы
    Будь то пол, мебель или элементы декора — скандинавский дизайн включает в себя много дерева. Обычно используется светлая древесина, такая как бук, ясень и сосна.
  3. Естественный свет
    Поскольку в скандинавских странах темно в течение всего года, необходимо больше естественного света. Приветствуются большие окна и легкие занавески.
  4. Простые линии и формы
    Стиль интерьера направлен на максимальный комфорт, его должно быть просто поддерживать в чистоте, поэтому в нем отсутствуют вычурные детали и формы.
  5. Свободное пространство
    Традиционно скандинавские дома были очень маленькими и не допускали большого количества вещей. Сейчас дома стали больше, но идея сохранения пространства от беспорядка осталась важным аспектом дизайна.
  6. Уютный текстиль
    В странах с холодным климатом неудивительно, что часть декора приходит в виде шкур, ковров, подушек и пледов. Они не только создают ощущение тепла и уюта, но также добавляют еще один слой текстуры в пространство.
  7. Освещение
    Освещение в Скандинавии жизненно важно и крайне почитается, потому светильники и лампы присутствуют в большом количестве.

Для кого?

Для минималистов с любовью к натуральным материалам. Также подходит для небольших квартир и пространств, лишенных естественного света.

Марокканский стиль

Богатство, роскошь, экзотика

  1. Яркие акценты
    Цветовая гамма, присущая марокканскому интерьеру, чаще всего представлена пустынными или морскими оттенками. Преобладают яркие красные, оранжевые, зеленые и синие тона в сочетании с нейтральным фоном.
  2. Арки и закругленные дверные проемы
    Красивые арки и изогнутые дверные проемы в виде замочной скважины — одни из самых узнаваемых элементов стиля.
  3. Подвесные фонари
    Красочные фонари из тонированного стекла и латуни или меди создают экзотическую атмосферу и используются как снаружи, так и внутри.
  4. Роскошные ковры
    На сегодняшний день марокканские ковры — одни из самых узнаваемых в мире. Традиционно их орнамент сосредоточен на абстрактных и геометрических узорах в красочной или в современной нейтральной палитре.
  5. Смелые узоры
    Геометрические принты, вдохновленные традиционными марокканскими мотивами, великолепно отображены на подушках, ковриках и мягкой мебели.
  6. Низкие кушетки и пуфы
    Расшитые вручную во всевозможных цветах и стилях, низкие сидения являются идеальным дополнением к зоне отдыха.
  7. Обилие ткани
    Марокканские ткани, такие как шелк или другой мягкий текстиль, могут использоваться в качестве драпировки или защиты мебели.

Для кого?

Теплый и приветливый облик стиля идеально подходит для любителей экзотики, не лишенной элегантности.

Японский стиль

Гармония, традиции, гибкость

  1. Многофункциональность
    Эффективное использование ресурсов является фундаментальной частью японской культуры. По этой причине мебель выбирается раздвижная.
  2. Низкая, компактная мебель
    Традиционно низкие и компактные предметы мебели в Японии помогают извлечь выгоду из ограниченного жилого пространства.
  3. Природные материалы
    Японцы известны своим уважительным отношением к природе, поэтому в интерьере, как правило, используются натуральные материалы, такие как кедр, бамбук, шелк, рисовые соломенные маты и бумага.
  4. Простота
    Стремление к минимализму, заложенное в японской культуре, и пространство в комнате не менее важны, чем элементы дизайна. Комната не должна содержать лишних предметов интерьера и иметь загроможденный вид.
  5. Нейтральные цвета
    В японском интерьере часто используются натуральные, естественные цвета, чтобы обеспечить простой фон. Кроме того, естественные цвета минимизируют чувство беспорядка, что также важно для восточного дизайна.
  6. Дополнительное освещение
    Искусственные источники света вводятся таким образом, чтобы извлекать максимальную пользу, но не привлекать внимание.
  7. Раздвижные двери и перегородки
    Жилье в Японии — одно из самых дорогих в мире, а дома, как правило, небольшие. Чтобы сэкономить пространство, в интерьере используются раздвижные двери.
Читайте также:  Имитация кирпичной кладки на стене

Для кого?

Из-за использования устойчивых материалов и строгих линий этот стиль привлекает эколюбителей и тех, кому нравится минимализм.

Мексиканский стиль

Яркость, аутентичность, уют

  1. Яркие цвета
    Огромная цветовая палитра является отличительной чертой мексиканского дизайна интерьера, включая в себя насыщенные тона и яркие оттенки красного, оранжевого, синего и зеленого.
  2. Керамика, расписанная вручную
    Традиционная мексиканская керамика подразумевает ручную роспись и широко представлена в виде ваз, плиток и цветочных горшков.
  3. Текстиль ручной работы
    Этот стиль — богатый источник тканого и вышитого текстиля, который можно использовать в виде цветных одеял, декоративных подушек и ковров.
  4. Геометрические узоры
    Аксессуары, расписанные и расшитые племенными узорами, часто украшают дома в качестве предметов, передающихся из поколения в поколение.
  5. Терракота
    Плитка из обожженной красной или желтой глины является ключевым элементом дизайна. Традиционно она покрывает пол не только в ванной и кухне, но и в жилых комнатах.
  6. Простая деревянная мебель
    Предметы мебели изготавливаются вручную из максимально доступного и недорогого дерева, например, из сосны.
  7. Декоративные коврики
    Яркие ковры ручной работы занимают центральное место в комнате, исполняя декоративную роль. Голые полы из твердых пород дерева или каменной плитки больше соответствуют простому мексиканскому декору, чем застеленные плотным ковром.

Для кого?

Этот стиль для творческих людей, стремящихся к уютному дому, наполненному яркими оттенками и вещами, сделанными своими руками.

Французский стиль

Мягкость, элегантность, изысканность

  1. Пастельные тона
    Интерьер во французском стиле наполнен пастельными тонами: бежевым, белым, бледно-розовым, карамельным, бледно-голубым, бледно-желтым, светло-зеленым.
  2. Обилие декоративных элементов
    Это могут быть предметы искусства, рамки с фотографиями на полке, вазы, зеркала в резной позолоченной раме, свечи. Но ничто не отражает очарование этого стиля больше, чем присутствие всех деталей сразу.
  3. Золочение
    Позолота, чаще состаренная, является важным элементом французского стиля. Применяясь к различным объектам, таким как рамы картин и зеркал или подсвечники, она характеризует богатство и роскошь.
  4. Плавные линии
    Во французском интерьере практически отсутствуют острые углы. Декор, мебель — все, вплоть до изогнутых ножек кресла, имеет плавные очертания.
  5. Винтажная мебель
    Франция славится своими блошиными рынками, на которых можно найти множество предметов декора. Заполучить вещь, имеющую немного потертый, но не изношенный вид, — редкая удача, ведь она добавит интерьеру особый шик.
  6. Элегантное освещение
    Люстра является отличным решением для создания еще более «французской» атмосферы. Наилучшим выбором станет шелковый абажур с бахромой или бусинами или полностью кованый канделябр.
  7. Лепнина
    Французы любят этот элемент декора и не упускают возможности использовать его везде, где только можно. Обычно лепнина подчеркивает высокий потолок, карнизы или камин.

Для кого?

Стиль подходит для тех, кто хочет создать обстановку, на которую не влияют веяния моды, а также для любителей подбирать и сочетать предметы декора.

Английский стиль

Традиционность, вещизм, камерность

  1. Открытые полки
    Шкафы или стеллажи с открытыми полками заставлены книгами, декоративной посудой, фотографиями в рамках и всевозможными семейными реликвиями.
  2. Обои
    Современный интерьер отошел от типичных для викторианской эпохи темных красок и перешел на светлую цветовую гамму, оставив свойственный цветочный орнамент и текстуру.
  3. Благородное дерево
    Для английского стиля дерева просто не бывает много. Шкафы, деревянные панели, паркет, карнизы, только натуральный массив и ценные породы.
  4. Обилие аксессуаров
    Небольшие мраморные бюсты, вазы, сувениры, декоративные подушки — все это может и должно присутствовать в английском интерьере. При этом все предметы должны хорошо просматриваться.
  5. Теплые тона
    Стиль характеризуется натуральными, приглушенными цветами. Наиболее подходящими будут различные оттенки коричневого, красного и желтого, а также теплый зеленый и серый.
  6. Загроможденность
    В английском интерьере предметы не принято ставить к стенам, чтобы сэкономить и освободить пространство. Напротив, все должно стоять в центре комнаты, создавая уютную, наполненную обстановку.
  7. Кресло с «ушами»
    Непременный атрибут стиля — кресло с высокой спинкой и характерными выступами в верхней части. Такой дизайн фокусирует тепло и защищает от сквозняков — идеальный вариант для времяпрепровождения с книгой у камина.

Для кого?

Для тех, кто не желает обходиться малым количеством вещей и кому не хватает спокойной и размеренной атмосферы.

Русский стиль

Простота, естественность, традиции

  1. Натуральные материалы
    Русский интерьер не допускает пластика, стекла или блестящего металла. Предпочтительно использование натурального дерева как для внутренней отделки, так и в качестве основного материала для мебели.
  2. Простая мебель
    Мебель деревянная или плетеная, максимально простая, функциональная и с грубой обработкой. Главная особенность — незатейливые правильные формы и простота исполнения.
  3. Традиционные элементы
    Особый уют создают плетеные коврики, вязаные накидки и лоскутные одеяла (пэчворк), тонкие занавески из прозрачного кружева, глиняные горшки, медная посуда и расшитые полотенца и салфетки.
  4. Естественные цвета
    Базовые цвета максимально естественных, приглушенных оттенков — коричневых, красных, бежевых. Акценты и аксессуары могут быть яркого красного, синего, желтого и оранжевого цветов.
  5. Грубые ткани
    Текстиль выбирается с учетом русских традиций. По большей части это необработанный лен, хлопок и ситец, которые используются для штор, чехлов для мебели, скатертей и постельного белья.
  6. Роспись
    Свойственную стилю традиционную роспись в различных стилях можно наблюдать на посуде, декоративной плитке, шкафах и даже стенах.
  7. Элементы хранения
    Традиционный сундук для хранения вещей чаще встречается как декоративный элемент и заменяется буфетом или открытыми полками, куда выставляются самые красивые вещи.

Для кого?

Для поклонников колоритных вещей, уважающих традиции, или любителей простой и уютной обстановки.

Шикарная лестница из дуба с кованым ограждением

Готовое изделие

Сборка

Характеристики

ЭКЛЕКТИЧНЫЙ МОДЕРН: СОВЕРШЕНСТВО ЗАМЫСЛА И ВОПЛОЩЕНИЯ

На серии фото мы видим роскошную лестницу из дуба с кованым ограждением, которая служит одним из важных дизайн-акцентов стильного интерьера этого уникального дома из профилированного бруса.

ГРАМОТНЫЙ КОНСТРУКТИВ ЛЕСТНИЦЫ

Эта дубовая лестница, поворотная на 180 градусов, задумана и выполнена асимметричной; она гостеприимно развернута к главному входу. Лестница исключительно комфортная: с широкими ступенями небольшой высоты. Все ступени утолщенные, что гармонирует с широким шагом лестницы и с утолщенными косоурами. Заходная ступень криволинейной формы несет на себе нагрузку конструктива лестницы. Она смотрится солидно, фундаментально. Две первые ступени – подиумные, глухие (для максимальной прочности), с плавным радиусом. Следующие две ступени – с подступенками из кованых ажурных элементов. Остальные, веерообразные ступени первого марша – без подступенков. Засчет этого, и при отсутствии опорных столбов, лестница выглядит легкой и изящной, словно «висящей» в воздухе, одновременно являясь удобной и надежной.

Гнутый косоур первого марша повторяет радиус веерных ступеней и изящного поручня ограждения. Ступени первого марша плавно переходят в забежной узел.

Ступени второго марша – строгой прямоугольной формы, с обносным брусом, также выполнены из дуба цельной склейки. Цвет «Темный грецкий орех» позволяет проявиться красивой структуре дерева в тангенциальном разрезе.

ОГРАЖДЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ ИЗ ДУБА: КОВАНОЕ КРУЖЕВО

Ограждение лестницы выполнено из кованой стали,в стиле «модерн», с нежными петлеобразными завитками «стебель цикламена». Линии и волюты свободно перетекают друг в друга, создавая неповторимый эффект. Сечение металлического прутка ограждения – то круглое, то геометричное – уплощается, создавая причудливые элементы ограждения: лепестки, виньетки. Завитки выходят за границы полотна ограждения, создавая дополнительные точки крепления. Они также художественно оформлены фигурными фланцами, закрывающими крепеж. А основное крепление ковки – к столбам и к поручням.

КРАСОТА И НАДЕЖНОСТЬ ДУБОВОЙ ЛЕСТНИЦЫ

Первый марш лестницы имеет ограждение с двух сторон. Оно словно обвивается вокруг стальных круглых столбов с каннелюрами, создавая вольвентный радиус (сразу в двух плоскостях, с углом наклона). Фланцы столбов выполнены в античном стиле, они служат дополнительным украшением ограждения. Навершия столбов – кованые шары, которые повторяются и на всех деревянных столбах.

Радиус поручня также синхронизирован с плавной линией тетивы и с веерными ступенями. Поручень сохраняет плавную кривизну по всей длине первого марша. Профиль поручня – широкий, эргономичный, удобно «ложится» в руку. К стене над забежным участком для удобства хозяев и гостей крепится кованый поручень. На втором марше мы видим плавный изгиб поручня в зоне забежных ступеней.

Кованое ограждение лестничного проема и балконного ограждения органично заполняет студийное пространство второго этажа.

ЗАКОНЧЕННОСТЬ И РОСКОШЬ ИНТЕРЬЕРА С ЛЕСТНИЦЕЙ

Также наши специалисты создали и грамотно вписали в пространство интерьерные элементы с декоративными уголками по торцам с трех сторон, в тон лестницы, что придает стилю дома завершенный вид.

Читайте также:  Незатейливая входная лестница из бруса своими руками

Так, совместная работа дизайнеров, конструкторов, мастеров позволяет создавать настоящие шедевры – надежные, изящные, качественные, красивые лестничные интерьеры.

Елецкие деревянные кружева

В недавнем путешествии по Липецкой области мне удалось посетить Задонск, Чаплыгин и Елец. В Ельце хорошо сохранилась старая часть города. Среди каменных строений и церквей ближе к окраине находится множество старых домов с деревянными кружевами. Я обошел две улицы – Советская и Ленина. Из одного такого старого наклонившегося купеческого дома вышел хозяин, взял меня за фотоаппарат и показал анфиладу дома, печь-голландку, коридор, сени и свою коллекцию антиквариата.

Дата фотографий: 2015 год, 15 марта.

Основная особенность раннего периода Елецкого деревянного зодчества – применение дуба как основного строительного материала. Жилые дома в Ельце вплоть до середины XVIII века строились исключительно деревянными, и наиболее распространенным строительным материалом был дуб. Из него срублены были крепостные стены города и жилые дома. Благодаря прочности дуб был непревзойденным по долговечности материалом. В условиях Елецкого климата сруб из дуба может простоять несколько веков. Если бы не частые пожары. Крытые в основном соломой, дома быстро загорались, и пламя от них мгновенно перебрасывалось на соседние.

Статистика по пожарам в Ельце сохранилась в документах: “В нынешнем столетии вытерпел он (город – А. Н.) сильныя пожары. Первый в 1745 году июня 22 дня весь город без остатку и со всеми слободами сгорел. Второй в 1761 году июля 31 дня также немалая часть дворов выгорела. Третий в 1769 году 10 дня згорело одних домов 824, церквей 5, лавок 208 и протчаго весьма много, после чего начал он строиться по плану Ея императорским Величеством, весьма изрядно имеет прямыя и широкия улицы”1. В 1787 году, когда был написан этот документ, в городе было 1163 жилых дома, из них лишь 56 каменных, 128 деревянных на каменных фундаментах и 979 деревянных сплошных, то есть срубом стоявших прямо на земле. Вполне понятно, что последним труднее всего было сохраниться до нашего времени, так как нижние венцы их, соприкасаясь с землей, постоянно подгнивали. Ни один дом из “сплошных” не дошел до нашего времени.

После таких пожаров центр вновь отстраиваемого по плану города должны были составлять исключительно каменные дома. Деревянная застройка допускалась лишь за современными улицами: Советская, Свердлова, частично Профсоюзная, ул. Октябрьская до Бабьего базара также целиком застраивалась каменными домами. Здесь и сложилось основное городское ядро, заселенное сплошь богатыми людьми. Те, кто не в состоянии был выстроить каменное жилье, по приказу выселялись в район улицы Комсомольской, где им выделялось несколько кварталов застройки. Покрытие крыш соломой в городе категорически запрещалось. И хотя соломенные покрытия заменил тес, луб (то есть древесная кора), а в наиболее богатых домах – металлическая кровля, крыши сохранили традиционные черты ската.

Известно, что на Руси наличник как декоративный элемент стал использоваться лишь в XVIII веке. До этого его роль играли конструктивные элементы окна – брусья-косяки с поперечным брусом – притолокой. В Ельце таких простейших окон не найдено. Но есть наличник, сохранившийся лишь частично (см. адрес внизу поста). Его истоки – в оформлении окон первых мазанок Петербурга начала XVIII века.

Второй тип наличников можно условно отнести к “барочным“. Их, при всей амплитуде времени, в которой они изготавливались (от первой половины XIX до середины XX века), объединяет то, что рисунок их навеян наличниками каменных строений конца XVII – середины XVIII века. Поразительно то, что они донесли до нашего времени отголоски уже не существующих, но давно бытовавших в Ельце каменных палат и храмов той эпохи, позволяют лучше понять истоки народного творчества, его живучесть. В большинстве своем даже современный мастер, берущийся порадовать свой дом замысловатым наличником, при всей свободе творчества, порой несознательно, но внесет в его рисунок какой-либо элемент, триста лет назад украшавший елецкий храм.

Третий тип наличников – “с солнышками“. Название это условно, но оно почти всегда подтверждается, когда речь идет о солярных украшениях зданий, которые являются древнейшими из сохранившихся деревянных жилых домов Ельца. Если второй тип наличников может украшать здания, строившиеся на протяжении всех последних 150 лет, и имеет разнообразный рисунок, то наличники третьего типа всегда относятся к периоду развития классицизма конца XVIII – первой половины XIX века и позже никогда практически не применялись. Их отличает строгость пропорций, чистота исполнения рисунка в виде прямых лучей восходящего солнца или листьев-лучей, вписанных в полукруг или ромб – верные признаки классических традиций. Такие наличники были современны эпохе классицизма – от истоков до последних его дней и никогда не были эклектичны. Это очень характерно для Ельца в отличие от северного города и деревни. Для периода развития архитектуры, когда бытовали такие наличники, характерно нечетное количество окон: по главному фасаду – три, пять, семь окон. Правильные, классические пропорции оконных проемов в домах этого периода подчеркивались наличниками с высокой верхней доской – фризом, отчего окно, да и весь фасад дома кажется выше, стройнее. Завершает фриз тонко прорисованный горизонтальный карниз, часто заканчивавшийся треугольным фронтоном и иногда имевший “дентикулы” – сухарики, метким ритмом проходившие под карнизом. Наличники этого типа могли иметь на одном фасаде разный рисунок и завершения, но располагались они всегда в определенном ритме.

Изображение солнца в декоре таких наличников – древняя память народа об языческих временах. В представлении наших предков окно – не только источник света, но и проем, сквозь который злые силы могут наблюдать их жизнь. Священное изображение солнца должно было отгонять эти силы так же, как и семантический заклинательный орнамент на одежде в местах незащищенных: вокруг ворота, на рукавах у запястья, по нижнему краю подола. От этих древнейших, тысячелетней давности представлений идут и елецкие традиции оформления жилищ.

К последнему, четвертому типу наличников можно отнести все остальные. Это и пропильная, сквозная резьба конца XIX века, широко распространенная по всему городу.

7 идей необычного использования кружева в интерьере

Кружево — нежный и изысканный материал. В старину ажурные вещицы ассоциировались с тонким вкусом и богатством. Сегодня кружево остается символом роскоши, а его применение в интерьере не ограничивается вязаными салфетками из бабушкиного сундука. Рассмотрим 7 оригинальных способов задействовать кружево в декоре дома.

Настенные панно

Затейливые плетеные узоры можно рассматривать бесконечно. Панно из кружева – свежая альтернатива постерам и репродукциям живописи. Большая ажурная картина украсит спальню.В гостиной или домашнем кабинете интересно смотрятся композиции, составленные из 2-4 маленьких панно.

Кружевную картину можно изготовить своими руками. Наклейте или пришейте ажурный отрез на материал-основу контрастного оттенка. Готовую поделку оформите в багетную раму.

На больших панно форматом от 50X50 см удачно выглядят широкие отрезы гипюра и круглые вязаные салфетки. Для миниатюрных композиций используйте узкое кружево.

Кружевные обои

Кружевное покрытие создает уютные и изысканные домашние интерьеры, напоминающие о дворцовом убранстве и секретах старинного дамского будуара. Ажурный декор на стенах можно создать двумя способами:

  • Оклеить комнату обоями с кружевным рисунком.
  • Более трудоемкий и затратный способ – взять настоящее ажурное полотно и прикрепить его на однотонный фон. Аутентичный тканый гипюр отличается от обоев матовой объемной поверхностью, поэтому интерьер выглядит поистине роскошно.

Можно не покрывать узорчатым полотном все стены, а выделить акцентные зоны: рабочее место, камин, зеркало.

Крупные принты зрительно уменьшают пространство. Для малогабаритной комнаты выбирайте обои с мелким кружевным рисунком.

Узорные разделители пространства

Ажурные панели из пластика, дерева или стекла – функциональные элементы жилищ. Кружевной орнамент добавит нежности и легкости урбанистическому интерьеру. Сквозной узорный декор может покрывать всю поверхность мобильной перегородки. Альтернативный вариант — прозрачные панели с кружевной росписью.

Перегородки используют в квартирах-студиях для зонирования площади.Панель разграничит гостиную и спальное место, кухню и столовую, пространство для работы и отдыха.

Функциональные аксессуары с кружевным декором

Бытовые мелочи, отделанные кружевом, выглядят как настоящие украшения в стиле шэбби-шик. Можно приобрести готовые товары с декором или внести коррективы самостоятельно.

Оклейте ажурной тесьмой подсвечники, картонные коробки для хранения мелочей, канцелярские папки и стеклянные банки.

Чтобы усилить «винтажное» настроение аксессуаров, выбирайте бежевое кружево и медные украшения: ключики, птиц, ножницы. Наборы декоративных элементов можно найти в магазинах для творчества и хобби.

Ажурные подушки и покрывала

Кружевной домашний текстиль ассоциируется с кропотливой ручной работой мастериц. Ажурные аксессуары в практичном современном интерьере – это отголосок винтажной роскоши и напоминание о размеренном ритме жизни прошлых эпох.

Читайте также:  Как я делал винтовую лестницу в бане

Уместность кружева зависит от техники плетения. В элегантную обстановку вписывается тонкий гипюр с изящным сложным узором.

Кэтрин Мартин, голливудский дизайнер и автор декораций к фильму «Великий Гэтсби», рекомендует актуальное решение для роскошной гостиной и спальни – темные атласные подушки с контрастным кружевным принтом.

Наволочки и пледы, связанные крючком – объемные изделия с крупным орнаментом, символ уюта и простоты деревенского быта. Аксессуары хэнд-мэйдхороши на даче, в кухне или гостиной кантри-стиля.

Кружевные абажуры

Лампы в ажурных плафонах мягко рассеивают свет и создают расслабленную атмосферу. Узорный рисунок теней от абажура на потолке и стенах превращается в самостоятельное украшение спальни, гостиной или детской комнаты. Отметим 2 актуальные модели кружевных светильников:

  • Напольные торшеры с узорчатым абажуром-цилиндром – изделие в духе 1960-70-х.
  • Авангардные потолочные люстры-шары из белого пластикового кружева.

В современном интерьере приветствуются контрасты текстур. Комбинируйте легкий кружевной светильник с плотными и грубыми материалами: кирпичной кладкой, длинноворсным ковром, натуральным деревом.

Ажурные шторы

Кружевные занавеси пропускают солнечный свет и защищают жильцов от нежелательных взглядов снаружи. Филигранный узор на шторах отвлекает внимание от недостатков оконной зоны: некрасивой батареи и треснувших обоев.

Выбор длины и фасона штор зависит от стиля и назначения комнаты.

  • Длинный светлый тюль украсит спальню и гостиную в духе французского загородного особняка.
  • Короткие шторы-кафе – практичный декор для кухни в деревенском стиле.
  • Декор для современных минималистичных пространств – японские шторы-панели с ажурным принтом или аппликацией.

Японские шторы с кружевом можно изготовить своими руками. Выбирайте панель основу и ажурное полотно контрастных оттенков, чтобы показать красоту резного орнамента.

Декор интерьера. Кружево в интерьере (1 видео)

Приложение 2. Краткий словарь кружевоплетения

Приложение №2

С.П. Ершов, О.Ю. Пищулина

Краткий словарь специальных терминов кружевоплетения

Аграмант — мерное кружево с волнистыми краями с 2-х сторон.

Аксалит — плотная шелковая узорчатая ткань зарубежного производства, на которой орнамент создавался при помощи петель из металлических пряденых нитей. В ХVI-XVII веках на Руси из аксалита выполнялась самая дорогая одежда так называемого «большого» народа.

Алаксон — шитый иглой гипюр. Центр производства — французский город Алаксон. В XVIII веке вместо гипюра в г. Алаксоне появляются шитые иглой кружева с цветочным узором на тюлевом фоне.

Балалайки — кружевной край численной техники плетения с зубцами, похожими на балалайки.

Бить — плоская металлическая нить с повышенным блеском.

Блонды — один из видов плетеного кружева. Белое, кремовое, реже — черное кружево из тонкого некрученого шелка. Центр производства в конце XVII века — французские города Капе, Байе, Пюн. В XIX веке по контуру узора проходила золоченая плоская нить с повышенным блеском и серебряная нить.

Бубенцы (бубенчики) — кружевной край численной техники плетения с плотными полукруглыми зубцами.

Валансьен — один из видов кружева. Тонкое кружево, лишенное рельефа, с плотным узором и фоном из круглых ячеек. Центр производства — г. Валансьен на севере Франции, давший название кружеву. К середине XVIII в. видоизменяется, появляется растительный орнамент на фоне с мелкими четырехугольными ячейками. В XIX веке в России такое кружево выплеталось в г. Мценске Орловской губернии и Вологде.

Вилюшка — непрерывно изгибаемая тесьма, по фактуре напоминающая ткань полотняного переплетения. Часто имеет название «полотнянка», «вилюшка»; она является основным элементом, образующим узор в кружеве сцепной техники плетения.

Гипюр — один из видов кружева, шитого иглой или плетеного на коклюшках, с плотным узором без решеток.

Гречишка — решетка в елецком кружеве.

Денежка — узор из гладких ромбов в численной и парной техниках плетения кружев. Выполнялись полотнянкой с сеткой.

Жучки — решетка из небольших овальных форм, выполненных полотнянкой или сеткой и соединенных между собой тонкими плетешками.

Закидки — круглые отверстия, образованные при крупных поворотах вилюшки в сцепном кружеве.

Закройка — верхняя часть кружевного края.

Кайма — шелковая ткань с узором.

Кирпичики — кружевной край плотного плетения численной техники со слабо выраженными зубцами.

Клюни — один из видов сцепного кружева, воспроизводившего во второй половине XIX в. старинные узоры.

Колуны — народное название кружева клюни.

Коклюшка — деревянная палочка с шейкой (выемкой для намотки ниток), основной инструмент при плетении кружев.

Корченки — овальные или квадратные насновки, сложенные вдвое.

Край — мерное кружево с зубцами по одной стороне.

Кружево немецкое — кружево сцепной техники плетения. В России с XVIII в. русские мастерицы быстро овладели западноевропейской техникой плетения и долго называли ее немецкой.

Кружево многопарное — ажурный узор из плотных форм на фоне прозрачной решетки, способ плетения сколочного кружева с большим количеством пар коклюшек.

Кружево мерное — кружево в виде полосы с гладкими краями или зубцами.

Кружево парносцепное — кружево, где большие части многопарного плетения соединены приемами сцепа.

Кружево плетеное — кружево, исполненное на клюшках.

Кружево позументное — плотное кружево численной техники плетения (без зубцов) из одних плетешков, образующих ромбическую решетку.

Кружево русское — многопарное кружево с геометрическим орнаментом.

Кружево сцепное — ажурный узор, образованный узкой бесконечной полотнянкой-вилюшкой. Способ плетения кружев небольшим количеством коклюшек, где фон и узор выполняются отдельно, а затем соединяются тамбурным крючком.

Кружево численное — ажурный узор из плетешков, полотнянки и насновок, способ получения ажурного узора по счету перевивов нитей на коклюшках без сколка.

Кружево счетное — то же, что и сцепное.

Малин — один из видов многопарного кружева. Центры производства — Брабант, Малин, Антверпен. В XVIII в. близок к кружевам валансьен с плотным орнаментом и густой узорной сеткой фона. Во второй половине XVIII в. кружево изменяется, появляется цветочный орнамент на тюлевом фоне. В XIX в. в России выплеталось в Мценске и Ельце.

Мысы — кружевной край численной техники плетения с треугольными зубцами.

Насновка — один из элементов коклюшечного кружева в виде плотного рельефного плетения овальной, четырехугольной, круглой, полукруглой, треугольной форм.

Оплет — форма кружев в виде прямоугольной, овальной или круглой каймы для украшения носовых платков, салфеток, скатертей и т.п.

Отметные — разновидность бубенцов с усложненной техникой плетения и своеобразным рисунком.

Павлинка — кружевной край численной и парной техники плетения с прозрачными полукруглыми зубцами.

Петля отвивная — дополнительный элемент коклюшечного кружева в виде небольшой петли в одну нитку, служившей украшением плетешковой решетки.

Перевить — основной прием плетения: переложить правую коклюшку через левую.

Паучки — элемент коклюшечного кружева с плотной серединой и отходящими лучами вокруг.

Плащики — мелкие металлические фигуры разных форм, применяющиеся как дополнение к золотой вышивке.

Полик — плечевые вставки женских народных рубах.

Плетешок — туго сцепленный шнурок из четырех нитей, один из основных элементов коклюшечного кружева.

Подушка — плотный упругий валик, служащий для закрепления сколка-рисунка и коклюшек во время плетения кружев.

Полотнянка — плотное плетение, напоминающее по фактуре ткань полотняного переплетения, один из элементов коклюшечного кружева.

Решетка — фон для плотного узора или заполнения сердцеви- нок форм в коклюшечном кружеве. Состоит из различного сочетания плетешков, паучков или насновок.

Решетка простая — фон кружева из плетешков с ромбовидными ячейками.

Решетка московская — в виде сцепных колец из плетешков.

Решетка камфорная (квадратная) — в виде квадратных ячеек.

Репья (репей) — геометрический орнамент в виде ромба с отростками или отдельных цветочных розеток.

Росколь — народное название одного из основных плетений кружев — сетки.

Сетка — прозрачное переплетение с диагональным расположением нитей, один из основных элементов коклюшечного кружева.

Скань — толстая белая или цветная нить, проложенная в полотнянку коклюшечного кружева или очерчивающая контур узора в виде веревочки, косички и т.д.

Сколок — технический рисунок с нанесенным на него контуром узора и листами вкалывания булавок.

Сплести — основной прием плетения кружева одной парой: переложить внутреннюю коклюшку левой руки.

Тюль — решетка с шестиугольными ячейками.

Шантильи — один из видов плетеного кружева. Черные шелковые кружева с изящным цветковым орнаментом на фоне тонкого тюля.

Статья подготовлена по материалам 2-го издания книги Ершова С.П. «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)», изданной в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в работе.

Ссылка на основную публикацию