Имитация старинного пергамента. Делаем старинные рыцарские гравюры

yuluasherstyuk

Мастерская творческого поиска

Иллюминированный алфавит или декоративная каллиграфия. История и современность

Продолжая изучать тему каллиграфического письма, на днях открыла для себя новую область творчества и попыталась даже реализовать на практике.
Итак.

Иллюминированная рукопись.

Это настоящее произведение искусства с затейливым оформлением с помощью красок и позолоты. Если взять старинные рукописные книги, то мы можем увидеть это во всей красе.

Иллюминированные рукописи — это рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи.
Благодаря дошедших до наших дней среднивековым рисункам и картинам, на которых изображены монахи, кторые склонились нд книгами с пером в руках, мы знаем кем были первые книгописцы. В то время книги создавались в первую очередь для обучения, совершения религиозных обрядов и в миссионерских целях.

Например искусство создания иллюминированных рукописей в Византии продолжает античную традицию. А книги, созданные в конце первого тысячелетия нашей эры на Британских островах считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом.

Одними из самых дорогостоящих предметов обихода королевских особ эпохи Возрождения были иллюминированные манускрипты — рукописные книги с иллюстрациями, выполненными в ярких тонах, и декоративным оформлением с элементами позолоты. Материалы и сама работа стоили особенно дорого, так как визуальное богатство книги было схоже с картинной галереей. Но эстетическое значение, за которое так высоко ценили эти книги, превалировало, и художники, которые оформляли их, были самыми известными творцами своего времени. Данные рукописи были самым красноречивым доказательством богатства и утонченного вкуса их владельцев.

Иллюминированные рукописи, еврейские и арабские имеют еще одну общую характерную особенность, отличающую их от других рукописных традиций, обусловленную спецификой письменности языков семитской группы – это отсутствие заглавных букв. В иудейских рукописях “декорировались заглавные слова, а иногда и целые стихи, как в иллюминированных арабских Коранах. Эта особенность сохранилась на протяжении веков как в Европе, так и на Востоке

В старообрядчестве сохранилось древнерусское унисонное пение. Оно лишено внешних эффектов, задача такого пения – чтобы все голоса производили впечатление одного целого. Те, кто слышал это пение, говорят о его особой торжественности, такое пение было очень проникновенным, «хватающим за душу». Для песнопений использовали книги (ирмологии), написанные особыми знаками – «знаменами», поэтому пение по ним называл знаменным.
Зна́менное пение (зна́менный распев)— основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Песенники как правило рукописные с илюминированием.

Существует выражение – «петь по крюкам», что значит исполнять знаменные песнопения не по современным нотам, а по древнерусским знамениям.
Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотной системой, пришедшей с запада. Но, например, старообрядцы, протестовавшие против обновления церковных традиций, до сего дня сохраняют в своей богослужебной практике пение по древнерусским крюкам.

Ко мне в руки попала книга, которая дает представление об основных шрифтах для иллюминированного алфавита и декоративной каллиграфии.

Отлично изданная книга, где можно найти идеи для создания собственных проектов.
Я попробовала уже.
И вот то получилось..

Имитация старинного пергамента. Делаем старинные рыцарские гравюры

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Эволюция материалов для письма

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. – это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Кстати, выражение «с чистого листа» – «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных – пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы.

Читайте также:  Лебедь-кашпо для сада своими руками (руководство по изготолению фигурки для сада)

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

ФОРМАТ И УКРАШЕНИЯ РУКОПИСЕЙ

Листы пергамента, на которых писались тексты, не имели определенного размера. Более точной была величина бумажного листа, равная примерно двойному листу нашей писчей бумаги. На практике тексты писались или на таком листе, или на листах, сложенных вдвое, вчетверо и т.д. Впоследствии они соответственно обозначались следующим образом: 1 ,4, (лист, четверть листа, восьмушка) и т.д.

Тексты древнейших рукописей писались на двух сторонах листа, которые складывались в тетради. Каждая из них состояла из четырех двойных листов (16 страниц).

Если рукопись была большая, то тетради сшивались в книгу. Для большей сохранности она переплеталась. Ценные книги имели дорогие переплеты, обтянутые кожей, покрытые серебряными или золотыми окладами и обложенные драгоценными камнями. С 13 в. стало применяться тиснение, делавшееся по византийскому образцу, в крупную клетку с ромбическими и сердцевидными клеймами. С 16 в. оно становится более вычурными сложным, с середины 17 в. встречается золотое тиснение. Чтобы предохранить такие переплеты от порчи, к ним иногда еще прибивали ножки (гвозди с головками).

Владельцы дорогих книг проявляли заботу о том, чтобы буквально каждая страница имела вид художественного произведения. Это достигалось не только хорошей выделкой бумаги и красивым почерком, но и специальными украшениями. В начале рукописи, или главы, или иногда даже абзаца делались заставки, т.е. расширенные узоры, занимавшие почти всю ширину листа, а по высоте иногда до одной его трети. Остальные части рукописей выделялись инициалами, т.е. красиво выписанными и разрисованными заглавными буквами. Иногда делались украшения и на полях (“полевые цветки”), и в конце книги.

Все эти украшения, именуемые орнаментом, выдерживались в определенном стиле. В 11 – 12 вв. господствовал старорусский или старовизантийский орнамент, состоявший из простейших геометрических фигур, в которые вписывались стилизованные предметы (главным образом – растительный мир). С 13 в. под влиянием национальных мотивов в орнаменте утвердились сказочные сюжеты. На фоне переплетающихся между собой ремней и веток в рамках и за их пределами изображались фантастические животные – драконы, грифы, львы. Такой стиль орнамента носит название чудовищного (тератологического).

С середины 16 в. возник новый орнамент, приспособленн6ый к условиям начавшегося в России книгопечатания. Украшения делались только двухцветными – черным по белому или наоборот. Большая часть изображений имеет геометрические формы, особенно круги и квадраты, в промежутках между которыми помещались стилизованные цветы и прочие растения. Входят в употребление штрихи.

Совершенствование в дальнейшем книгопечатания позволило усложнить орнамент. В соответствии со вкусами читателей (со второй пол. 17 в.) орнамент стал трехцветным и испытал на себе влияние господствовавших в искусстве стилей – в 17 в .- барокко, в 18 в. – рококо, а в начале 19 в. ампира.

Украшением многих ценных рукописей служили миниатюры – т.е. изображения в лицах тех событий, о которых в них говорилось. Лицевые изображения встречаются в древнейших церковных книгах, на некоторых древних жалованных грамотах. Большое число миниатюр помещено в отдельных летописях, например в Радзивиловской (или Кенигсбергской), в 12 – томном лицевом своде второй пол.16 в. насчитывающем свыше 156 тыс. лицевых изображений, и др. Они часто встречаются и в старообрядческих рукописях 17 в. С развитием книгопечатания лицевые изображения постепенно стали вытесняться книжной гравюрой.

Способы изображения на миниатюрах соответствовали художественным вкусам, как заказчиков, так и их исполнителей. Лицевые изображения пергаментных рукописей 11-13 вв. отличаются монументальностью, характерной для фресковых и мозаичных изображений той эпохи. Краски накладывались густые, яркие.

В 14 – 15 вв. рисунки на пергаментных рукописях выдерживаются еще в старых традициях монументальной живописи. Однако появление бумаги позволило освоить более легкую акварельную живопись. В творчестве создателей миниатюр 15 в., испытавших влияние живописи

А..Рублева, отмечаются реалистические тенденции при сохранении ими приемов иконописного изображения.

В 16-м – в первой половине 17 вв. миниатюры испытывают на себе влияние станковой, затем портретной живописи (“парсунское письмо”), реалистические тенденции которой в дальнейшем были связаны с именем Симона Ушакова. При всей условности они дают конкретное представление о многих исторических событиях и быте русского народа – трудовой деятельности ремесленника и крестьянина, военных сражениях, вечевых сходах, народных восстаниях и т.д.

Интересный материал по этому вопросу можно найти в книге: О.И. Победова Миниатюра русских исторических рукописей (К истории русского лицевого писания). М.1965. В отличие от книг грамоты писались на одной стороне листа, который для удобства резали на две или три части. Если одного такого листа не хватало, то к нему подклеивали другой, третий. Получалась лента (“столпец”), на обороте которой дьяки делали свои пометки, а в местах склейки, чтобы не допустить подделки, “скрепы”. “Столпцы” получили особенно широкое распространение в делопроизводственной практике московских приказов 16-17 вв. Многие из них состояли из целой серии связанных между собой по содержанию документов. Такие “столпцы” нередко достигали длины 15-20 м и даже больше. Впрочем, и отдельные документы достигали не меньших размеров, а часто и гораздо больших. Так подлинный текст Соборного уложения 1649 г. представляет собой “столпец”, состоящий из склеенных листов длиной свыше 300 м.

“Столпцы” свертывались в свитки, и хранить их было неудобно. Поэтому с начала 18 в. листы стали сшивать в тетради. С этого же времени перестали резать листы на тонкие полоски и начали писать на обеих сторонах листа, что позволило экономить бумагу. Тетради, которые содержали материалы, относившиеся к одному или родственным делам, объединяли и перевязывали. Такие “вязки” перенумеровывались и хранились в архивах канцелярий(18-19 вв).

Для украшения рукописей нередко применялось особое декоративное письмо – вязь, в котором с помощью сокращений и украшений текст связывался в непрерывный и ровный орнамент. В этих случаях особенно широко применялось использование какой-либо черты или линии для предыдущей и последующей

букв, подчинение одной буквы другой или соподчинение двух букв.

Вязью обычно выделялись заголовки или начальные части рукописей. Как

правило, они к тому же писались красной или другой какой-либо яркой краской.

Первые русские рукописи, содержавшие тексты, писанные вязью, относятся к концу 14 в. В 15 в. вязь получает очень широкое распространение, а в 16 в. в некоторых крупных городах – Москве, Новгороде, Пскове – складываются свои стили письма вязью, которые к середине 17 в. постепенно унифицируются. Характерная черта этого вида письма на протяжении всей его истории – стремление к увеличению высоты букв. Если в 15 в. высота букв была больше ширины обычно в 3-4 раза, то в 17 в. это соотношение вырастает до 10-12.

Такие буквы читаются уже с трудом. Подобный характер вязи сохраняется и в церковных книгах 18-19 вв. С образцами вязи можно ознакомиться в книге В.Н. Щепкин. Русская палеография. М. 1967, стр.40-55.

ТАЙНОПИСЬ. Уже в 12 в. стали употреблять знаки письменности не в обычном, а в каком-то особом значении, понятном только для посвященных. Так возникла криптография ,или тайнопись. В средние века и на Западе, и в России тайнопись использовалась для обозначения имени автора, так как открытое упоминание о нем в рукописи считалось нескромным и даже греховным. В тот же период и позже с помощью криптограмм стали зашифровывать тексты по политическим, религиозным, дипломатическим, классовым и другим соображениям.

К настоящему времени расшифрованы почти все известные русские криптограммы. Эта работа основана на тщательном изучении нашими палеографами способов тайного письма. Важнейшие из них: 1)замена кирилицы буквами другого алфавита: глаголицы, греческой, латинской азбук. 2)употребление вместо букв условных знаков. 3)применение литореи, или “тарабарской грамоты”, где все согласные (а иногда и гласные) делились на два ряда, в каждом из которых буквы попарно взаимно заменяли друг друга. 4) использование пермской азбуки. 5) сокращенное изображение букв. 6)написание букв в каждой фразе в обратном порядке. 7) использование так называемой счетной системы, получившей постепенно наибольшее распространение, при которой вместо букв ставились соответствующие им в древнерусском языке цифры.

Читайте также:  Симпатичные козочки к Новому году. Два мастер-класса

Чтобы правильно прочесть криптограмму, необходимо уяснить, по какой системе она составлена, а затем произвести соответствующую замену знаков. В одном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря XV в. читаем: “Аще хощеши уведати имя писавшаго книгу сию, и то ти написую: десятерица сугубая и пятерица четвертицею, и един, десятерица дващи, и един, десятья четыре сугубо и четырежди по пяти, дващи два с единем, единица с четвертицею сугубо”.

Здесь примененна четная система, и дешифруется она так:

Поставив полученные буквы в ряд, мы прочтем имя “писавшего книгу сию” – Макареи.

Сохранилась криптограмма начала 18 века: “Рполежек виюпом лмюж шагип япабот”. Она основана на принципе литореи, или “тарабарской грамоты”, где буквы заменялись следующим образом:

я, ы, щ, ш, ч, у, р, о, н, л, з, е, д, в, ю, у, х, ф, т, с, п, и,

Поставив в приведенный текст вместо букв верхнего ряда буквы нижнего ряда или наоборот, получим следующий текст:

“Приказал боярин князь Федор Юрьевич”. Подробно о тайнописи см.: Л.В. Черепнин. Русская палеография. М.1956.стр. 261-266,389-397.

ПРИМЕНЕНИЕ ПАЛЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Палеография, устанавливая законы развития графики, позволяет прежде всего правильно прочесть рукопись и разобраться в местах, которые на первый взгляд кажутся трудными для прочтения. Для этого при чтении рукописей следует опираться на приведенный выше материал о графике. Вместе с тем отдельные палеографические признаки и их совокупность позволяют выяснить вопросы, важные не только с филологической, но и с исторической точки зрения. Одним из них является вопрос о времени возникновения документа. Для историка оно важно не только само по себе, но и потому, что зачастую может служить указанием на дату события, которое отражено в этом документе.

Указанием на время возникновения документа (источника), правда, не всегда очень точным, может служить его графика. Она может определить грань, раньше которой рукопись не могла появиться. На основе изучения начерков Новгородской первой летописи по Синодальному харатейному списку Б.П.Ляпунов и А.Н. Насонов пришли к выводу, что первая ее часть была написана в 13 в., а вторая – в первой половине 14 в.

С помощью современных технических средств нетрудно определить время изготовления пергамента. А так как установлено, что, как правило, он не залеживался, а использовался в самом скором времени после его изготовления, то возможна датировка и этим путем.

Тексты, написанные на бумаге, наиболее точно датируются по водяным знакам. Для этого надо водяные знаки на недатированных рукописях сличить с водяными знаками, время которых точно указано в названных выше альбомах. Таки путем установлено, что дошедший до нас единственный недатированный список Судебника 1497 г., имеющий филигрань сферу, был написан на бумаге, изготовленной в 15-начале 16 в. Список Судебника1550 г., хранящийся в архиве Санкт-Петербургского отделения Института истории РАН, судя по филиграням – кораблик и сфера, пересеченная чертой, на одном конце которой лилия, а на другом – сердце, сделан на бумаге 60-х годов 16 в. Список “Сказания о князьях владимирских”, принадлежащий Государственному историческому музею, написан на бумаге с водяным знаком в виде кувшинчика, который характерен тоже для 16 в. Таких примеров можно привести много.

3 разных танка из конфет своими руками с пошаговыми фото для детей и взрослых

Здравствуйте, мои дорогие рукодельницы! Подходит новая пора праздников после Нового Года. Не успели оглянуться, на пороге — 23 февраля. И у меня для вас новая идея для вашего оригинального поздравления — танк из конфет своими руками с пошаговыми фото для наших любимых мужчин и для детей.

Мы будем поздравлять таким интересным подарком всех наших будущих защитников-сладкоежек. В танки играют и маленькие и большие мальчики.

И сейчас я познакомлю вас с несколькими вариантами исполнения необычного конфетного танка. Какой вариант изготовления лучше — выбирать вам.

Танк для ребенка

Такая поделка из шоколадных конфет легкая в исполнении даже для начинающих рукодельниц. Чтобы сделать такой сладкий подарочек для мальчика, возьмем круглые золотые медальки для колес и прямоугольные конфеты для основы, а для обклеивания гусениц – удлиненные конфетки.

Также понадобится нам картон, гофрированная бумага, двусторонний скотч (но вместо него можно еще использовать и горячий клей).По желанию добавьте игрушечную фигурку военного. Модель танка будет объемной, чтобы ребенок мог вначале поиграть с нею, а затем уже попробовать сладости.

Сначала делается основа из картона. Можно вот так.

Затем она декорируется кондитерскими изделиями, соответствующими вашей задумке.

Смотрите как это сделать на простом пошаговом фото. Процесс изготовления совсем простой.

А если взять за основу уже готовую коробку, то как получится? Смотрим из видео мк.

Танк из конфет и шоколадок

Еще один мастер-класс изготовления танка от меня. А что, если юноша, которому вы хотите подарить такой необычный и модный презент, больше предпочитает шоколадки? Тогда такой вариант будет как раз кстати.

  • 2 шоколадки одинакового размера (например «Nuts» и «Nesquik»)
  • конфеты «Марсианка» — 3 штуки
  • скотч узкий
  • клеевой пистолет
  • ленточка шириной 1,2 мм для украшения
  • гофробумага зеленого цвета

Чтобы сделать основу для танка, расположите две шоколадки вместе и обмотайте их скотчем.

Не обязательно использовать одинаковые шоколадки, достаточно, чтобы они были одинаковыми по высоте и длине.

Хвостики следует у шоколадок предварительно подогнуть с помощью узкого скотча.

Теперь оберните нашу основу отрезком зеленой гофры, как показано на фото. Ее размер берите из расчета, чтобы бумага скрыла ваши шоколадки. У меня — это прямоугольник 9 см * 18 см.

Снизу я бумагу закрепила горячим клеем.

Чтобы украсить наш танчик, возьмите желтую узкую атласную ленточку и закрепите ее с двух сторон.

Теперь возьмемся за «Марсианку». У конфеток зафиксируйте хвостики.

Чтобы было быстрее, я для этого использовала горячий клей, а можно воспользоваться и просто скотчем.

Затем опять воспользуемся термоклеем и приклеим конфетки (3 штуки) сверху основы такой машины.

Вот так. Ничего сложного.

Далее нужно изготовить дуло. Я беру отрезок зеленой бумаги (можно использовать также гофрированную) размером 5,5 см * 12 см и скручиваю его в плотную трубочку. Фиксирую края клеем.

С одной стороны украшаю желтой ленточкой. Теперь приклеиваю дуло к самой конфетке «Марсианка».

Здесь обязательно используйте горячий клей, чтобы все хорошо держалось.

И вот. Наш супертанк готов.

Осталось только приклеить колеса.

Я их вырезала из одной подарочной коробки, которая у меня осталась после новогодних праздников. Благо их целая куча набралась всяких разных цветов. Диаметр – 2,5 см, всего нужно 4 штуки.

Ну вот, и присоединили колеса. Здорово?

Мне нравится, а вам?

Такая простая идея сладкого сюрприза понравится мальчикам, которых нужно будет поздравить в школе на 23 февраля, например, или, чтобы пойти в гости к друзьям и удивить их сыновей.

Из пепси и конфет

А как сделать такой сюрприз с банками пепси, я вам предлагаю узнать из видео, где все пошагово и показано.

Танк для мужчин

Для взрослого такой вариант, состоящий только из конфет, навряд ли подойдет. Поэтому добавим в наш сюрприз бутылку, которую можно задекорировать фольгой. Бутылка спиртного будет изображать орудие.

Наверное, такой прием заставит улыбнуться самого сурового воина. И не забывайте еще, что такой танк обязательно станет украшением праздничного стола. Всем будет интересно, как вы придумали и тем более как сделали такой необычный презент!

Конечно, каждый танк будет разным, а ваш будет уникальным! Но этого мы и добивались, чтобы удивить и заинтересовать.

Творите и удивляйте. А я вам в этом помогу.

Ваша Наталья П., путеводитель в мир интересных подарков своими руками. До встречи в новых статьях.

Делаем руль из конфет в подарок мальчикам на 23 февраля

Посмотрев много мастер-классов по изготовлению руля из конфет решила, что эту поделку вполне можно повторить с ребенком и даже немного усовершенствовать. В основу мы не стали брать пенопласт или утеплитель, а обошлись плотным картоном — в ход пошла коробка из под подгузников.

Картон можно найти и в строительном магазине, причем в СПБ бесплатно. На выходе из строительного магазина под столами для упаковки можно найти картонные коробки, которые отлично подойдут для поделки.

Также нам понадобятся: ножницы канцелярские и маникюрные, модельный нож (им очень удобно вырезать внутренние части руля), длинная линейка, карандаш, термопистолет, гофрированная бумага (плотная), распечатка эмблемы любимой марки авто, атласная лента, двухсторонний скотч и, конечно, самое главное — конфеты.

Шаг 1 . Рисуем на картоне круг и вырезаем его.

К сожалению, наш циркуль не позволил сделать круг необходимого размера и мы воспользовались большой тарелкой для черчения наружного круга. Выложив по окружности конфеты, мы определили,что малый круг у нас отлично получится при помощи подставки под горячее.

Шаг 2 . Делаем малый круг по центру.

По размерам это вышло, что диаметр большого круга равен 35, малый круг радиусом 17 см.

Шаг 3 . Делаем перемычки (как на настоящем руле).

Далее мы выложили конфетки тремя лучами, как на руле автомобиля, и просто провели прямые линии вдоль конфет.

Тут нам как раз пригодится модельный нож — он позволяет легко вырезать детали в центре.

Шаг 4 . Приклеиваем гофрированную бумагу.

При помощи термопистолета наклеиваем гофрированную бумагу, надрезаем маникюрными ножницами и загибаем края бумаги во внутренних частях нашего руля. Другую сторону заклеиваем и маникюрными ножницами аккуратно вырезаем отверстия. Если держать руль напротив лампы сделать это получится гораздо проще.

Если вы решили сделать руль но нет термопистолета, то отлично клеит и ПВА (у меня был строительный). Но наносите клей тонким! слоем иначе бумага раскиснет и останутся некрасивые пятна. Сразу клей ПВА не возьмёт, я наносила клей и оставляла это на ночь под гнётом из пачки бумаги.

А вот что произойдет если переборщить с клеем!

Ребенку может быть сложно аккуратно загнуть бумагу и если нет термопистолета, то можно просто обрезать бумагу вдоль отверстий в круге с одной и другой стороны, а край закрыть лентой.

Шаг 5 . Крепим атласную ленту.

По окружности край мы закрыли лентой при помощи клеевого пистолета.

Шаг 6 . Клеим скотч на конфеты и крепим их на руль.

Далее моей помощи уже не понадобилось, ребенок с удовольствием наклеил скотч на конфеты и наклеил их в своем особом порядке. В центр наклеиваем распечатанную эмблему марки автомобиля.

Шаг 7 . Упаковываем руль.

Завернув все в пленку мы получили отличный подарок.

Теперь думаю провести у нас в классе мастер-класс, заготовки сделаю, все-таки, сама, а вот наклеить конфетки девчонкам будет точно под силу.

Подарок из конфет на 23 февраля

Не знаете, как оригинально поздравить своего мужчину на День защитника Отечества? Надоело бегать по магазинам, хочется выразить свой творческий потенциал и поразить мужа, сынишку, отца или бойфренда необычным презентом? Тогда лучший выход для вас – сделать подарок из конфет на 23 февраля своими руками. На самом деле, это не так сложно, как кажется. Наши советы помогут вам изготовить красивые и вкусные композиции, которые никого не оставят равнодушным.

  1. Новый год 2020
  2. Недорогие подарки до 1000 руб
  3. Подарки 1000-2000 руб
  4. Подарки 2000-3000 руб
  5. Подарки 3000-5000 руб
  6. Подарки от 5000 руб
  7. Подбор подарка по интересам
  8. Подарки на день рождения
  9. Оригинальные подарки
Читайте также:  Мастер-класс по изготовлению шкатулки из тетрапаков своими руками (руководство)

Подарки из конфет своими руками на 23 февраля

Чтобы сделать самобытный и эффектный мужской подарок из конфет, вам понадобится совсем немного – подручные материалы, креативный подход и немножко свободного времени. И, конечно же, много вкусных конфет в ярких обёртках, разных форм, размеров и видов. Вот несколько идей, что можно сделать с помощью сладостей своими руками:

  • руль из конфет на 23 февраля – подготовьте круг с перемычками из картона, визуально повторяющий контуры автомобильного руля. На его поверхности с помощью клея зафиксируйте конфетки среднего размера квадратной формы. Прекрасно подойдут небольшие ириски типа «Коровка», их удобно располагать по окружности и легко приклеивать. Центр композиции украсьте самоклеящейся эмблемой престижного автомобильного бренда, и упакуйте готовый подарок в красивый прозрачный материал. Подобный презент подойдёт любителю-автомобилисту или ребёнку, для которого такой руль совместит в себе и сладость, и игрушку;
  • конфетный мяч для мужа – ваша вторая половинка увлекается футболом, да ещё и любит полакомиться сладким? Тогда ему идеально подойдёт конфетный футбольный мяч, который вы можете сделать без особого труда. Для этого изделия выбирайте конфеты треугольной формы, типа «Трюфель», и лучше будет, если вы приобретёте два вида одного лакомства – в тёмной и светлой обёртке. Также вам понадобится большой апельсин или грейпфрут, и набор зубочисток. Делаем заготовки, насаживая каждую конфетку на зубочистку. Чтобы «трюфель» лучше держался – оберните «юбочку» из целлофана вокруг деревянной палочки, и примотайте её кусочком тонкого скотча. Теперь вставьте каждый трюфельный «чупа-чупс» в апельсин, стараясь чередовать чёрные и белые цвета, чтобы повторялся рисунок футбольного мяча. Как видите, всё очень просто, а конечный итог выглядит весьма эффектно;
  • танк из конфет своими руками – отличный подарок на 23 февраля, в котором полностью соблюдена тематика праздника. С этой композицией придётся немного повозиться, но полученный результат того стоит. Из картона, декорированного гофрированной бумагой, сделайте основу для «боевой машины». На ней расположите конфеты «Птичье молоко», соединив их по две, чтобы придать объёмности. Если вам сложно самостоятельно придумать схему – посмотрите технологию процесса в интернете. Колёса для танка делайте из леденцов в виде круга. Фиксируйте все детали с помощью двустороннего скотча или клеевого пистолета.

Для ребенка на 23 февраля можно сделать торт из киндеров, такой сюрприз приведёт в восторг любого мальчишку, и запомнится надолго. Это очень популярный подарок на 23 февраля, который можно не только собрать собственноручно, но и заказать на сайтах множества интернет-магазинов, специализирующихся на изготовлении кулинарных изделий ручной работы.

Подарки из конфет для военного

Для любого кадрового военного День защитника Отечества – не просто очередной праздник. Поэтому так важно подготовить соответствующее поздравление, чтобы выразить своему любимому всё уважение и гордость за его профессию. Вот несколько вариантов идей вкусных мужских подарков на 23 февраля, которые особенно подойдут для бывшего или настоящего военнослужащего:

  • офицерские погоны, изготовленные из высококачественного шоколада, растопят сердце самого сурового командира. Чтобы создать своими руками эти знаки отличия, приобретите в магазине две большие прямоугольных плитки и 10 мини-шоколадок (по 5 на каждый погон), длина которых будет соответствовать ширине основных. Оберните каждую конфету в красивую цветную бумагу, и соедините обычным канцелярским клеем, придав необходимую форму. Звёздочки советуем вам вырезать из плотной фольги;
  • можно сделать гранату из конфет. Для этого лучше всего подойдут круглые сахарные или шоколадные изделия, скреплённые друг с другом двусторонним скотчем. Особую «изюминку» подарку можно придать, спрятав внутри пузатую бутылку коньяка. Именно она сыграет роль каркаса для всей композиции, и приятно удивит вашего избранника;
  • пистолет – ещё один интересный выбор вкусного поздравления для военного на 23 февраля. Вырежьте форму из плотного картона, проложите слоем поролона, чтобы придать объём, задекорируйте бумагой и обклейте подходящими по размеру и форме конфетами. Можно использовать небольшие шоколадки типа «Дольче» – они имеют длинную форму и отлично ложатся на бумажный каркас;
  • ещё одной великолепной идеей сладкого подарка для мужчины может стать подставка для бутылки в виде пушки. Основу можно сделать из тёмного шоколада «Сладкий остров», а ядрами послужат конфеты-шарики Ferrero Rocher.

Создание композиций из кондитерских изделий – это новая область искусства, которая очень востребована во всём мире. Мастера свит-дизайна (именно такое название носит эта профессия) делают на заказ подарки из конфет на самые разные торжества. Прибегнув к помощи профессионала или научившись собирать интересные конструкции самостоятельно, вы всегда будете знать ответ на вопрос, что можно подарить на 23 февраля, а также на любой другой праздник.

Что можно сделать из конфет на 23 февраля

Из конфет разных видов можно сделать множество разнообразных поделок, от совсем простых, которые не требуют особых навыков в рукоделии, до сложных, с использованием большого количества дополнительных материалов и инструментов. Вот ещё несколько вариантов композиций из конфет для мужчин, которые под силу изготовить даже новичку:

  • очень симпатично смотрится светофор с яркими мармеладками или круглыми желейками. Такое изделие, под небольшим руководством взрослого, легко сможет сделать даже ребёнок младшего возраста;
  • дочка может подарить папе букет из конфет, состоящий из сладостей самых разных видов – от леденцов на палочке, до плиток элитного шоколада;
  • сыну не составит труда украсить шоколадками большую кружку для папы, чтобы придать ей необычный и индивидуальный вид;
  • если у вас достаточно времени – обратите внимание на такие устройства, как самолёт или автомобиль из конфет;
  • очень впечатляюще выглядят сладкие «счёты», которые будут являться символом достатка в доме;
  • если вы встречаетесь с увлечённым геймером или ваш муж работает программистом – в качестве подарка можно преподнести сувенирный ноутбук из шоколадок в фантиках разного оттенка.

Огромное желание порадовать близкого человека и немного свободного времени – вот гарантия того, что ваше поздравление поразит всех своей эксклюзивностью и душевным теплом. Сделав подарок из шоколадок самостоятельно, вы не только сэкономите бюджет, но и будете уверены в свежести продуктов, а также сможете использовать только те лакомства, которые по вкусу вашему мужчине.

ТОП-10 подарков из конфет на 23 февраля

Если вам всё-таки не хватило креатива, предлагаем познакомиться с нашим ТОПом. Мы составили список из самых популярных сладких презентов, которые вы можете подготовить сами или заказать у специалиста-кондитера:

  1. Доллар, украшенный шоколадными монетками.
  2. Гантели или штанга из «Сникерсов».
  3. Колёса-запаски с леденцами.
  4. Гиря из грильяжа.
  5. Конфетная гитара.
  6. Бильярдный стол из разных сладостей.
  7. Сердце из «Рафаэлло».
  8. Ракетка для тенниса, декорированная карамельками.
  9. Ананас из конфет.
  10. Набор-ассорти сладостей «С лёгким паром!».

Как видите, идеи сладких подарков на 23 февраля ограничиваются только вашими финансовыми возможностями, так как практически нет такого предмета, который невозможно было бы воссоздать в качестве вкусного презента. Композиция из конфет – это идеальный вариант подарка для мужчины любого возраста и достатка. Такой оригинальный сюрприз приятно поразит как ребёнка, так и мужчину «в годах». Собирайте букет из тех сладостей, который больше всего любит одариваемый, не забудьте присовокупить открытку с военной тематикой, и ваше поздравление гарантированно произведёт настоящий фурор.

Подарок из конфет на 23 февраля своими руками. Мастер класс с пошаговыми фото

В преддверии наступления дня защитника отечества, каждого мужчину нужно обязательно уважить, не обделить своим вниманием и подарками.

Мужчины также как и дети любят конфеты, поэтому как вариант предлагаю сделать подарок из конфет своими руками с сюрпризом внутри.

Свит дизайн на 23 февраля представляет собой бочонок из конфет, внутри которого можно спрятать дополнительный подарок. Что можно спрятать внутри, зависит от размера бочки, а также от вашего желания и возможностей, как вариант это могут быть мини бутылочки со спиртными напитками – коньяком, ромом, бренди, бальзамом и т.д.

Подарок из конфет «Бочка». Список материалов:

  • Конфеты торговой марки «Рошен» – Konafetto (около 40 штук)
  • Пустой упаковка – тубус (от чая)
  • Атласная ленточка
  • Атласный шнурок
  • Золотая ленточка с люрексом
  • Декоративный золотой жгут
  • Пенопласт
  • Картон
  • Гофрированная бумага (шоколадного цвета)
  • Скотч
  • Скотч двухсторонний
  • Линейка
  • Ручка
  • Ножницы
  • Макетный нож
  • Степлер
  • Клей «Дракон»
  • Термопистолет

Последовательность выполнения работы:

Делаем подставку для бочонка

Из листа пенопласта макетным ножом выкраиваем прямоугольную заготовку

Вот она, ее необходимо обклеить гофрированной бумагой

Смазываем пенопласт со всех сторон клеем «Дракон»

Обклеиваем бумагой, как будто заворачиваем подарок. Смотрим фото

Ленточку с люрексом опоясываем по контуру подставки, примеряя, и обрежем нужной длины

Приклеиваем ленточку к подставке и отставляем в сторонку

Из картона скрутим трубу, чтобы плотно облегала наш тубус

Зафиксируем края степлером

Баночку-тубус обмажем клеем и оденем впритирку нашу заготовку из картона на нее

Каждую конфетку нужно предварительно подготовить

С обеих сторон подогнуть к центру хвостики и зафиксировать их в таком положении скотчем

Целый арсенал конфет готов

Картон на тубусе смажем клеем «Дракон», тонким слоем распределяем его по поверхности палочкой

Оборачиваем полосой гофрированной бумаги тубус с припусками вверху и внизу на подгиб

Края бумаги подгибаем и подклеиваем

Для дна также вырезаем кружок из гофрированной бумаги и приклеиваем его

Крышку тоже необходимо обклеить гофрированной бумагой сверху и по бокам

Двухсторонний скотч клеим на бочку в три (можно четыре) ряда

Снимаем защитный слой

Приклеиваем конфеты в два ряда, располагая их как можно плотнее, друг к другу

Конфеты второго ряда начинаем приклеивать так , чтобы конфета располагалась между двух конфет предыдущего ряда, т.е. в шахматном порядке (получим минимальное количество зазоров)

Из гофрированной бумаги отрежем ровную полоску, которой обернем бочку из конфет посередине, края бумаги склеим каплей клея

Поверх ленты из крепированной бумаги обернем атласную ленточку и завяжем бантик

По краю ободка бочки с помощью термопистолета нанесем горячий клей и задекорируем жгутом

Оба ряда конфет ближе к периферии обернем атласным шнурком под цвет конфет и завяжем на узелки или бантики

Вкладываем внутрь тубуса подарок, ставим сладкий подарок на подставку и наша бочка из конфет своими руками готова

Подарок из конфет для мужчины мастер класс подошел к концу

Подарок из конфет для мужчины своими руками фото

Ссылка на основную публикацию