Самодельный музыкальный инструмент кантеле

kak_eto_sdelano

  • Add to friends
  • RSS

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Делюсь с вами процессом создания кантеле, музыкального инструмента, родственного гуслям, распространённого в Карелии и Финляндии. В конце поста – видео со звуком.

1) Разметка будущего инструмента на сосновой доске.

2) Выпиливание заготовки.

3) Изготовление резонаторной полости.

Саму полость я выбирал с помощью резцов по дереву, затем гравером и наждачной бумагой убрал все неровности.

4) Придание корпусу окончательной формы, просверливание отверстий для колков.

5) Изготовление деки.

Материал для деки- сосновая доска, которую мой знакомый распустил на станке на тонкие дощечки. Далее следовала разметка, придание заготовке окончательной толщины с помощью рубанка и шлифовальной машинки, выпиливание деки.

После этого в корпусе инструмента был вырезан паз для деки.

Далее я приклеил к деке пружины, вырезал резонаторное отверстие и приклеил деку к корпусу.

6) Изготовление струнодержателя.

7) Шлифовка инструмента и покрытие морилкой.

8) Изготовление колков.

Материал – дуб. После разметки я выпилил грубые заготовки, которым я придал форму с помощью рашпиля и стамески, затем на шлифовальном круге придал колкам окончательный вид, просверлил отверстия для струн. Также я решил сделать ключ для настройки.

9) Заключительный этап – установка струн (использовал гитарные).

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на “Как это сделано”!

Музыкальные инструменты своими руками

Попытки отвлечь детей от планшетов и смартфонов принимают многие родители, но в большинстве случаев они безрезультатные. Почему? Имеется две причины. Во-первых, очень многие родители ленятся заниматься детьми и приучают их к играм со смартфонами или планшетами. А сами в это время спокойно смотрят телевизор или спят на диване. Чем больше ребенок их не беспокоит, тем им лучше. А потом отучить от этого занятия практически невозможно. Во вторых, слишком поздно делаются попытки правильного планирования детских игр. Делать это надо как можно раньше, именно в этот период развития дети формируют свои привычки.

Совместное изготовление простейших музыкальных инструментов – отличное решение, ведь детям очень нравится времяпровождение с родителями.

Музыкальные инструменты своими руками

Зачем нужны такие поделки

Сложно утверждать, что музыкальные игры станут катализатором развития будущих музыкальных гениев, но хоть какие-то вкусы могут воспитываться. Многие родители в это верят.

Еще один совет. Не изготовляйте для маленьких детей сложные инструменты, они им нужны для игры и быстро надоедают. Лучше с интервалом в несколько недель делать простейшие, но новые инструменты, чем заниматься одним несколько дней или недель и потом заставлять ребенка с ним играть длительное время. Дети – не взрослые, они играют только тогда, когда им это хочется, а не когда надо по графику.

Даже простейший инструмент будет ребенку интересен, если в процессе изготовления принимали участие члены семьи

Музыкальный инструмент не обязательно надо делать почти профессиональным, детям нравится сам процесс добывания звуков, а не мелодия. Конечно, это лишь общие суждения, в каждом случае могут быть свои исключения, каждый возраст имеет свои отличия.

Варианты инструментов

Все перечислить невозможно, расскажем лишь о некоторых, на наш взгляд довольно удачных.

Таблица. Примеры самодельных инструментов.

Струнный инструмент из металлической коробки

Рояль из картона

Не существует ограничений полета фантазии родителей, если они имеют настоящее желание заниматься и играть со своими детьми. Необязательно приступать к работе с готовым планом, идеи могут приходить уже во время процесса. Всегда старайтесь учитывать пожелания детей, пусть их слово будет решающим во время принятия окончательного решения.

Гусли из картонной коробки

Инструкция по изготовлению маракаса

Для изготовления надо подготовить пустую пластиковую бутылочку из-под воды емкостью 0,5 л или 0,33 л. Инструмент будет намного громче звучать, если тара имеет квадратную форму, постарайтесь найти именно такую. Эта поделка предназначается для совсем маленьких детей, которых еще не интересует само звучание, а только его громкость. Еще понадобится рис, гречка, горох или иная твердая и относительно тяжелая крупа и короткая туба маленького диаметра. Ручка делается при помощи скотча, ножниц и воздушного шарика.

Шаг 1. Разрежьте вдоль одной поверхности тубу по всей длине и скрутите из нее новую трубочку. Она должна быть достаточно плотной, а по диаметру подходить к горлышку бутылочки. Если с первого раза не получится, то повторите несколько раз, постоянно примеряйте, убедитесь, что диаметр имеет требуемое значение.

Разрезают тубу по длине и плотно скручивают в трубку

Шаг 2. Вставьте в емкость новую трубочку и плотно обмотайте всю ее длину скотчем. Обращайте внимание, чтобы диаметр не увеличивался, в противном случае операции придется повторять.

Трубку обматывают скотчем

Практический совет. Желательно перед обматыванием скотчем раскрасить ручку. Используйте фломастеры различных цветов, чем они ярче и привлекательнее, тем лучше.

Шаг 3. От воздушного шарика ножницами отрежьте ножку длиной примерно 2–3см. Немного растяните ее и попытайтесь закрыть один торец ручки. Не торопитесь, натягивайте равномерно и без перекоса.

Один конец трубки закрывают воздушным шариком

Шаг 4. В бутылку насыпьте различных круп, заполните примерно 1/3 объема. Много не надо, ребенку будет тяжело играть, а звуки громче не станут.

Насыпают в бутылку крупу

Шаг 5. Попробуйте вставить ручку в бутылку, торец с шариком должен находиться внутри. Шарик нужен для того, чтобы зерна крупы не высыпались в полую ручку. Если деталь не входит, то еще раз переделайте ее с учетом допущенных ошибок.

Вставляют трубку — и маракас готов

Название маракас детям запомнить сложно, погремушка для них намного привычнее. Тем более что никаких иных звуков эта игрушка не производит.

Ксилофон для ребенка своими руками

Инструкция по изготовлению калимбу

Это уже более-менее серьезный инструмент. Делать его нужно для подростков, которые имеют желание не только шуметь, но и самостоятельно создавать подобие мелодий.

Калимба — очень интересный инструмент, который можно изготовить своими силами

Для изготовления инструмента понадобятся:

  • рейки толщиной 0,5 мм, шириной 40 мм и 20 мм. Длина реек примерно по 50 см каждая;
  • два обыкновенных гладких гвоздя длиной по 80 мм. Из них делаются упоры;
  • два винта с врезными гайками, если нет специальных, то можно использовать обыкновенные. Только при закручивании возникнут небольшие трудности;
  • анкер — участок без резьбы должен иметь длину не менее 70 мм;
  • рыболовный флажок для жерлицы. Это самый главный элемент инструмента. От него во многом зависит качество звучания инструмента.

Материалы, необходимые для создания инструмента

Кроме этих принадлежностей нужно подготовить струбцины, клей для столярных работ, ножовку по металлу, плоскогубцы и измерительные инструменты.

Изготовление корпуса

Шаг 1. От широкой рейки отпилите четыре заготовки длиной по 105 мм каждая. Длину соблюдайте точно, эти размеры влияют на возможность создавать резонанс звуков, что очень важно для любого музыкального инструмента.

От широкой рейки отрезают 4 одинаковых заготовки

Шаг 2. Склейте между собой по две детали, обильно намажьте боковые грани клеем ПВА и сильно стяните их струбцинами. Элементы надо оставить минимум на сутки для полного высыхания. Остатки клея убираются слегка влажной тряпочкой, не давайте им засыхать.

Склеивают между собой по 2 заготовки боковыми гранями

Шаг 3. Отрежьте от узкой рейки заготовки для каркаса. Надо две детали по 105 мм и две по 70 мм. Точно соблюдайте размеры, это очень важно. Торцы подровняйте наждачной бумагой.

Вырезают детали из узкой рейки

Шаг 4. Склейте боковой каркас и зажмите струбцинами. Сверху положите ровный тяжелый груз — он не допустит вспучивания планок во время высыхания клея.

Шаг 5. В верхних крышках высверлите отверстия под гайки на расстоянии 7 см, вставьте с одной стороны болты через деревянную прокладку, а с другой стороны врезающиеся гайки. Вкручивайте болты, они упираются о прокладку и сильно прижимают гайки. Последние острыми заусеницами входят в планки и фиксируются в таком положении. За счет этого метизы не выпадают, что позволяет регулировать инструмент во время сборки закрытого корпуса. Деревянная прокладка используется для защиты лицевой части корпуса от механических повреждений.

В крышке сверлят отверстия и вкручивают болты

Шаг 6. Склейте корпус в одно целое.

Практический совет. Сначала надо собрать детали насухо, проверить плотность прилегания. Если есть шатания, то грани и поверхности надо идеально подровнять шлифовальной бумагой. Постоянно проверяйте плотность примыкания, не переусердствуйте, не особо сильно стачивайте детали инструмента.

Шаг 7. Склейте заготовки в одну конструкцию, стяните ее струбцинами. Оставьте на сутки для высыхания.

Коробку стягивают струбцинами и оставляют до высыхания клея

Шаг 8. После приклеивания обработайте поверхности шлифовальной шкуркой. Вначале более крупной, потом мелкой. Должна получиться идеально гладкая и ровная поверхность.

Поверхность изделия нужно отшлифовать до гладкости

Шаг 9. Специальным сверлом проделайте большое отверстие в крышке. Диаметр как для мебельных петель, используйте сверло форстнера. Такое сверло может сбиваться с центра, чтобы этого не происходило, рекомендуется вначале проделать отверстия диаметром примерно один миллиметр и потом его использовать для центровки инструмента.

В крышке вырезают отверстие

Практический совет. На этом этапе изготовления можно немного инструмент украсить. Рекомендуется сделать по бокам своеобразную инкрустацию.

Для этого разметьте положение дырочек по сторонам корпуса, просверлите небольшие отверстия под диаметр проволоки. В нашем случае применяется медная проволока Ø 0,9 мм. В каждое отверстие на клей сажайте проволоку и аккуратно отрезайте конец, он должен быть выше поверхности инструмента примерно на 1 мм. Вначале внешний вид инкрустации не вызывает восторга. Возьмите большой напильник и немного спилите торцы проволоки, затем тщательно отшлифуйте поверхность мелкой наждачкой. Медь заблестит, внешний вид поверхностей станет очень привлекательным.

Один из простых способов украсить изделие

Шаг 10. Осторожно острым ножом или рубанком срежьте углы, шкуркой №80 округлите их. Спешить не надо, все грани должны быть симметричными.

Все грани аккуратно закругляют

Шаг 11. Зажмите в тисках анкер и отпилите от него кусок длиной 70 мм, это как раз часть без резьбы. Несколько раз пройдитесь по наждачной шкурке до получения на грани продольной линии, она нужна при выставлении металлических пластинок.

Срезают на анкере резьбовую часть

Шаг 12. В тисках немного выровняйте гвозди и отрежьте лишние куски. Отступив 52 мм, накерните отверстия и высверлите вначале маленькие, а потом большие дырки в анкере.

Высверливают два отверстия в анкере

Шаг 13. Закрепите трубку в шуруповерте и на малых оборотах уберите острые углы. Такие же операции надо повторить и с гвоздями.

Читайте также:  Как сшить сумку своими руками из старых джинсов (пошаговый фотоотчет)

Шлифуют заготовки с помощью шуруповерта

Цены на популярные модели шуруповертов

Шаг 14. От жерлицы отрезайте куски заданной длины от 47 мм до 57 мм, шаг размеров указан на снимке. Всего требуется восемь штук. Предварительно металл надо очистить от технического масла и ржавчины. Соберите их в стопку, выровняйте торцы и сильно зажмите скотчем. Теперь можно все отрезки одновременно обрабатывать напильником, придать концам полукруглую форму. По такому же алгоритму выровняйте и переднюю часть металлических язычков. Тремя видами шкурки с различными зернами тщательно отполируйте поверхности язычков. Для улучшения внешнего вида можно дополнительно отполировать металлические детали войлочным диском с полиролью для автомобилей. Все элементы должны иметь зеркальный блеск.

Металлические пластины подготавливают согласно схеме

Теперь осталось собрать инструмент.

Сборка калимбу

Шаг 1. На верхней поверхности корпуса монтажным ножом вырежьте две канавки глубиной примерно 0,2 мм, в них будут держаться куски гвоздей.

Вырезают параллельные канавки

Шаг 2. Добавьте в морилку несколько капель краски для принтера, она потемнеет. Приготовленным составом пропитайте корпус инструмента. После высыхания натрите его воском, отполируйте.

Корпус покрывают морилкой, затем воском, полируют

Шаг 3. Приклейте в канавках гвозди и соберите калимбу.

Процесс сборки инструмента

Настройте ее, меняя длину металлических полос. Затяните болтики и можете играть на сделанном инструменте.

Цены на различные виды морилок

Видео — Музыкальные инструменты своими руками

Изготовлять музыкальные инструменты для детей лучше совместно с ними, это не только приучает их к труду, но и увеличивает время общения с родителями. Им этого очень не хватает, особенно в наше время. Есть различные типы инструментов, для одних надо целый день, а другие изготавливаются всего за несколько часов. После инструментов можно переходить к более сложным поделкам. На страницах нашего сайта есть очень интересная статья по изготовлению шкафа-домика для детской.

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Михайлова Н.С. (г.Петрозаводск)
Карельское кантеле: традиции и современность

стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов [1] и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Хроматическое кантеле, сконструированное В.П.Гудковым и его соратниками в 1930-х гг., стало самостоятельной ветвью развития инструмента, завоевав достойное место в профессиональной карельской музыкальной культуре. В то время, когда концертный инструмент активно развивался и завоевывал сцену, диатоническое кантеле уходило из сферы традиционного бытования. Если в 1933–1934 гг. исследователями В.П.Гудковым и В.Я.Евсеевым в деревнях Пряжинского, Петровского, Олонецкого районов были зафиксированы более сорока кантелистов [2] , то к 1970-м гг. их практически не осталось. Последний из них, Евдоким Федорович Гаврилов, умер в 1975 г. [3] Исследовательский и исполнительский интерес к диатоническому кантеле вновь возник в 1980-е гг., на волне общего национального подъема в Карелии. Представителями творческой интеллигенции республики была инициирована деятельность по возрождению кантеле и внедрению его в социальную практику. Была разработана Международная программа возрождения и развития национальных музыкальных инструментов «Кантеле» (совместно с финскими коллегами), привлечены к изготовлению инструментов мастера декоративно-прикладного искусства, организовано обучение изготовлению кантеле студентов факультета технологии и предпринимательства Карельского государственного педагогического университета (ныне – Карельская государственная педагогическая академия), введены ознакомительные курсы игры на диатоническом кантеле в академических музыкальных учебных заведениях, организован регулярный смотр-конкурс исполнителей на кантеле и родственных музыкальных инструментах других народов (фестиваль «Кантеле»). Результатом этой деятельности стало появление инструментальных ансамблей исполнителей на диатоническом кантеле и других карельских музыкальных инструментах (йоухикко, пастушьи флейты), введение этих инструментов в состав различных инструментальных ансамблей, возникновение композиторских произведений для диатонического кантеле, появление молодых мастеров музыкальных инструментов. Немаловажную роль в этом процессе играли и продолжают играть отдельные личности, деятельность которых позволила активизировать целый пласт традиционной культуры. Среди них в первую очередь следует назвать этномузыковеда И.Б.Семакову и композитора С.Я.Стангрита.

За тридцатилетний период общественной деятельности по возрождению кантеле сложилась особая культурная ситуация функционирования инструмента, определились особенности конструкции новых диатонических кантеле. Попытка сравнить традиционный (аутентичный) и современный (реконструированный) инструмент позволит выявить маркеры – инвариантные элементы кантеле – и проследить степень изменения конструкции, технологии изготовления, строя и репертуара инструмента в процессе его реконструкции.

Название. В современной практике общеупотребительным стало название инструмента «кантеле» (kantele), совпадающее с собственно-карельским и финским произношением, его южно-карельский вариант – kandeleh (ливвиковский диалект кар. языка) вышел из употребления.

Материал изготовления. Основным материалом для изготовления корпуса инструмента во все времена было дерево, хотя в Российском этнографическом музее есть один инструмент с металлической верхней декой (№6943-1). Колки аутентичных образцов сделаны из дерева, имеют форму лопатки, для настройки инструмента достаточно подкрутить колок за его широкую часть. Современные колки, с целью более четкого фиксирования строя инструмента, делают из металла в форме штыря, в связи с этим возникает необходимость в ключе для настройки инструмента. Струны традиционного кантеле были волосяными, жильными или стр. 330 металлическими [4] . Современные же инструменты, за редким исключением [5] , имеют металлические струны, что позволяет расширить динамические возможности инструмента и получить устойчивый строй и долговечность струн. [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Технология изготовления. Все известные автору этнографические образцы малострунного (до 12 струн) кантеле изготовлены из единого куска дерева способом долбления (сверху, снизу или сбоку). Понси (гребнеобразный выступ на узкой части инструмента, к которому крепится струнодержатель) вырезался непосредственно на корпусе. Современные образцы кантеле изготавливаются из отдельных дощечек, способ долбления используется только при изготовлении инструментов так называемого «финского» типа (эти инструменты выдалбливают снизу и не делают нижней деки, предполагая, что таковой будет служить столешница). Во всех случаях деталь, имитирующая понси, крепится к корпусу клеем. Показательно, что, если она и не несет никакой конструктивной нагрузки (к ней не крепится струнодержатель), она все равно присутствует.

Количество струн традиционных кантеле колебалось от 5 до 12, в южных районах Карелии бытовали преимущественно 8–12-струнные инструменты [6] , немногочисленные 5-струнные образцы зафиксированы преимущественно в северных районах Карелии. В современной практике используются только пяти- и десятиструнные инструменты. К 150-летнему юбилею эпоса «Калевала» фабрикой «Карельские сувениры» был выполнен спецзаказ на изготовление 12-струнного кантеле, разработанного мастером В.Челомбитько, но инструмент не получил распространения среди исполнителей.

Размеры кантеле непостоянны. Его длина, исходя из имеющихся образцов, составляла от 55 до 75 см по нижнему основанию трапеции, ширина зависела от количества струн (10–12-струнные инструменты имели расстояние в самой широкой части около 15–20 см). Двух одинаковых кантеле найти невозможно, поскольку инструменты изготавливались самим исполнителем и только для себя. Производство инструментов на продажу логично привело к использованию современными мастерами лекал, разработанных ими исходя из собственных представлений об инструменте и/или суммированных сведений о тех этнографических образцах, на которые они опирались.

Настройку современных инструментов выполняют с помощью специального ключа, расположив кантеле в горизонтальном положении. В этнографических образцах колки расположены снизу, поэтому их удобнее настраивать, поставив инструмент вертикально и зажав между коленями понси. Так настраивал свой инструмент и Вяйнямёйнен, герой эпоса «Калевала», на формирование образа которого сильное влияние оказала живая традиция исполнительства на кантеле, хорошо знакомая Э.Леннроту [7] : «Вековечный Вяйнямёйнен сел на самый нижний камень, … взял певучий короб в руки, кантеле к себе придвинул, повернул колками кверху, тупие упер в колени» [8] .

Строй инструментов. Строй кантеле диатонический, в основе которого единый принцип поступенной настройки. Пятиструнные инструменты, по сведениям А.О.Вяйсянена, имели типичный звукоряд в объеме квинты. В южнокарельских (приладожских) многострунных кантеле две самые низкие струны иногда имели квартовую или квинтовую настройку, две самые высокие, как правило, терцовую [9] . Такая настройка характерна была и для пряжинских кантеле: «… чаще всего строй инструмента представляет собой натуральную минорную гамму, с добавлением сверху характерного интервала в полтора тона» [10] . [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Современные инструменты имеют унифицированные строи, что обусловлено ансамблевым исполнительством. Пятиструнные инструменты настраиваются от g1 или от d1, десятиструнные – от d1. Верхняя (десятая) струна часто настраивается в терцию от e2 (девятой струны), позволяя играть октавные удвоения основного тона в тональности G-dur/g-moll, в результате чего получается строй, совпадающий со строем традиционных пряжинских кантеле. В ансамблевом исполнительстве ориентируются на тональность и лады исполняемого произведения, повышая или понижая любую струну в пределах полутона.

Техника и приемы игры. Современные исполнители, так же как и аутентичные, играют, положив кантеле на колени, как параллельно полу, так и под углом. Встречавшееся в традиционной среде расположение инструмента при игре на столе сейчас практически не употребляется, что продиктовано условиями сцены и стр. 331 необходимостью использования дополнительного оборудования. Исключение составляют случаи, когда хотят создать «этнографическую картинку» [11] .

Играют на кантеле, перебирая пальцами обеих рук, причем обычно употребляется только пять пальцев: большой, указательный и средний правой руки и указательный и средний – левой. Как правило, большой палец правой руки касается самой короткой, расположенной ближе к исполнителю, струны, а указательный палец левой – следующей. Правая рука охватывает крайние регистры и середину диапазона, а левая заполняет промежутки. При такой аппликатуре пальцы обеих рук чередуются и соприкасаются, поэтому это положение рук исполнителя на кантеле А.О.Вяйсянен называет тесным и считает его наиболее типичным для традиционного музицирования [12] . На пятиструнном кантеле за каждым пальцем закрепляется отдельная струна, в многострунных инструментах каждый палец «ведет» несколько струн. Возможно исполнение как одноголосной, так и аккордовой фактуры. Наиболее характерным приемом игры пряжинских карелов, по утверждению В.П.Гудкова, была гармоническая фигурация, т.е. «переборы струн» [13] . Струны задеваются подушечками пальцев, реже – ногтями.

В современной практике, кроме описанных выше, встречается также прием бряцанья, не характерный для традиционного исполнительства. Он часто используется при ансамблевом исполнительстве, когда есть солирующий инструмент, а кантеле выполняет функцию гармонической опоры. Кроме того, этот прием значительно проще в освоении и не требует развитой исполнительской техники.

Репертуар. Изучение разного рода источников показало, что игра на кантеле в традиционной сфере бытования служила преимущественно сопровождению танцев, или же исполнялась для слушания. Репертуар кантелистов состоял из характерных прелюдий-переборов и танцевальных мелодий. Подтверждением тому служат опубликованные записи А.О.Вяйсянена, сделанные в Северном Приладожье, а также материалы В.П.Гудкова, собранные в Пряжинском, Петровском и Ведлозерском районах Карелии, которые, по его словам, на 90% составляли танцевальные, очень живые, веселые и бодрые мотивы. Такой репертуар мог сложиться только в результате долгой практики игры под танцы на деревенских вечеринках. По рассказам исполнителей, до проникновения в карельскую деревню балалайки и гармоники, под игру на кантеле очень часто танцевали традиционную «кадрель», «ристукондру» и «круугу» [14] . [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Читайте также:  Переделка. Делаем фальш-камин из серванта своими руками

Репертуар современных исполнителей на кантеле значительно шире; он включает как обработки традиционных наигрышей, так и современные авторские сочинения для диатонического кантеле. Ансамблевое музицирование стало доминирующей формой исполнительства, сольную игру на диатоническом инструменте можно услышать крайне редко, так же как использование инструмента для аккомпанемента пению и танцам.

В результате проведенного сравнения очевиден вывод о значительном отклонении современного возрожденного инструмента от своего первоисточника. Инвариантными выступили название, внешний облик и строй кантеле, все остальные характеристики инструмента претерпели существенные изменения. Многие из них обусловлены активным развитием ансамблевого исполнительства на инструменте. Кроме того, инструментальная природа кантеле при его освоении не требует знания карельского языка, что позволило на волне национального подъема использовать его как один из возможных способов приобщения к карельской культуре. Изменения, произошедшие в конструкции и сфере бытования кантеле, обусловленные требованиями времени, дали ему возможность найти свое место в современной музыкальной среде, в которой он приобрел статус национального инструмента, символа карельской музыкальной культуры, способного выполнять функцию этнического маркера.

  • [1] Автор работал с коллекциями музыкальных инструментов Российского этнографического музея, Государственного историко-архитектурного и этнографического музея «Кижи», Карельского государственного краеведческого музея и Олонецкого краеведческого музея карелов-ливвиков.
  • [2] Архив Карельского научного центра РАН, ф.1, оп.3, д.208, л.6 (Список народных кантелистов, взятых на учет Карельским научно-исследовательским институтом).
  • [3] Полевые материалы автора. Карелия, Пряжинский район, 2008 г.
  • [4] Инструменты с жильными и металлическими струнами сохранились в музейных коллекциях, о волосяных см.: Гудков В.П. Карельское кантеле // Народное творчество. 1937. №8. С.41.
  • [5] Кантеле с жильными струнами используют в Фольклорно-этнографическом театре музея «Кижи» во время демонстрации программы «Традиционные музыкальные инструменты Карелии».
  • [6] См.: Архив КарНЦ РАН, ф.1, оп.3. д.167, л.23 (Об организации профессионального показательного кантеле-оркестра в качестве орудия массовой музыкальной работы в Карельской АССР. Докладная записка).
  • [7] Подробнее см.: Михайлова Н.С. Традиционное кантеле: мифы «Калевалы» и реальность // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры. Материалы научно-практической конференции. Петрозаводск, 2010. С.524–531.
  • [8] Леннрот Э. Калевала: Эпическая поэма на основе древних карельских и финских народных песен / Пер. Э.Киуру и А.Мишин. Петрозаводск, 2001. С.497.
  • [9] Kantele- ja jouhikko- sävelmiä / Toimittanut A.O. Väsänen. Juväskylä, 2002. S. XXXV, XXXVII.
  • [10] Гудков В.П. Музыка Калевалы // Начало: [сборник]. Петрозаводск, 1935. Кн.4. С.40.
  • [11] Подобные сюжетные картинки используются в исполнительской практике Фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи» и в государственных программах студентов кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской консерватории.
  • [12] Kantele- ja jouhikko- sävelmiä. S.IX–XI.
  • [13] Гудков В.П. Карельское кантеле // Народное творчество. 1937. №8. С.42.
  • [14] Там же.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Колье из бисера своими руками со схемами, фото и видео

  • Как правильно сделать колье из бисера своими руками
  • Как сделать короткое ажурное колье из бисера
  • Как сделать колье из бисера и бусин
  • Как сделать колье из бисера с плетением макраме
  • Как сделать из бисера ожерелье
  • Как сделать из бисера колье «Готика»
  • Как сделать колье из бисера в этническом стиле
  • Как сделать колье из бисера, бусин и декоративных элементов
  • Как сделать колье из бисера с вышивкой
  • Видео с уроками мастер-класса по плетению колье из бисера

В последние годы, благодаря стараниям талантливых мастеров, невероятную популярность приобрели —украшения из бисера—. Объединяя различные техники и выполняя сложные схемы плетения бисером, они создают такие красивые колье и ожерелья, которые смело могут конкурировать со многими ювелирными украшениями. Предлагаем и вам узнать, как плести из бисера колье своими руками, воспользовавшись нашими видеоуроками и фото с инструкциями и схемами.

Как правильно сделать колье из бисера своими руками

Как сделать короткое ажурное колье из бисера

На фото показана одна схема плетения колье из бисера и три различных варианта, которые моно получить, меняя расцветку. Это самый простой вариант колье, с которым справится даже новичок в бисероплетении.

Как сделать колье из бисера и бусин

Вариант 1

Это очень нарядное колье с плоским плетением из бисера и бусин трех размеров будет шикарно смотреться с вечерним платьем. На фото показан вариант колье в лиловом цвете, а вы можете сами подобрать оттенки бисера и бусин под свой наряд.

Вариант 2

Воспользовавшись простой схемой плетения на фото, вы сможете сделать очень нарядное колье из бисера и бусин в виде ажурного жгута. Таким же образом вы можете сделать браслет на руку.

Как сделать колье из бисера с плетением макраме

  1. Сделайте 12 одинаковых нитей из бисера и закрепите их кончики так, чтобы удобно было работать (пример показан на фото).
  2. Разделите нити на четыре части и заплетите их плоским узлом, как на фото.
  3. Концы плетения закрепите застежкой на закрутке.

Как сделать из бисера ожерелье

На этой схеме показаны основные шаги плетения ожерелья, которые довольно просты в работе, но смотрятся невероятно нарядно и эффектно, особенно, если использовать два контрастных цвета бисера. Цветок-подвеску вы можете вышить на сложенном втрое клеевом флизелине и прикрепить к середине ожерелья.

Как сделать из бисера колье «Готика»

На фото показана схема плетения экстравагантного колье в готическом стиле с оригинальным рисунком. Обратите внимание, что также эффектно смотрится это колье и в белом цвете.

Как сделать колье из бисера в этническом стиле

Это колье придется по душе тем, кто любит богатые и массивные украшения с этническими мотивами. С таким колье дополнительные украшения и аксессуары вам точно не понадобятся. Цветовую гамму выбирайте, исходя из своих предпочтений и того наряда, с которым вы его будете носить.

Как сделать колье из бисера, бусин и декоративных элементов

Такое или подобное колье можно сделать с помощью разноцветных нитей из бисера, бусин и металлических декоративных элементов. Вы можете воспользоваться идеей на фото, а можете самостоятельно сделать дизайн украшения, исходя из того, какие дополнительные элементы вы сможете приобрести в магазине для рукоделия.

Как сделать колье из бисера с вышивкой

  1. Нарисуйте на бумаге эскиз будущего колье или воспользуйтесь уже готовыми в интернете.
  2. Сложите клеевой флизелин в четыре слоя и прогладьте его утюгом. Это будет основой вышивки.
  3. Перенесите с эскиза на флизелин рисунок колье с помощью копировальной бумаги.
  4. Сначала пришейте все крупные детали, а затем наращивайте вокруг них рисунок, вышивая бисером согласно эскизу.
  5. Когда вышивка будет закончена, вырежьте аккуратно ножницами по контуру колье и пришейте бархатные ленты для крепления, как на фото.

Видео с уроками мастер-класса по плетению колье из бисера

  • Видео с уроком плетения воздушного колье из бисера.

  • Видео с мастер-классом по плетению свадебного колье из бисера.

  • Видеоролик с уроком плетения осеннего колье из бисера.

  • Видео со схемой плетения ажурного колье из бисера и подробными пошаговыми инструкциями.

  • Мастер-класс с пошаговой фотоинструкцией по плетению колье «Морская пена» из бисера.

  • Видеоурок по плетению из бисера колье «Азиль» в технике сарагуро.

  • Видеоролик с демонстрацией варианта колье с розой из бисера.

  • В этом видео вы получите подробные инструкции по плетению невероятно красивого жгута из бисера для создания колье.

  • Видеоурок с подробным объяснением схемы плетения орхидей из бисера, которые могут стать фрагментом колье или ожерелья.

  • Видео с мастер-классом, в котором вы узнаете, как вышивать бисером на примере изготовления колье.

  • Видео с подробным описанием схемы плетения колье из бисера и бусин своими руками.

Поэтапное плетение браслета из бисера: мастер-классы с фото

Плетение из бисера — многогранный, чарующий процесс. Изобилие оттенков, размеров и форм основного материала, его комбинация с другими элементами дают возможность создавать простые, лаконичные браслеты или многогранные украшения. Все зависит от вашего воображения. Наша задача — рассказать вам о том, как сделать браслет из бисера своими руками, и предложить несколько оригинальных мастер-классов по бисероплетению.

Многоярусный браслет-пружинка из проволоки

Многослойный браслет, созданный на основе мемори-проволоки, прекрасно подойдет мастерам, которые не хотят возиться с застежкой. Прелесть этой проволоки — в прочности и способности держать форму.

Такая основа позволяет создать двойной браслет из нескольких витков: по форме украшение будет напоминать пружинку. Браслет не разогнуть без усилия, поэтому дополнительная фурнитура и замки ему не требуются — мемори прекрасно держится на руке.

Кстати, надевать и носить его тоже удобно, потому что процесс застегивания бывает затруднительным, а в случае с проволокой дополнительная фиксация на запястье не требуется.

Выбор материалов зависит только от вашей фантазии. Например, очень гармонично бисер смотрится вместе с бусинами разного размера: их симметричное положение в браслете обеспечивает украшению стильный вид.

Не менее интересно выглядит сочетание классического крупного бисера и стекляруса. В работу можно пустить все, что окажется под рукой: сколы камней, подвески-шармы, обниматели для бусин и прочие дополнительные элементы.

Во время подбора материалов обязательно учитывайте общий вес браслета. Металлическая проволока легко выдержит любой, но чрезмерная масса приведет к постоянному соскальзыванию украшения. Именно поэтому для работы с мемори предпочтителен бисер и акриловые бусины.

Мастер-класс

Самый простой браслет на мемори-проволоке можно сделать даже из остатков бисера: их нужно совсем немного, буквально 5 грамм. Особое мастерство тоже не требуется: с созданием этого украшения легко справится даже новичок.

Пошагово показываем как это сделать:

Шаг 1: при помощи кусачек отрежьте 3-4 оборота проволоки — этой длины будет вполне достаточно. Зажмите один конец проволоки в круглогубцах и аккуратно сверните петельку: она не позволит бусинкам соскочить.

Шаг 2: Остается только нанизать бусины в выбранном порядке, оставив свободную часть длиной 1,5 см;

Последовательность может быть любой. Интересно выглядит чередование обычного бисера с крупными бусинами, расположенными примерно в 7 см друг от друга.

Шаг 3: делаем такую же петлю при помощи круглогубцев, как и в начале — она зафиксирует нанизанный бисер и не даст ему рассыпаться.

Придумывайте свои вариации такого украшения, экспериментируйте с количеством витком проволоки и набором бусин, и оно у вас получится авторским и уникальным.

Из булавок и бисера на резинке

Бисер прекрасно подходит для создания нестандартных украшений. В приведенном здесь мастер-классе показано, как собрать браслет из булавок, используя два цвета бисера.

Приготовьте материалы и инструменты:

  • два контрастных цвета бисера (у нас это зеленый и салатовый);
  • большое количество булавок;
  • прочная браслетная резинка;
  • ножницы, плоскогубцы.

Выбор булавок оставляем на ваше усмотрение: их должно быть достаточно много, чтобы браслет получился достаточно плотным. Обязательно обратите внимание на толщину острия. Отверстия в бисере довольно узкие, поэтому для работы с ним используют специальные иглы, и толстые булавки для браслета не подойдут.

Советуем не использовать в работе китайский бисер: он линяет, выцветает и бисерины придется калибровать, чтобы найти одинаковые. Оптимальный вариант — чешский бисер: он достаточно ровный и устойчивый к внешним воздействиям.

Подробное описание процесса:

Читайте также:  Мужской подарок из канистры своими руками

1. Нанизываем на булавку первый оттенок выбранного бисера. Фиксируем его застежкой.

2. Далее понадобятся плоскогубцы: булавочную головку нужно сжать, чтобы заблокировать иглу. Зафиксированное таким образом острие уже не сможет поранить во время ношения браслета: булавка просто не откроется.

3. Поэтапно нанизываем бисер на все остальные булавки, не забывая про второй оттенок.

4. Размещаем заготовки, чередуя цвет как на нашем примере (зеленые головкой вверх, желтые — вниз).

5. Отмеряем два кусочка браслетной резинки: если она недостаточно прочная, то можно сложить ее в два слоя. Продеваем отрезки в отверстия на обоих концах булавки.

6. Плотно завязываем. Украшение готово.

Простота изготовления и возможность использования любой цветовой гаммы делает такой браслет универсальным.

Подборка лучших схем бисероплетения ожерелья и колье

Бисероплетение колье и ожерелья – создание шейных украшений в домашних условиях. Даже непрофессионал может построить карьеру в сфере изготовления аксессуаров. Схемы изготовления изделий помогут обучиться новичкам. Если придерживаться порядка действий, можно выполнить даже сложные композиции.

Советы перед началом работы

Чтобы создать аксессуар, нужно подготовить необходимые материалы, инструменты. Основное сырье для плетения – бисер.

  • По цвету. Если колье, ожерелье изготавливают в разных тонах, то учитывают их сочетаемость. Так, белый оттенок совместим с любой гаммой, оранжевый плохо смотрится с голубым и т.д.
  • По материалу. Бисер производят из стекла, кости, пластмассы, дерева, фарфора, металла. Обычно применяют первый вариант. Этот стеклярус с продолжительным эксплуатационным периодом, красивый, доступный.
  • По форме. По конфигурации выделяют граненый, граненый бисер, в виде трубочки и т.д. Элементы выбирают, в зависимости от плана плетения.
  • По размеру. Габариты стекляруса – 6-15 мм. Чем больше номер, тем легче с ним работать. Новичкам лучше применять большие элементы, но с учетом схемы плетения.
  • Китайский. Это доступный материал, но часто встречается брак.
  • Чешский. Качественный материал с широким ассортиментом.
  • Японский. Встречается бисер различный по цене, качеству. Редко встречается брак.

Основа, удерживающая бисер – леска, проволока, мононить, нитки. Если она выбрана неправильно, то аксессуар не получится или быстро потеряет товарный вид.

  • Леска. Разновидности основы:
  • рыболовная;
  • для бисероплетения.
    Лучше применять второй тип. Он адаптирован для работы со стеклярусом. Можно подобрать размер для элементов разных габаритов.
    Типы материала:
  • прозрачный;
  • черный;
  • цветной.

Его выбирают, в зависимости от того, какое колье, ожерелье создают, но обычно применяют первый вариант. Он незаметен в готовом изделии, не нужно подбирать оттенок под украшение. Для плетения используют материал, размером 0,2-0,3 мм. Чем тоньше изделие, тем большее количество раз его можно продеть через стеклярус.

  • Мононить применяют для пошива одежды, но можно использовать и для создания колье, ожерелий. Размеры материала – 0,15-0,2 мм. Совсем тонкую основу не используют, поскольку она может порваться. Обычно применяют мононить, габаритами 0,2 мм.
  • Проволока. Выделяют материалы такого размера:
  • 0,2 мм;
  • 0,3 мм;
  • 0,4 мм;
  • 0,6 мм.

Для бижутерии применяют первый вариант.

Преимущества проволоки – прочность, продолжительный эксплуатационный период. Недостаток – большая цена.

  • Нить. Для создания украшений используют синтетический материал. Это прочная, гибкая основа, которую применяют для изготовления ожерелий, независимо от сложности плетения.

Если плетение выполняют по кругу, то концы основы связывают двойным узлом так, чтобы один из них оказался больше другого. Длинную нитку продевают сквозь соседний стеклярус, повторно завязывают двойным узлом.

Для остальных способов плетения применяют стопорный стеклярус для крепления концов. Для этого через элемент дважды пропускают основу. В конце работы этот материал снимают, конец завязывают 2 раза, пропускают через 3 соседние бусины, завязывают повторно.

Как можно плести из бисера украшения на шею

Бижутерию выполняют разными способами. Новичкам нужно выбирать простые планы. Один из вариантов – шикарное колье Юбилейное от Светланы Волох.

  • жемчуг или бусины под него;
  • хрустальные бусины;
  • прозрачный бисер №13, бирюзовый №10;
  • нить;
  • игла;
  • замок.

1. Плетут цепочку зигзаг, как на схеме. Таким способом изготавливают изделие нужной длины.

2. На концах фиксируют замок.

3. Оплетают прозрачным стеклярусом верхний, нижний ряд. Обвивают только бусины, игнорируя бирюзовые. Повторять действие до конца украшения.

4. Крепят бирюзовый материал. Иглу проводят через бирюзовый бисер, бусины.

5. На обратной стороне крепят прозрачный стеклярус между основными бусинами.

Этим способом делают и браслет в комплект к колье. Получается ансамбль, который можно надеть на любое торжество.

Жгут из бисера – стильная бижутерия. Используют девушки, женщины любого возраста. Чтобы его сделать, придерживаются алгоритма:

  1. На основу надевают нечетное число стекляруса. Обычно используют 7 штук. Замыкают в круг. Конец продевают в первый элемент.
  2. Делают 2 ряд. На нитку надевают элемент, конец продевают через 1, 3, 5, 7 стеклярус.
  3. Выполняют 3 ярус. Надевают элемент, основу продевают через каждый стеклярус 2 ряда.
  4. Делают плетение до нужной длины.
  5. Прикрепляют застежку.

Новички могут сделать простое, но оригинальное ожерелье.

  • бусины 6, 8 мм;
  • бисер №10;
  • основа;
  • иглы;
  • цепочка;
  • соединительные кольца – 2 шт.;
  • карабин.
  1. Кольца разъединяют. Крепят карабин, закрывают. По такой системе делают цепочку.
  2. Отрезают основу 3 м. С двух концов надевают иголки.
  3. На каждую сторону нанизывают по 4 бисерины, продвигают их на леску, нитку. Надевают еще 1 элемент, делают кольцо. Фиксируют карабин.
  4. Набирают по 1 бисерины на каждую иголку. Фиксируют еще один элемент, замывают в круг.
  5. С обеих сторон нанизывают элементы в последовательности – бусина, бисерина, бусина. Надевают дополнительный стеклярус, делают кольцо.
  6. Повторяют действие 3-5 п.
  7. Надевают с двух сторон по 4 мелких элемента.
  8. В центре фиксируют соединительное кольцо с цепочкой. Замыкают в круг.
  9. Делают узел. Один конец основы обрезают. Другой продевают между мелким стеклярусом между бусинами. Нанизывают элементы в последовательности – мелкий, большой. Леску просовывают через ближайший элемент ожерелья и т.д. до конца плетения.

Чтобы сделать простые бусы, на основу надевают крупные, мелки элементы, чередуя их между собой. На концах крепят замочек.

  • бисер двух оттенков;
  • леска;
  • плоскогубцы;
  • подвеска и колечко для нее;
  • замок.
  1. На леску нанизывают 4 элемента. Делают из них крестик.
  2. По кругу между бисером добавляют по 1 шт. материала, чтобы получился ромб.
  3. Рядом делают такую же фигуру.
  4. Продолжают плетение до изделия нужной длины.
  5. Делают второй, 3 ряд и т.д. – при необходимости. Между ярусами выполняют несколько ромбиков из бисера другого оттенка. Это делают для фиксации чокера.

Из бисера можно сделать следующие подвески.

Колье из бисера своими руками: необходимые материалы, фото простых схем. Схемы плетения колье из бисера и бусин: пошаговый мастер-класс с описанием

Как поется в одной известной песне: «лучшие друзья девушек – это бриллианты». С этим сложно не согласиться. Как ни как все дамы обожают блестящие украшения. Они действительно подчеркивают женственность любой девушки, ее фигуру и лицо.

Однако это совсем не значит, что такие украшения нужно обязательно покупать в магазине за бешеную сумму денег. Нет. Можно без проблем за короткий промежуток времени сделать легкое колье из бисера своими руками. Об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

  • Исторические сводки
  • Ажурное колье
  • Воздушное колье
  • Колье для свадьбы
  • Заключение
  • Фото колье из бисера своими руками

Исторические сводки

Прежде всего, вам необходимо отыскать в Интернете фото колье из бисера, сделанного своими руками, чтобы конкретно понимать и быть в центре событий.

Перед тем, как делать колье нужно добавить хотя бы немного конкретики по поводу истории. Итак, само слово «колье» переводится как «ошейник». Оно зародилось во Франции и Англии.

Такое украшение – неотъемлемая часть вечернего образа. Оно замечательно сможет подчеркнуть изящность, красоту и невероятное чувство стиля.

Если вы думаете, что для того, чтобы сделать колье собственноручно нужны какие-то невероятные навыки, то вы сильно ошибаетесь.

Здесь нет ничего сложного и даже новичок в рукоделии сможет справиться с этим делом. Нужно всего лишь следовать определенным этапам работы и затратить небольшое количество времени.

Главные помощники в рукоделии – специальные схемы, в которых подробно описаны этапы проведения работ.

Ажурное колье

Вы истинные ценители классики и женственности? Тогда предлагаем небольшой мастер-класс по созданию колье из бисера.

Для того, чтобы сформировать украшение вам понадобиться леска, мелкий бисер, большие бусины. Ажурное плетение – долгая, утомительная, монотонная работа, однако, хотим обрадовать, в нем нет ничего сложного.

Нужно сказать, что чем больше оригинальных и разнообразных бусин вы нанизаете, тем уникальнее получится украшение.

На леску нанизайте более 10 бисеринок разного цвета. Их сдвигаем в конец отрезка, совмещая два кончика в следующей комбинации: несколько больших бусин, одна жемчужина и снова парочка бусинок побольше. Застежка устанавливается на короткий отрезок.

Длинный конец лески нужно протянуть через пять бусин первого ряда, надеть биоконус, пять более больших бусин, одну жемчужину и еще один биоконус. После этого нужно все отправить обратно, захватив незанятые бусинки.

Подобным образом нужно сплести еще 4 элемента с биоконусами. Лучше постоянно пользоваться схемой. После того, как уже все сплетено, нужно скрепить застежкой концы лески. Изящное украшение готово!

Воздушное колье

Очень интересно смотрится воздушное колье из бисера своими руками. Его также несложно сделать. Оно, несомненно, добавит роскоши любому образу.

Данное украшение отлично подойдет для любых мероприятий, для повседневной жизни или романтических свиданий.

Схема плетения воздушного колье особо ничем не отличается от плетения ажурного колье. Поэтому уточнить ее вы без труда сможете в Интернете. Есть даже большое количество видео, где подробно показывается и рассказывается, что, как и зачем нужно делать.

Также фантазируйте, пробуйте новое и экспериментируйте! Вполне возможно, что у вас получится такое уникальное воздушное колье, которого еще свет не видывал и он поразит модных знатоков.

Колье для свадьбы

Свадьба – событие невероятной важности для невесты. Этот день навсегда останется в ее памяти, как один из самых счастливых моментов жизни. И, естественно, каждая девушка хочет быть самой красивой невестой. Красивое платье, невообразимая прическа и макияж, туфли на высоком каблуке.

Кажется, что-то забыли? Ах да, украшения. Но, хотим сказать, что не обязательно покупать их за невероятную цену всего для одного дня, хоть и такого важного.

Предлагаем вам сделать свадебное колье из бисера своими руками. Это очень оригинально, не дорого и красиво. Предлагаем схему работ, благодаря которым можно сделать отличное колье:

Сделайте сетку, используя схему плетения, которую можно без труда отыскать в Интернет. Она будет служить каркасом для будущего колье.

Для красоты нужно сделать подвески к сетке. Они так же плетутся по схеме. Самые длинные нужно поместить в центр, а самые короткие – поблизости шеи.

Делаем двухслойные цветы. Основа – мозаичная техника плетения, которая делается с использованием мононити. У цветка должно быть 6 лепестков, а соцветие нужно стянуть.

По такому же принципу формируется и нижний слой. Они скрепляются с помощью лески и иголки. В серединку цветка можно приклеить жемчужину.

Ссылка на основную публикацию