Шьем простой ламбрекен своими руками (фото, пошаговый мастер-класс)

Как пошить ламбрекены своими руками: простые мастер-классы

Оформление окон — это одно из основных направлений в стилевом решении интерьера. Для того чтобы оконный проем был оформлен в красивую раму из штор, нужно знать некоторые тонкости шитья. Романтично выглядят портьеры с ламбрекенами, которые можно выполнить своими руками по выкройкам для начинающих любителей шитья. Предлагаем интересные и познавательные мастер-классы.

  1. Что такое ламбрекен?
  2. Виды
  3. Простой
  4. Мягкий
  5. Жесткий
  6. Фигурный
  7. Комбинированный
  8. Из чего шить
  9. Определение размеров изделия
  10. Изготовление выкройки
  11. Пошаговые мастер-классы
  12. Простой ламбрекен
  13. Мягкий
  14. Жесткий
  15. Детский
  16. Со складками
  17. С рюшами
  18. Из полосок ткани
  19. Секреты удачной драпировки
  20. Видео

Что такое ламбрекен?

Красивое слово «ламбрекен» пришло к нам из Франции. Так называют красиво задрапированный отрез полотна, который крепится в оконном проеме в верхней его части и является украшением целостной гардинной композиции.

Различают несколько видов ламбрекенов.

Простой

Это отрез ткани, который закладывается в сборку на шторной ленте. Он имеет простой или фигурный нижний край. Первый вариант на шторной ленте — простой, второй — сваг (свисающая сборка ткани). Для того чтобы сшить первый вариант, нужно подогнуть и прошить низ и боковые швы, а к верхнему краю прикрепить текстильную ленту. Низ изделия можно оформить аркой. Оно стягивается лентой и крепится к карнизу. Вариант сваг драпируется определенным образом, для этого нужно создать правильную линию складок, чтобы ткань была ровной.

Мягкий

Для этого вида используют легкие струящиеся ткани. Они красиво драпируются и выглядят нежными и воздушными. Мягкие ламбрекены можно сочетать в различных вариантах, таких как жабо, колокольчики, перекиды или сваги. В отделке используют рюши, ленты или бахрому.

Жесткий

Для этого варианта нужно выбрать очень плотное полотно. Его натягивают на каркас, выполненный из дерева, или приклеивают к нетканой основе. Так называемый ламбрекен-бандо не имеет каких-либо изгибов и складок, он прекрасно держит форму, которая также может быть разных видов — округлая, прямая, фигурная. Для отделки можно использовать золотое шитье, кисти, шнуры или цветы.

Фигурный

Это красивый декоративный элемент, напоминающий кружево. Ажурный узор может быть выполнен по трафарету и выжжен при помощи лазерного оборудования.

Комбинированный

Соединение жестких и мягких типов ламбрекена позволяет создать оригинальные модели. Как правило, в них используется 3 и более элементов драпировки. Главное условие — не перегрузить оформление излишними деталями.

Из чего шить

Тенденции моды распространяются как на ламбрекены, так и другие текстильные изделия. Так, в новом сезоне предпочтительно остановить свой выбор на материалах пастельных оттенков благородной фактуры и простого кроя. Сдержанный и лаконичный декор будет выигрышно подчеркивать элегантность ниспадающих штор.

Для тяжелых плотных портьер подойдут:

  • жаккард;
  • лен;
  • хлопок;
  • атлас;
  • плюш;
  • бархат.

Они придадут элегантности и респектабельности оформлению оконного проема.

Для легких и струящихся шторок предпочтительны:

  • шелк;
  • тафта;
  • полиэстер;
  • органза.

Они создадут ощущение воздушности, и придадут изящества интерьеру комнаты.

Подбирать материал для портьер и ламбрекенов надо, исходя из стилистики жилого помещения. Для гостиной можно выбрать благородный бархат или блестящий жаккард, для спальни прекрасным решением будет лен и атлас, для кухни идеален лен, хлопок и полиэстер. Эти материалы практичны и красивы, особенно при выборе стиля прованс.

Определение размеров изделия

Чтобы ламбрекен выглядел аккуратно, он должен соответствовать размерам оконного проема.

При этом нужно учесть следующие детали:

  1. Ширина ламбрекена должна быть длиннее штанги на 20-25 см с каждой стороны. В этом случае изделие будет иметь законченный вид и создаст дополнительную защиту от солнечного света.
  2. Если нужно изготовить складчатый ламбрекен, то его ширина должна быть равна длине карниза, увеличенного на коэффициент от 1,3 до 2.
  3. Высота изделия зависит от выбора модели и собственного предпочтения. По классическим меркам ламбрекен должно закрывать 1/3 окна и простенок над ним. Но если потолки высокие, то, естественно, простенок закрывать не обязательно.

Точный расчет выкройки избавит от различных переделок.

Изготовление выкройки

Сначала можно подготовить выкройку в небольшом масштабе, а потом уже перенести ее на ткань в нужных пропорциях.

Выкройка ламбрекена с размерами:

  1. Для односекционного изделия берем длину равную длине карниза.
  2. Если изделие состоит из двух частей, то одна перекрывает другую на одну треть.
  3. При выборе трехсекционного изделия нужно выполнить следующий расчет: длина штанги делится на 7 и умножается на 3. Каждая секция должна быть равна длине полученного показателя. Например, длина карниза 180 см: 180:7×3=77. Каждый отрез должен быть равен 77 см. Каждый элемент должен перекрывать другой на 1/3.

При большем количестве элементов складки начнут заламываться, и вид драпировки будет не столь аккуратным.

Если в выбранной модели сваги не перекрываются друг другом, то пространство между ними украшается небольшими декоративными элементами — кокилье (украшение из полосы ткани, выкроенной по спирали), галстуками, колокольчиками. Таким способом можно скрыть шнуры, образовавшиеся при стягивании деталей в складки.

Лекала изделия нужно чертить на стене или большом столе.

Пошаговые мастер-классы

Рассмотрим в подробностях, как делаются ламбрекены своими руками с выкройками для начинающих.

Простой ламбрекен

С такой моделью справится даже новичок.

Для этого достаточно выполнить несколько действий:

  1. Измерить длину проема окна (например, 220 см) и рассчитать длину и ширину отреза.
  2. Выкроить полосу ткани нужного размера длиной от 30 до 60 см, а шириной 3 м. К ширине готового полотна прибавляют 3 см для обработки края.
  3. Обработать полотнища по краям и низу изделия с помощью лапки для подгибки или сделать это вручную.
  4. Пришить ткань к шторной ленте: подгибаем верх полотна на ширину, равную ширине ленты плюс 1 см, и заутюживаем подгиб утюгом. Пришиваем ленту с одной стороны от центральной полосы стяжки, предварительно подогнув ее на 1 см по краям ламбрекена. Затем пришиваем ленту с другой стороны стяжки.

На последнем этапе стягиваем полотно шнуром и украшаем домашний интерьер обновкой.

Мягкий

Выбираем воздушную ткань: шелк, органзу или вуаль. Модель состоит из следующих элементов: провисающей петли (сваг) и боковых элементов (галстук).

  1. Делаем чертеж. Длину изделия делим на 3 части: галстук (¼ ширины кроя) + сваг (½ ширины кроя) + галстук (¼ ширины кроя). Высота ламбрекена сбоку в 2 раза длиннее центральной части. Оформить плавно нижнюю линию полотна.
  2. Раскраиваем ткань и формируем складки.
  3. Низ обрабатываем косой бейкой, а сверху пристрачиваем шторную ленту. Не забываем оставлять по 3 см по краям ткани на обработку.

Жесткий

Сшить жесткий ламбрекен своими руками можно без выкройки, д ля этого достаточно точно измерить оконное пространство. При выборе ткани руководствуйтесь плотностью текстуры. Хорошо будут выглядеть жаккард или сатин.

  1. Раскройка ткани должна происходить по правилам: важно соблюдать направление долевой нити и рисунка материала.
  2. При создании выкройки не забудьте сделать припуски на швы.
  3. Создайте жесткость ткани можно при помощи дублерина, его фиксируют утюгом.
  4. Все части полотна пришивают на портьерную ленту.
  5. Нижний срез ткани обрабатывается косой бейкой или отделочной тесьмой.

Качественно выполненная работа украсит ваш дом.

Детский

Для детской комнаты можно сшить нарядный ламбрекен. Для девочки — пышную оборку, если будет использоваться жесткая основа, то подойдет декор в виде фестонов, рюш, бантиков, кокелье.

Для мальчиков подойдет строгий простой ламбрекен с небольшой оборкой.

Материалы для работы:

  • органза белая — длина 4 м, ширина — 0,80;
  • органза светло-зеленая — длина 4 м, ширина — 0,80 м;
  • косая бейка белого и зеленого цветов;
  • шторная тесьма.

Можно подготовить различные декоративные элементы для украшения.

  1. Нужно подготовить выкройки из бумаги. Начинаем раскраивать полотно из белой ткани под углом 45 градусов по типу арки, это позволит создать красивые фалды. Самая длинная часть получится посередине отреза — 0,8 м. Крой зеленой ткани можно делать по долевой, длина изделия на концах по 0,8 м, посередине — 0,4 м.
  2. Обработать срезы косой бейкой (кроме верхнего).
  3. Совместить верхние края белой и зеленой органзы лицевой стороной вверх, прострочить.
  4. Загнуть верхний срез на 4 см, наложить шторную ленту и прострочить все 3 слоя ткани.
  5. Стянуть шнур до необходимой ширины.

Можно украсить ламбрекен цветами, аппликацией или вышивкой.

Со складками

Для того чтобы выполнить такую модель, нужно взять ткани в 3 раза больше, чем длина карниза. Например, если его длина 2,20 м, то ткани надо 6,60 м

  1. Подготовить шаблон.
  2. Выкроить зеленый шифон на 10-20 см короче, чем розовый.
  3. Стачать два куска ткани по верхнему срезу.
  4. Заложить складки по 8-10 см, центральная складка получится бантовая.
  5. Обработать срезы косой бейкой.
  6. Сделать подгиб 5 см на изнаночную сторону и прошить по краю.
  7. Прикрепить шторы и ламбрекен на гардину.

При желании можно создать более сложную модель, как на фотографии.

С рюшами

Ламбрекен с рюшами может украсить любую комнату. Сшить его можно из двух полотен: одно основное, а второе — декоративный галстук. Нужно взять за основу ширину полотна равную длине карниза.

Что нужно для работы:

  1. Ткань желтого и белого цвета. Желтая ткань — длина 4 м и ширина 0,45 м. Белая ткань: длина — 2 м, ширина — 1 м.
  2. Люверсы — 11 штук.
  3. Косая бейка – 2 м.

Крепление к карнизу можно выполнить в другом варианте, не люверсами, а на ленту.

  1. Построить выкройку для желтой ткани — прямоугольник 4 х 0,45 м, для белой — многоугольник 2 х 1 х 0,45 м. По выкройке вырезаются детали на ткани.
  2. Обработать детали кроя по срезам косой бейкой. Верхний срез не обрабатывать.
  3. Ткани желтого и белого цвета складываем лицевой стороной вверх, полотнище белой ткани должно оказаться в боковой части желтой. Детали стачать по верхнему краю и обработать строчкой зигзаг.
  4. Верхний срез отгибается на 5 см на левую сторону и прострачивается.
  5. Проводится ВТО — влажная тепловая обработка утюгом.
  6. Сделать разметку люверсов, шаг 40 см
  7. Внутренняя окружность люверса обводится карандашом. Ножницами делаются отверстия для защелкивания люверсов.
  8. Из косой бейки делается 11 завязок для поддержания ламбрекена.
  9. Отрезки бейки продеть в люверсы и завязать на карнизе.

По окончании расправьте складки так, чтобы между ними было одинаковое расстояние.

Из полосок ткани

Можно создать интересную модель из полосок материи одинаковой длины и разной ширины. Длина готового изделия будет 2 м.

Что нужно для пошива:

  1. 18 полос ткани, ширина полосы равна длине карниза (возьмем, как пример, 2 м).
  2. Длина умножается на коэффициент от 1,5 до 2. Полученную длину делим на 18 — это и будет ширина одной полосы (22,2 см). В нашей работе длина полос будет разная. Первые полосы по 1 м, а дальше идет уменьшение каждой последующей на 10 см.
  3. Белая ткань длиной 8,4 м, шириной 22,2 см.
  4. Бежевая ткань длиной 6,4 м, шириной 22,2 см
  5. Шторная лента.

Варианты длины и цвета полос может быть любыми, это зависит от желания и фантазии.

  1. Обработать края материала швом в подгибку или косой бейкой. При раскрое не забываем прибавить 1,5-2 см на подгибку изделия.
  2. Полосы разложить согласно схеме, сверху положить шторную ленту, все слои прострочить на швейной машинке вместе.
  3. Повесить ламбрекен на карниз. Полосы связать между собой.

Если полоски ткани не прямоугольной формы, то можно их накладывать способом перекрытия.

Секреты удачной драпировки

Украшенные драпировкой занавеси и портьеры выглядят особо привлекательными. Для драпировок лучше выбирать ткань однотонных цветов. Мягкие нежные складки можно создать из материалов, которые хорошо драпируются — батиста, шелка, органзы, велюра.

Шторная лента — это прекрасный способ задать ровную складку по всей ширине шторы, так как в ее структуру уже заложена складочка.

Используя драпировки, изготовленные методом сваг и жаботов, можно создать дополнительные декоративные элементы.

Все эти способы помогут создать выразительное оконное оформление и преобразят даже самые простые портьерные материалы.

Видео

На видео показано, как пошить ламбрекены своими руками, инструкции приведены с выкройками.

Учимся шить ламбрекены для штор самостоятельно

Далеко не секрет, что шторы играют важную роль в создании интерьера. От стиля, в котором они выполнены, интерьер вашей квартиры может кардинально меняться: от барокко до пост модернизма, от ретро до хайтек стиля. В том числе и от того, какие детали и акценты преобладают в шторах, меняется стиль интерьера в целом. Если использовать комплексный подход, создавая завершенный и безупречный интерьер вашего гнездышка, то безусловно следует обратить внимание на такую интересную деталь декора окна, как ламбрекены. Они способны внести именно ту изюминку, которая сделает его неповторимым и уникальным. И так если у вас появилось желание создать своими собственными руками ламбрекены для штор, следующий мастер класс поможет воплотить ваши задумки в реальность.

Мастер-класс №1: элегантный ламбрекен-сваг

Элегантный ламбрекен идеально подойдет для украшения высокого и узкого окна, при этом выполняется такая драпировка очень просто. Чтобы ткань лежала красивыми складками, по бокам ее необходимо присборить. Чаще всего такой элемент украшения используется в классическом интерьер и идеально сочетается со шторами с каскадом или де жабо.

  • драпировочная ткань (шириной 137 см);
  • ткань для подклада (шириной 137 см);
  • льняная лента шириной 2,5 см;
  • отделочная лента (по желанию);
  • монтажная доска (ширина доски должна быть чуть больше ширины окна);
  • контрастная нить;
  • степлер для обивки мебели;
  • крафт-бумага.

Размеры

  • Ширина свага – длина монтажной доски (А).
  • Высота свага – глубина складки, замеряется от середины монтажной доски до нижней точки складки (В).
  • Длина дуги – длина провиса нижней складки, замеряется от середины монтажной доски, через нижнюю точку нижней складки и снова до середины монтажной доски (С).
  • Длина каскада – длина вертикальной складки каскада, измеряется от монтажной доски (D). Классическим считается соотношение длина каскада = 3 х высота свага.
  • Ширина каскада – 1/3 ширины свага + ширина монтажной доски (Е).

Совет: чтобы определить длину дуги, закрепите монтажную доску в верхней части окна. Между двумя концами доски подвесьте шнурок и затем замерьте его длину.

Построение выкройки

Возьмите лист бумаги и начертите прямую вертикальную линию, отметьте точку А.

А-В=2 х высота свага + 12,7 см (высота свага в данном уроке = 47,5 см).

Соедините точки А и В.

A-C = ¼ ширины готового свага.

B-E = ½ длины дуги

E-G = ½ высоты свага (Внимание: угол между точками C – G будет больше, чем показано на рисунке.

Точка I располагается посередине между точками A и B.

Начертите квадрат таким образом, чтобы одна его сторона совпала с линией между точками A-B. Затем начертите диагональную линию через противоположные углы квадрата. Долевая нить проходит параллельно этой диагонали.

Выкройка каскада

J-K = длина каскада + 2,5 см.

Нарисуйте квадрат с вершиной в точке L.

Соедините точки M и K.

Нарисуйте квадрат с вершиной в точке K.

Читайте также:  Мастер-класс "браслет своими руками" от Татьяны Назаровой

J-N = ширина монтажной доски.

Нарисуйте квадрат с вершиной в точке N.

Точка O располагается на пересечении линий, проведенных из точек K и N.

Долевая нить проходит параллельно линии J-K.

Не забудьте добавить припуски на швы.

Построение складок

Особенную элегантность ламбрекену-свагу придает сочетание поперечных и продольных складок, обрамляющих окно с трех сторон. Чем длиннее средняя часть, тем больше на Вашем ламбрекене будет горизонтальных складок. Благодаря тому, что по бокам ткань присборена, декоративное украшение кажется более объемным.

Отметьте точки A и B в центре верхнего края, а также по углам выкройки.

Сложите ткань пополам посередине и отметьте складки следующим образом:

Отступив сверху 12,5 см – первая складка.

Отступив 10 см снизу – последняя складка.

Остальные складки отметьте таким образом, чтобы они располагались на одинаковом расстоянии (от 10 до 15 см) друг от друга. Все промежуточные складки должны быть одинаковой ширины.

Продублируйте отметки с другой стороны и разверните выкройку.

Теперь сделайте выкройку для каскада. Складки отмечайте вдоль верхнего края выкройки:

Отступив 12,5 см от внутреннего угла каскада (L) – первая складка.

Расстояние между первой складкой и углом (J) разделите на отрезки одинаковой длины (от 10 до 15 см) и отметьте складки.

Раскрой

(для обрамления одного окна)

  • Сваг – 1 деталь
  • Подклад – 1 деталь
  • Каскад – 4 детали

Монтажную доску также обейте тканью.

Совет: центральная часть готового ламбрекена представляет собой “рисунок”. Первая складка как бы “обрамляет” этот рисунок. Если Вы используете ткань с узором, то при раскрое убедитесь в том, что узор будет располагаться симметрично относительно середины ламбрекена.

Поскольку изнаночная сторона боковых каскадов также будет видна, можно использовать подкладочную ткань контрастного цвета.

Инструкции по шитью

1. Верхний край свага подверните, чтобы сделать припуск на шов, загладьте. То же самое сделайте с деталью из подкладочной ткани.

2. Сложите детали из основной и подкладочной ткани лицевыми сторонами друг к другу.

Если Вы используете декоративную тесьму, то приметайте ее по нижнему краю между основной и подкладочной тканью.

Сшейте детали между собой, оставив один верхний угол незашитым. Выверните ткань и заутюжьте швы. Затем зашейте угол потайным швом.

3. Разверните припуски на шов и разгладьте их.

4. Сложите детали каскада из основной и подкладочной ткани лицевыми сторонами друг к другу и сшейте их между собой, оставив один верхний угол незашитым. Выверните ткань и заутюжьте швы. Затем зашейте угол потайным швом.

5. На готовые детали свага и каскада перенесите метки для складок.

Крепление ламбрекена

6. Возьмите монтажную доску (предварительно обейте ее тканью) и отметьте центр. Также отметьте точку посередине верхнего края свага.

7. Верхний угол каскада прикрепите к верхнему краю монтажной доски таким образом, чтобы он выступал над краем доски примерно на 2,5 см. Длинной его стороной задрапируйте угол доски и сделайте первую складку. Закрепите ее при помощи степлера для мебели.

8. Таким же образом закрепите все остальные складки, а затем проделайте то же самое со вторым каскадом, закрепив его на противоположном конце доски.

9. К середине верхнего края доски прикрепите сваг за середину детали таким образом, чтобы он выступал над доской примерно на 5 см.

10. Сложите первую складку, закрепив ее справа и слева от центра.

11. Таким же образом закрепите все остальные складки, кроме последней. Следите за тем, чтобы расстояния между местами их креплениями были одинаковыми.

Концы свага должны закрыть оба каскада с левой и правой сторон.

12. Закрепите последнюю складку на монтажной доске.

13. По верхнему краю ламбрекена пристрочите декоративную тесьму, чтобы скрыть скрепки.

Совет: украсьте ламбрекен бахромой, декоративной лентой, тесьмой или кисточками.

Пошаговый урок №2

Следующий мастер-класс в совершенно противоположном стиле. Простота и отсутсвее объемных деталей делает их универсальными и подходящим практически к любомоу стилю. Стилистическая направленность будет зависеть от рисунка и мотива, выбранного вами материала.

Вам понадобятся следующие материалы:

  • Плотный картон
  • Измерительная лента, линейка и карандаш
  • Проектор (необязательно)
  • Универсальный нож
  • Белая клейкая лента
  • Строительный степлер
  • Ткань и подкладка из ваты
  • Пистолет, жидкие гвозди
  • Гардины

1: Соберите все необходимые принадлежности.

2: Определитесь с дизайном вашего ламбрекена и размером, нарисуйте его на доске. Измерьте окно и исходя из этого определитесь с его размерами. Затем выберите нужный дизайн и нарисуйте его на доске. Проектор станет хорошим помощником, т.к. с его помощью можно перенести понравившийся вам дизайн на картон.

3: Разрежьте и проклейте края карниза.

4: Закрепите при помощи степлера сначала подкладочную вату, а затем материал к карнизу. Распределите ткань равномерно, что бы не образовывались складки. Для лучшего результата нужно использовать липкую ленту.

5: Прикрепите кольца к каждому краю ламбрекена и подвесьте его. Приложите заготовку к стене и сделайте отметки. Затем прибейте гвозди и повесьте ламбрекен.

Готово. Простой и быстрый способ украсить ваши окна.

Пошаговый мастер-класс №3

А сейчас рассмотрим способ изготовления ламбрекенов без швов. Для того, что бы сделать такую модель, вам нужно лишь небольшое количество подходящего материала, гардина и подходящие аксессуары.

  • Материал шириной 1 3/4″ от ширины моего окна.
  • 2 большие булавки (на застежке) и стандартные булавки для шитья.
  • 2 винтажные клипсы

Измерения

Размер данного ламбрекена 65″ x 22″.

Схема расчета: ширина окна + ширина гардины x 2 + глубина ламбрекена по желанию = ширина необходимой ткани.

Пример измерений: 37 + 6 + 22 = 65″.

Разрежьте ткань и подклад, их размеры идентичны. Поверните края на 1 дюйм. Соедините их, используя клей для ткани.

Монтаж ламбрекена:

1. Отметьте центр по верхнему краю ткани. Заколите к гардине булавкой (позже она будет убрана).

2. Распределите ткань по всей гардине и заколите булавками на застежке, максимально близко к стене..

3. После того как вы закрепили ламбрекен ткань будет свисать с гардины.

4. Соберите ткань с каждой стороны используя средние булавки..

5. Закрепите декоративные клипсы на булавки.

6. Уберите центральную булавку, закрепив на ее место декоративной клипсой.

В зависимости от размеров ткани и вашей фантазии вы можете создать свой уникальный ламбрекен. Его создание не потребует больших ни материальных, ни временных затрат.

Видео урок

Для наглядности рекомендуем посмотреть урок:

Готовые выкройки и инструкция по пошиву ламбрекенов для штор

Ламбрекен является горизонтальной декоративной драпировкой, которая располагается вверху шторной композиции с оконным или дверным проемом и представляет собой декоративный элемент во всю карнизную ширину. О том, какие есть типы ламбрекенов, как выбрать материал, как сшить ламбрекен своими руками, далее.

Типы ламбрекенов

Ламбрекен — горизонтально натянутая тканевая полоска, закрепленная вверху шторы на карнизе. Известна с XV столетия и пользующаяся популярностью сегодня в интерьерах в стиле барокко и классика. Сочетается в современной вариации с интерьерами в стиле хай-тек, кантри и модерн. Выполняется из шелка, органзы, шифона, льна, вуали и сатина. Бывает разных видов. Отличается по расцветке, форме и размеру.

Ламбрекен в домашнем интерьере

Классический вариант — самый распространенный вид ламбрекенов. Отличается от других наличием сваг, галстуков и жабо в качестве декоративных элементов. Имеет волнообразную, прямую и арочную форму. Закрывает неэстетичный карниз или верх окна.

Классическая модель

Мягкий ламбрекен идет вместе со свагом, полусвагом, жабо, кокилье и буфами. Пользуется своей популярностью благодаря тому, что создает ощущение легкости в интерьере.

Мягкая модель

Бандо — декоративная разновидность, формирующаяся из жесткого нетканого материала. Служит хорошим шторным дополнением при совпадении с ним по дизайну и цвету. Прикрепляется к окну с помощью липучки или клея. Придает комнате романтичность. Способна зрительно увеличить пространство комнаты.

Бандо

Ажурный вариант — жесткое нетканое украшение, не обладающее сплошной поверхностью, а представленное в виде кружева с орнаментом.

Обратите внимание! Не ставится на кухне или в бане, поскольку не терпит повышенную влажность. От излишков влаги деформируется и теряет эстетичный внешний вид.

Модульный ламбрекен — сложная конструкция, которая состоит из элементов разного размера. Отличается шириной и массивностью. Состоит из сложных узоров и орнаментов. Чаще всего применяется в гостиных, столовых или библиотеках, выполненных в классическом стиле.

Модульный ламбрекен

Планочный вариант — оригинальный ленточный декор, который подходит для детской или спальной комнаты в современном стиле. Производится и выпускается на рынок в рулонах.

Планочная модель

Ассиметричный ламбрекен — декоративный тканевый элемент, расположенный на оконных или дверных проемах неравномерно и несимметрично. Подходит в качестве украшения корпусной мебели, загораживающей большие окна, или длинного классического карниза в больших помещениях. Хорошо смотрится в интерьерах с классическим стилем.

Ассиметричная модель

Выбор разновидности

Перед тем, как сшить ламбрекен, необходимо определиться с разновидностью и посмотреть ламбрекен своими руками выкройки. Подбирать ее следует исходя из специфики помещения и стилистической комнатной направленности. В связи с этим, стоит рассмотреть некоторые советы:

  • При посещении комнаты гостями, развешивать тонкие и легкие полотна не нужно, чтобы их не повредить;

Развешивание плотных полотен во избежание их скорой порчи

  • На кухню лучше вешать тканевые портьеры, поддающиеся простому уходу при загрязнении;
  • На окнах с небольшим размером, не нужно вешать длинные с тяжелыми полотнами;
  • Соблюдать цветовую гамму и общую стилистику при выборе портьеров.

Что касается последнего пункта, подбирать ламбрекены можно, отталкиваясь от общей стилистики помещения. В помещения в стиле барокко вписываются дорогие полотна с разнообразным европейским декорированием.

Модель в стиле барокко

В комнату со стилистической направленностью рококо вписываются пышные, ассиметричные и полусваговые модели, дополненные позолотом.

Портьеры в стиле рококо

Обратите внимание! В ретро и шебби-шик интерьер следует подбирать не чересчур изысканные и искусственно состаренные ламбрекены, имеющие ленточную вышивку или деревенский орнамент.

В комнату в стиле модерн или хай-тек следует выбирать ажурные варианты в сочетании с римскими шторами. Отдавать предпочтение минималистическому варианту.

Портьеры в стиле хай-тек

Материалы и инструменты

Чтобы сделать портьеры своими руками, необходимо подготовить материалы и инструменты. Выбор основного полотна будет зависеть от предназначения и типа интерьера. На кухню нужно подбирать пожаробезопасные полотна, не впитывающие запахи с пылью и влагой. Для этого подойдут полиэстерные, льняные и хлопковые ткани. Для других комнат выбор неограничен. Эксперты рекомендуют вначале подбирать недорогие ткани, чтобы научиться шить портьеры, а потом переходить к более сложным конструкциям и дорогим полотнам.

Хлопок для кухни

После выбора нужной ткани, нужно положить перед собой нитки с иглой, швейной машинкой, линейкой, мелком, шилом, ножницами и карнизом с креплением.

Список необходимых материалов

Изготовление мягкого ламбрекена

Чтобы сделать мягкий ламбрекен, нужно вырезать несколько тканевых прямоугольников, приложить их лицевой стороной друг к другу и скрепить с помощью булавок. Далее прострочить полотно со всех сторон, сделав отступ от краев на 1,5 сантиметров. Далее вынуть булавки и вывернуть простроченное изделие. Отверстие прошить своими руками. В месте, где будет крепиться ламбрекен, пришить тесьму. По центру обработать провис, потянув полотно. Получить готовый декор для спальни, гостиной и любой другой комнаты.

Мягкий ламбрекен

Жабо является видом портьер, который собран по одному срезу. Второй срез остается свободным и образует волну. Жабо кроится в симметричной, ассиметричной, угловой, двойной и многослойной форме. Покрой такого полотна не считается сложным, поэтому жабо можно сделать самостоятельно, использовав соответствующую выкройку с необходимыми расчетами.

Галстук

Галстук является узким удлиненным элементом, имеющим спиральную драпировку. Это односторонний каскад, ступенчатый или скошенный. Используется в качестве колокольчика, оформляющего края и вставки готового изделия. Располагается по бокам штор. Однако его длинная сторона прилегает вплотную к занавеси. Формируется путем выреза полотна по лекалу, обработки концов ткани и прикрепления к карнизу.

Галстук

Кокилье

Кокилье или качели считается своеобразной разновидностью жабо, но обязательно имеет симметричную форму. Складки в кокилье закладываются от недлинных краев к длинным, но есть варианты, где кокилье выглядит по-другому: края изделия длинные, а середина, наоборот. Сшивать кокилье, в отличие от других разновидностей, проще.

Сваг является полукруглой драпировкой, имеющей равномерно заложенные складки или сборку. Бывает сваг вертикальным или механическим. В первом случае складки закладываются по линии, которая перпендикулярна карнизной длине. Во втором случае, складки закладываются по шторной ленте. Делаются они с помощью швейной машинки, отсюда и название — механические. Формируются путем обработки ткани по обоим концам, равномерного распределения ткани на два или три отреза и закрепления распределенных концов креплениями на карнизе. Украшаются кистями и фурнитурой.

Есть также полусваг или перекид. Это декоративная драпировка, схожая по форме с обычным свагом. Отличается тем, что вверху свага имеется пространство. Количество перекидов варьируется от одного до шести.

Обратите внимание! Бывает полусваг симметричным и ассиметричным. В первом случае ламбрекен располагается равномерным образом по карнизу, а во втором случае — свободное пространство на полуокружности начинает немного смещаться вбок.

Пошив жесткого ламбрекена

Жесткий ламбрекен — бондо или декоративный шторный элемент, создающийся на плотном нетканном материале. Называется бондо, поскольку для его создания используется одноименный материал, приклеивающийся к основному полотну. Благодаря чему обеспечивается требуемая форма. Кроме эстетики, выполняет функцию снятия карниза с размещением занавесок. Также используется, чтобы визуально увеличить высоту потолков.

Чтобы создать жесткий ламбрекен, необходимо взять основную ткань, бондо, декоративную фурнитуру, нитки, булавки, бумагу, липучку, ножницы, утюг и швейную машинку. Чтобы сформировать более объемный жесткий кроеный материал, можно использовать пололоновую прослойку.

Бондо как основной материал для пошива жесткого ламбрекена

Для формирования изделия, необходимо сделать выкройку на бумаге в натуральную величину, отталкиваясь от размеров длины карниза. Для этого можно изучить материал, как делаются выкройки ламбрекенов с размерами в натуральную величину.

Далее перенести лекало на клеевой материал. Вырезать изделие без припусков. Затем закрепить получившуюся заготовки булавками и прогладить ее до полного закрепления клеевой ткани на портьерную. После изготовить подкладочный слой. Для этого наложить заготовки на тканевый отрез, обвести и вырезать выкройки. Прикрепить подкладку к основной заготовке булавками так, чтобы совпадали лицевые стороны, а клеевая ткань была вверху. Прострочить все стороны, кроме верхнего конца. Вывернуть ламбрекен на лицевую сторону и еще раз прогладить. Пришить или проклеить по верху велркру, где будет идти карниз.

В случае наличия закругленных или острых изгибов у изделия, до выворачивания его, нужно по всем краям выполнить насечки. Это позволит убрать тканевую натянутость и сделать так, чтобы ткань красиво лежала и сохраняла свою форму.

Украсить созданный ламбрекен можно красиво свисающими с низу кистями, нитями, бусинами, бисерными веревками. Это позволит оживить любую ламбрекеновую модель и сделать интерьер оригинальным, вне зависимости от цветовой гаммы помещения или ее стилистики.

Читайте также:  Лежанка для собак или кошек своими руками

Обратите внимание! До пошива, необходимо учитывать усадку ткани и изучить, как делается правильно выкройка ламбрекена. При повышенной влажности, изделие потеряет форму, перекосится или деформируется по-другому. Во избежание этого момента, необходимо подкладочный или основной слой до пошива постирать, просушить и выгладить.

Ламбрекен для детской комнаты

Чтобы сшить простой классический детский ламбрекен, необходимо ознакомиться с материалом,
как выкроить ламбрекены самому пошаговая инструкция. Далее рассчитать длину и ширину изделия. Далее, используя готовые образцы раскроя, сделать тканевые заготовки и обработать боковые срезы. Для этого подогнуть боковые края, прогладить и прострочить. Для более аккуратного внешнего вида, следует подогнуть края два раза.

После обработки боковых срезов, необходимо сделать низ и сконструировать карман для карниза по поэтапному мастер классу. Для этого подвернуть верхний край и присоединить его к нижнему. Прогладить и прострочить. Далее оценить работу, примерив готовый портьер к оконному или дверному проему. В случае нахождения лишних ниток, удалить их с помощью огня. Это главное условие создание красивого изделия.

Вариант с карманом для карниза

Декорировать шторку можно атласной, сатиновой и другой тесьмой, подчеркнув края шторы или границы нескольких тканевых разновидностей. Также дополнить его можно крупными цветами: цветочный орнамент из мягких тканей ярких оттенков сможет сделать комнату девочки изящной и оригинальной. Для мальчиков декорировать изделие можно путем рисования любимых персонажей мультфильма на полотне с помощью специальных красок по ткани.

Украшение детской ламбрекеновой модели

Крепление

Ламбрекен крепится к карнизам, оконным и дверным проемам по-разному. Есть крепление на петли и завязки. Это крепежи, представленные в виде атласных, сатиновых бантов, шелковых лент, веревочных жгутов или хлопковых шнурков.

Крепление на завязки

Есть крепление ламбрекена на люверсы. Это металлические или пластмассовые кольца, представленные в разном цветовом и размерном варианте. Состоят из блочка и ножки. Эстетично дополняют интерьер в стиле модерн, шебби-шейк и даже винтаж.

Крепление на люверсы

Обратите внимание! Также есть крепление на ленты. Это декоративная фурнитура, позволяющая прикреплять портьеры к карнизам и проемам с помощью клея и липучек. Наиболее распространенная модель на всех видах ламбрекенах.

В целом, ламбрекен является декоративной поперечной тканевой полосой, которой можно украшать оконные и дверные проемы. Они способны придать комнате эффект роскоши и богатства. Такая конструкция сможет не только сделать красивым помещение, но и подчеркнуть его стиль, став изюминкой. Ламбрекен бывает классическим, мягким, ажурным, модульным, планочным и ассиметричным. Также представлен в виде бондо. Может быть украшен свагом, полусвагом, перекидом, джаботом, галстуком и буфом. Легко шьется по классической схеме и подробной инструкции. Крепится на петли, завязки, люверсы и ленты с липучками.

Ламбрекены своими руками — инструкции по изготовлению с выкройками. Типы ламбрекенов, выбор разновидности. Подготовка материала и инструментов. Пошаговое руководство по изготовлению

Окно в доме – существенный элемент любого жилища. Его функциональное назначение известно всем, как собственно, и декоративное. Красиво оформленные окна необходимы для придания интерьеру уюта. Шторы, жалюзи и ламбрекены – они придают гармоничность и законченность виду помещения.

Все продается в специализированных магазинах уже в готовом варианте, но их создание собственноручно, трудоемкая, но захватывающая процедура.

Подбираем дизайн украшения, а как шить ламбрекен своими руками мы опишем в этой статье.

  • Что же такое ламбрекен?
  • Виды ламбрекенов — мягкие и их основные элементы декора
  • Жесткий ламбрекен
  • Ажурные ламбрекены
  • Ткань для ламбрекенов
  • Изготовление ламбрекенов своими руками
  • Основные инструменты в целях работы по созданию украшений на окна
  • Мягкий ламбрекен и его элементы
  • Пошаговый процесс изготовления
  • Жесткий ламбрекен
  • Общий вид готового украшения
  • Фото ламбрекенов своими руками

Что же такое ламбрекен?

В первую очередь, декоративный элемент. Он используется для красивого оформления окон. Именно они придают элегантность и неповторимость шторам, тюлю и гардинам. Также может использоваться как самостоятельная единица декорирования.

ВАЖНО! Надо понимать, что назначение комнаты (кухня, спальня, гостиная или детская) определяет из какого типа ткани, какой вид ламбрекена подойдет именно к ней, к ее размеру и интерьеру.

Виды ламбрекенов — мягкие и их основные элементы декора

Мягкие ламбрекены изготавливающиеся, как правило, из струящейся, легкой ткани и декорируют оборками, лентами и др., но также включают в себя составные части, о которых поговорим ниже.

Галстук – вертикальная складчатая часть ламбрекена, строгой формы, складки которого заложены поверх другой.

Жабо – вертикальная деталь (небольшой кусок ткани со скошенным краем снизу).

Сваг – является частью горизонтального проема, считаются элементом классического стиля, хотя грамотный дизайнер использует и в стилистике других направлений.

Кокилье – здесь складки расположены под прямым углом к карнизу и по косой.

Колокольчик – это полоска ткани в виде конуса, с плавными изгибами располагающаяся между провисами.

Все они позволяют придумать огромное разнообразие драпировок для интерьера любого помещения.

Жесткий ламбрекен

Его, в основном, делают ровным и без складок. Само слово жесткий подразумевает каркас, и тогда изнутри проклеивают дублерином (универсальный подкладочный материал с клеевой основой). Либо сам ламбрекен используют из тканей, хорошо сохраняющих форму. Такие шторы выглядят величаво и изысканно.

У хорошего дизайнера получится совместить жесткий и мягкий виды ламбрекенов, что придаст комнате особую изюминку и еще больше шарма и изысканности.

Ажурные ламбрекены

Их делают с использованием жестких, твердых материалов, на которые наносится узор и декорации.

Ткань для ламбрекенов

Выбор ткани зависит от многих факторов, это и назначение комнаты. Для кухни подойдут достаточно простые ламбрекены из легкой и недорогой ткани (полиэстер), в гостиной (бархат, плюш и тафта – благородные и тяжелые) и спальне можно дать волю фантазии.

Размеры комнаты: для достаточно большой — легко подойдут массивные и объемные ламбрекены, а вот в маленькой украдут ее и без того небольшую площадь.

Ваши окна на яркой стороне – тогда это уплотненные виды тканей (тафта), при затемненной – тонкие и легкие (льняные или хлопковые) – таким образом, освещенность влияет на выбор материи.

Не забываем о форме выбранного украшения для штор, его сложности в шитье собственноручно.

Изготовление ламбрекенов своими руками

Ну вот, мы подошли к самому интересному, каким образом применить на практике теорию, прочитанную выше. А пошаговая инструкция по созданию ламбрекенов своими рукам с помощью фото и схем выкроек поможет Вам выбрать и создать свой.

Основные инструменты в целях работы по созданию украшений на окна

  • Ткань, выбранная для данного помещения, подкладочный материал — в случае надобности.
  • Нитки (наметать удобнее яркими, под цвет ткани – для шитья).
  • Игла, ножницы, булавки и др.
  • Швейная машинка.
  • Линейка и мелок, рулетка.
  • Скорее всего понадобится косая бейка и кайма с креплениями для карниза, но здесь все зависит от выбранной формы ламбрекена.
  • Опыт. Если нет навыков в шитье вообще, то они будут сложны для начинающей рукодельницы. Стоит выбрать самый простой вариант, без декоративных элементов, для начала.
  • Наличие пространства. Так как работа достаточно объёмная, то пол будет идеальным вариантом, если нет большого стола.

Мягкий ламбрекен и его элементы

Как сшить ламбрекен своими руками? Достаточно не трудно, здесь небольшую сложность добавляют при шитье декоративные элементы.

Выкройки ламбрекенов своими руками помогут точно рассчитать размер и припуски. У нас в схеме ламбрекен с жабо и большим провисом.

Важно сделать правильный расчет размера ткани. Длина ламбрекена – это ширина карниза. Важно, чтобы декорации не достигали пола.

На заметку! Надо сделать на бумаге выкройку, расположить её так, как ламбрекен будет висеть на окне. Также не забываем про выпуски ко швам, для этого используем степень от 2,5 до 3, на них мы умножаем либо длину карниза или длину элемента.

Пошаговый процесс изготовления

  • Делаем лекало жабо на бумаге.
  • Вырезаем по шаблону, края оттачиваем бейкой.
  • Формируем жабо на полу. Складки надо очень ровно расположить, для этого фиксируем иголками или булавками, прострочили. Второй элемент будет зеркальным отображением первого.
  • Фиксируем на гардине, чтобы правильно сформировать ламбрекен, далее делаем провис, края которого крепим на жабо.
  • Оставшуюся ткань убираем уже после закрепления ламбрекена. Осталось прострочить складочки и тесьму для штор (именно на ней бы будем фиксировать крючки от гардины).

Жесткий ламбрекен

Жесткий ламбрекен своими руками это простая работа, так как нет сложных элементов драпировки. Если он простой и практичный, то подойдет для кухни. Изменим ткань и форму – шикарно и неповторимо будет смотреться в гостиной.

Сначала измерим высоту, длину и ширину выступа ламбрекена. Берем плотный картон, чертим на нем мерки в зависимости от выбранной фигуры и сгибаем край картона. Пример выступа на картинке.

Вырезаем по нему ламбрекен из ткани и синтепона, при этом плюсуем 2-3 см с каждой стороны чтобы клеить картон. К основе сначала крепим синтепон, потом ткань, подворачиваем и закрепляем края, лучше степлером, можно скотчем или клеем строительным, как вариант.

Крепим петли, на которых будет висеть ламбрекен. В стене, с помощью саморезов крепим ламбрекен.

Общий вид готового украшения

Комбинированные и ажурные ламбрекены. На фото ниже мы видим, комбинацию жестких и мягких с элементами, ламбрекенов.

Ажурный ламбрекен своими руками довольно сложен как вариант оформления штор, работа с ним трудоемкая и требует усердия. Пусть у вас висят самые незамысловатые шторы, а фигурный ламбрекен им все равно придаст элегантность и изысканность.

Понадобятся: дублерин, ткань, шаблон с узором, пергаментная бумага, клеевая паутина, паяльник, ножницы и булавочки, плюс утюг.

Расчет материалов идентичен при создании жесткого:

  • Лекало по размерам должно быть как наше изделие.
  • На дублерин карандашом наносим по лекалу, удобнее закрепить булавками или иголками.
  • Вырезаем по подкладочной ткани наш узор.
  • На удобную поверхность выкладываем пергамент с силиконовым покрытием, далее – уплотненный узор, а сверху – клеевую паутинку
  • Материю выкладываем лицевой стороной и проглаживаем горячим утюгом очень аккуратно и с двух сторон. Паутинка будет связующим звеном при склеивании материи и основы.
  • Берем паяльник и обводим по краям узора, ткань отделяется, фигурный ламбрекен готов.

А теперь посмотрим на многообразие фото ламбрекенов своими руками, где каждый может подобрать для себя и своих желаний свой образец или подобие.

Фото ламбрекенов своими руками

Урок по русскому языку в 5 классе “Прямое и переносное значение слова”
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Урок по русскому языку в 5-м классе “Прямое и переноснгое значение слова”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Павлово с углублённым изучением отдельных предметов

«Мой лучший урок с применением современных педтехнологий и методик»

Номинация «Русский язык»

Урок «Прямое и переносное значение слова» в 5 классе по УМК М.М.Разумовской

Учителя русского языка

стаж работы – 25 лет

Прямое и переносное значение слова

Предметные цели урока:

  • Ознакомление со способами образования переносного значения слова. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
  • Умение различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, п ривитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование : учебник, обобщающие таблицы, проектор

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают однозначные и многозначные слова; называют способы образования переносного значения слова, отрабатывают первичные умения и навыки.

  1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Учитель: – Ребята, вы верите в чудеса?

– В сказки вы верите?

– Какой праздник к нам приближается?

– Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной?

-Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну эльфов и гномов. Для этого мы должны исправить ошибки в данных нам предложениях, ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, иначе мы не сможем открыть двери в волшебную страну, и наши новогодние пожелания не исполнятся.

1. Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)

б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)

в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

д) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

Учитель: – Какой вывод, ребята, напрашивается?

Ученик: – Если мы неправильно понимаем значение слова, то меняется значение целого предложения.

Учитель: – А какой раздел науки о языке изучает значение слова?

Учитель : – А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем лексику, иначе не откроются перед нами двери нашей сказочной страны. Выполнив правильно это задание, мы получим первый наш волшебный ключик и откроем первую дверь.

  1. Что такое лексическое значение слова ?
  2. Сколько значений может быть у слова?
  3. На какие группы по значению делятся слова?
  4. Как слово становится многозначным?
  5. Как образуется переносное значение слова?

III. Формулирование проблемы.

Учитель: – На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

( Ученики фиксируют возникшее затруднение (Не могут определить, какие многозначные слова имеют переносное значение). Причина – не знают, как образуется переносное значение слова.)

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель: – Какой вопрос возникает?

– Какова будет тема нашего урока?

– Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: – Формулируют вопросы:

-В каких случаях значение слова переносное?

Делают вывод: тема урока …( коллективное формулирование темы урока ).

Прямое и переносное значение слова. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача : узнать, в каких словах несколько значений и какие из них переносные?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель : Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило .

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда слово является многозначным и имеет переносное значение. Приведите свои примеры.

Перенос по сходству

Название песок переносится на кристаллы сахара на основе сходства по форме.

Примеры многозначных слов в русском языке

Для начала разберемся, какие слова являются многозначными?

Многозначным является слово , имеющее несколько лексических значений. Одно значение является прямым, остальные — переносными. Яркий пример многозначного слова — ключ (гаечный, скрипичный, родник, ключ от замка).

Многозначным может быть любая самостоятельная часть речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д., кроме числительных.

Многозначные слова в русском языке|Словарь

Многозначные слова существительные:

  1. Соль — приправа, нота
  2. Побег — из тюрьмы, росток
  3. Лист — бумаги, лист дерева
  4. Язык — орган, международный
  5. Лук — овощ, стрелковое оружие
  6. Ручка — дверная, шариковая, рука
  7. Рукав — деталь одежды, рукав реки
  8. Кран — водопроводный, подъемный
  9. Билет — проездной, экзаменационный
  10. Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
  11. Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
  12. Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
  13. Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
  14. Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
  15. Труба — музыкальный инструмент, печная труба
  16. Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
  17. Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда

Многозначные прилагательные| Примеры

  1. Глубокое — озеро, чувство
  2. Добрые — руки, слова, люди
  3. Тяжелый — чемодан, характер
  4. Кислое — яблоко, выражение лица
  5. Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
  6. Железная — решетка, дисциплина, воля
  7. Золотые — руки, украшения, золотое сердце
  8. Черный — цвет,черный день, черная пятница
  9. Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина

Многозначные слова глаголы | Примеры

  1. Пилить — доску, пилить мужа
  2. Родилась — мысль, дочь, идея
  3. Забить — гвоздь, гол, «забить болт»
  4. Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
  5. Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего
  6. Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
  7. Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи
  8. Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
  9. Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
  10. Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках

Share this:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Google+ (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

20 комментарий

ключ — родник и ключ дверной — это ОМОНИМЫ. зачем вы путаете людей? Омонимы и многозначные слова — это не одно тоже!!

ручка-наша ручка ручка мы пишем дверная ручка

да. ручка уже была)

ручка-шариковая там была

У слова может быть не одно прямое значение. Значение гаечного ключа и ключа дверного одинаково прямое. Переносное значение ведь происходит глагола «переносить», то есть мы наделяем какой-то объект качествами, ему не свойственными буквально. Хочу подобрать пример из списка слов в посте, но боюсь ошибиться. Кажется, в переносном значении используется «рукав реки». У реки нет рукавов, это перенос детали одежды на ландшафт. Поправьте, если допустила ошибку.
А ещё в посте действительно много омонимов. Слова-омонимы не имеют между собой ничего общего. Стрелковый лук и лук из салата — омонимы. Бокс, коса, кисть (?). Думаю, статья нуждается в доработке.
Также не совсем уместно для детского сайта словосочетание «пилить мужа» — слишком…просторечиво…

Примеры неверны. Спутаны омонимы и многозначные слова!

А метр,спутник,доклад, норка,клуб,лев и корень

Если честно, мне этот сайт вообще никак не помог… Думала, что многозначных слов будет как-то … побольше … Извините, если обидела кого-то! Я просто говорю как есть.

Мало слов и сайт не помог!

Выпишите многозначные слова: шелк, шляпка, бархат, шерсть, ботинки, сапоги,варежки, лапти, платье, брюки, блузка, тарелка,чай, чайник,стакан.
Например:шляпка, шерсть,тарелка,чайник.

Сайт не много помог. Но большая часть слов это омонимы. Прошу исправится) Всего хорошего.

Урок русского языка по теме “Прямое и переносное значение слова”

Тип урока: объяснение нового материала.

Межпредметные связи: литература.

Планируемые результаты.

  • Предметные:
    • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
    • понимание особенностей языка художественной литературы , использования выразительных средств языка в тексте;
    • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
    • способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
    • знать о прямом и переносном значения слова;
    • уметь определять лексическое значение слова, уметь различать прямое и переносное значения слов, формирование умения использовать слова с переносным значением в речи.
  • Метапредметные:
    • понимание информации устного и письменного сообщения;
    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
  • Личностные:
    • осознание эстетической ценности русского языка, ответственности за произнесённое слово;
    • уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка;
    • стремление к речевому самосовершенствованию;
    • стремление к увеличению объема словарного запаса и усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
    • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система.

С русским языком можно творить чудеса!

Слайд 1

– Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова известного русского писателя К.Г.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка, русского слова мы будем говорить на уроке. – Послушайте отрывок из исторической миниатюры Валентина Пикуля “Битва железных канцлеров”.
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил Бисмарк, – когда освою значение вашего слова “ничего”. Русские при встрече на вопрос о жизни отвечают, что “живут ничего”. Сейчас, когда я ехал во дворец, ямщик на повороте Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться, а он, отряхивал мою шубу от снега со словами:”Ничего, барин, ничего – это . ничего, и только! [1]
– В каком значении употреблено слово “ничего” в первом случае? (Нормально, хорошо)
– В каком значении употреблено слово “ничего” в втором случае? (Ничего страшного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая предполагает проверку не только вашей грамотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа, эпиграф к уроку – слова К.Г. Паустовского.

I. Лексико-орфографический диктант

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, объясните орфограммы:

1. Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка – лексика.
2. Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция.
3. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология.
4. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплёта с самой книжкой – фОрзац (обращаем внимание на ударение в слове).
5. Цитата, изречение, помещаемое автором перед своим произведением, которое раскрывает его основную идею – эпиграф.
6. Значимые части слова – морфемы.

II. Объяснение нового материала

Слайд 2

– Послушайте отрывок из стихотворения ” Снежная баба” известного детского поэта Саши Черного:

Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]

– Как вы понимаете выражение “васильковое” небо? “хороводы снежных мух”?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?

– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.

Слайд 3

– Запишите тему урока.

Слайд 4

– Прочитайте строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]

– Объясните значение слова «золотые»? («Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота)
– Сравните употребление этого слова в “Сказке о рыбаке и рыбке”А.С.Пушкина:

В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

– Что значит «золотая рыбка»? (Жёлтая, похожая на цвет золота)
– На основе какого сходства поэт употребляет выражение “золотая рыбка”? (На основе сходства по цвету)
– Определите, в каком фрагменте слово употреблено в прямом значении? в переносном? (Слово «золотой» употребляется в прямом значении в «Сказке о царе Салтане», в переносном – в “Сказке о рыбаке и рыбке”)
– Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке? Научиться различать прямое и переносное значения слов, уметь определять лексическое значение слова (дети формулируют цели урока, учитель помогает).
– А также бережно относиться к слову, уважать родной язык.

Работа с рисунками

Слайды 5, 6, 7

– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено в прямом значении, а где – в переносном значении.

III. Закрепление материала

Слайд 8

– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:

1) с прямым значением;
2) с переносным значением;

Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальная капель.

Слайд 9

– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях.

1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).

– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи)

Слайд 10

– Объясните выражение “золотые руки”. (Человек умелый, трудолюбивый)
– Объясните выражение “золотой характер”. [4] (Добрый, отзывчивый, гуманный)
– На основе какого сходства употреблены эти выражения?
На основе сходства определённых качеств человека, по его оценке окружающими появилось переносное значение.

Работа с учебником. [5]

– Откройте учебник . Прочитайте теоретический материал и узнайте один из секретов русской речи.
– Какой важный секрет содержит эта информация? (Слова с переносным значением не только информируют нас о каком-то качестве человека, но оценивают его образно, ярко. В этом секрет удивительной образности и выразительности русского языка)
– На основе переносного значения слов в русском языке возникает большое количество изобразительно-выразительных средств.
– С какими из них вы познакомились на уроках литературы? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Слайд 11

Анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»

Ученики называют эпитеты: “роща золотая”, “березовым, веселым языком”, “печально пролетая”;
метафоры (с подсказкой учителя): “Отговорила роща золотая// Берёзовым, весёлым языком”, “Не жаль души сиреневую цветь”, “В саду горит костёр рябины красной. “.

Работа с текстом индивидуальная и парная

Михаил Пришвин “Лесная капель”(текст у каждого ученика) [6]

Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.

– О чем говорится в тексте?
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Каковы признаки художественного стиля речи? (употребление выразительных средств)
– Найдите в тексте М.М.Пришвина слова, употребленные в переносном значении, постарайтесь определить эти художественные средства ( работа в парах).

Выполнение проверочного теста

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Летом”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “бежит “. Выберите правильный вариант ответа.

А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Летом”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “плывут“. Выберите правильный вариант ответа.

Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Летом”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “лежат“. Выберите правильный вариант ответа.

Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Перед сном”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “прячу“. Выберите правильный вариант ответа.

Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везет на тачке хрюшку.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Перед сном”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “прыгают“. Выберите правильный вариант ответа.

Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Перед сном”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “ем“. Выберите правильный вариант ответа.

Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Проверка тестового задания. Учитель называет правильные варианты ответов, ученики делают исправления в своих работах зелеными чернилами и сдают тесты.

IV. Подведение итогов урока

Слайд 12

– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
– Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Домашнее задание

Параграф 34, упр. 257, 258 (устно).

Список использованной литературы:

1. Пикуль В.С. Тайный советник. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2009.
2. Саша Черный. Детский остров. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2013.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – Санкт-Петербург: Свет, 1996.
4. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. – Москва: Просвещение, 2004.
5 . Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, Г.А.Богданова, Т.С. Тронина, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
6. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы. – М.: Детская литература, 2001.

Ссылка на основную публикацию