Шкатулка для ниток своими руками (мастер-класс, фото)

Как сделать шкатулку своими руками: идеи по созданию, стильному оформлению и украшению шкатулок (120 фото)

Шкатулкой называют разного размера коробочки. В них принято хранить различные украшения, всякие мелочи, которые не хочется выбрасывать. Ее можно использовать в качестве копилки и складывать туда деньги. Шкатулки возникли очень много лет назад и схожи с древними сундуками.

Сейчас такая вещь служит отличным и полезным подарком. В этой статье мы узнаем, как сделать шкатулки из коробки своими руками.

  • Шкатулки из старых вещей
  • Деревянные шкатулки
  • Узоры на дереве
  • Шкатулка из бумаги
  • Малахитовая шкатулка
  • Заключение
  • Фото шкатулки своими руками

Шкатулки из старых вещей

Сейчас представлено много видов разнообразных шкатулок. Легче всего, конечно, купить ее в магазине. Цены на них разные, они обычно зависят от размера и материала.

Но сделать шкатулку своими руками в домашних условиях не составит большого труда. Надо только проявить немного фантазии и обеспечить себя нужными материалами.

Самый простой способ сделать аккуратную шкатулку – взять старую коробочку, например, упаковку от ватных палочек или старой обуви.

Тут уже всё зависит от размера шкатулки, которую вы хотите. Поищите в шкафу какую-нибудь старую красивую ткань, которую вы не используете. Ею можно украсить шкатулку.

Дополнить ее можно бисером, пайетками. Если у вас пластмассовая коробочка, то её можно украсить с помощью яркой акриловой краски.

Сначала оберните коробку специальной бумагой и покрасьте специальной краской, которая будет основой.

Когда все высохнет, покрасьте коробку выбранным вами цветом. Если вы предпочитаете минимализм, можете оставить однотонное покрытие. Но можно вырезать из старых журналов различные рисунки и приклеить их на изделие специальным клеем.

Для закрепления проделанной работы воспользуйтесь лаком из акрила.

Хорошим вариантом для шкатулки будет баночка из-под крема. Ее надо тщательно помыть и украсить. Такая шкатулка отличается тем, что будет качественно закрываться.

Деревянные шкатулки

В прошлом, наличие шкатулок, могли позволить себе знатные и состоятельные семьи. Они были сделаны из золота и украшены очень дорогими камнями.

Простые семьи могли позволить себе только обычные шкатулки из дерева. Сделать деревянную шкатулку своими руками не очень сложно, но приложить немного физических усилий придется.

Для начала надо сделать схему и нарисовать чертежи, по которым вам будет легче дальше работать. Шкатулки могут быть любой формы, но наиболее популярны квадратные, плюс ко всему они проще в изготовлении.

Используя чертежи, нарисуйте на дереве эскиз. Затем, воспользовавшись лобзиком, вырежьте элементы.

Аккуратно обработайте все погрешности специальной бумагой.

Делаем шкатулку для хранения катушек и других швейных мелочей

Думаю, многие рукодельницы, которые активно шьют, сталкивались с проблемой хранения катушек с ниточками, всем нам хочется компактного и удобного места для хранения, где все будет аккуратно раставлено, без путаницы, в быстрой доступности и наглядности.

Был у меня вот такой творческий беспорядок в железной шкатулке, нитки постоянно путались и выпадали 🙂

Просмотрев кучу всевозможных мастер-классов и почерпнув с миру по нитке, родилась у меня идея вот такого чуда на 117 катушек стандартного размера, и небольшое отделение для прочих мелочей.

Для работы вам понадобятся следующие материалы и инструменты:

– коробка из под бумаги А4 (можно любую другую) для основы;

– лист картона или еще одну коробку большего размера для крышки и дна;

– два вида ткани, флис — 2 отреза размерами 50*35 см и 105*15 см, вискоза — 2 отреза 80*40см и 100*20;

– синтепон — 2 отреза 80*10 и 20*30;

– лента кружевная 1 м;

– пластина металлическая с отверстиями формата А4;

– болты нужной длины и ширины подходящие под отверстия в количестве 117 штук;

– скотч обычный и двусторонний скотч;

– канцелярский нож, линейку и карандаш.

Приступим к работе.

Шаг 1. Вырезаем все детали из картона.

Поскольку коробка у меня очень глубокая, я ее обрезала и высота стала 10 см.

Отрезаные части не выкидываем, из них я сделала второй слой стенок для большей прочности и проклеила скотчем.

Теперь делаем крышку и дно с задней стенкой.

Должно получиться 3 детали, крышка размером 23* 31 см, внутренняя часть крышки размером 19*27 см и дно с боковинкой размером 31*33 .

У дна от края с длиной 33 см, отмеряем 10 см для боковой стороны и сгибаем.

Должно получиться так:

Шаг 2. Изготавливаем и декорируем внутреннюю часть шкатулки.

По внешнему краю короба проклеиваем двусторонний скотч со всех сторон.

Далее отрез флиса размером 105*15 см сшиваем и приклеиваем на подготовленый скотч швом внутрь.

Так же по внутренней стороне, по дну коробочки тоже проклеиваем скотч и фиксируем материал.

Теперь приступаем к главной конструкции шкатулочки, это наши держатели катушек.

Для аккуратности лучше все металлические детали хорошо протереть влажной тряпочкой.

Берем металлическую пластину и по ней вырезаем деталь из флиса с припусками на подгиб.

На пластину клеим двусторонний скотч для фиксации материала, и на подгиб с обратной стороны.

Для дополнительной фиксации я еще сшила углы ниткой.

Теперь берем наши болтики-винтики и канцелярский нож.

С внутренней стороны просовываем наш болтик в отверстие так, чтобы ткань немного приподнялась и аккуратно немножко надрезаем ткань на болтике, в образовавшуюся дырочку протягиваем болт.

Чтобы было удобно и болтики не выпадали обратно, я их фиксировала с внутренней стороны скотчем.

Таким образом заполняем всю необходимую площадь пластинки, у меня получилось 117 держателей, можно сделать больше или меньше, в зависимость от желания.

Если вы обратили внимание, с внутренней стороны я дополнительно зафиксировала края по всему периметру ниткой, чтобы при вставлении в шкатулку не вывернулись края.

В результате получилась вот такая внутренняя часть:

3. Изготавливаем и декорируем внешнюю часть шкатулки.

Теперь нам понадобится клеевой пистолет, ткани и остальные картонные детали.

Начнем с простых деталей.

Делаем мягкую боковинку для шкатулки, для этого берем синтепон размером 80*10 и отрез из вискозы размером 100*20.

Синтепон укладываем на ткань с припусками со всех сторон, потом одну сторону подгибаем и проглаживаем утюгом по краю для фиксации.

Делаем дно и крышку шкатулки.

По периметру крышечки проклеиваем двусторонний скотч и фиксируем на него отрез синтепона размером 20*30 см.

Раскладываем на столе отрез вискозы 80*40 см, и укладываем на него наши картонные детали.

На стык между крышкой и дном необходимо приклеить кусочек ткани.

Все края подгибаем внутрь и фиксируем клеем.

Получается вот такая папочка:

Теперь собираем нашу шкатулку.

Берем кружевную ленту и разрезаем на 4 равные отрезка, это будут наши завязочки.

На крышке с внутренней стороны клеим ленты и приклеиваем внутреннюю часть крышечки из флиса.

Так же приклеиваем наш бортик сначала по верхнему краю крепим к флису, не забывем про завязочки, получаются три мягкие стороны, лицо и боковинки, на заднюю стеночку заходят только края для фиксации. Затем подгибаем и приклеиваем нижние припуски ткани под дно нашей шкатулки.

Теперь хорошо промазываем клеем дно и вставляем основную часть, потом так же промазываем заднюю стенку и приклеиваем ее.

Все, наша чудо-шкатулочка готова.

Очень надеюсь, что все понятно и правильно описала, но если будут вопросы, с радостью поясню все моменты.

Желаю всем хорошего настроения и творческих успехов.

Спасибо за внимание, с уважением Ольга Балашова.

Шкатулка для рукоделия из коробки

Еще один мастер-класс на тему нашего сайта — как сделать шкатулку или коробочку для рукоделия своими руками. Мастер-класс подготовила наш автор по декупажу Ольга Соснина.

Декор коробки для рукоделия

Коробка — уникальный предмет для хранения различных вещей дома. Таки, как обувь, канцтовары. Кто-то хранит письма, открытки, да мало ли что.

Как правило, коробка сделана из картона и легко декорируется. Главное, идея и немного фантазии. Итак, делаем коробку для рукоделия, а вернее для лент, кружев, ниток и прочих милых женских вещиц.

Читайте также:  Римская штора своими руками

Материалы и инструменты для выполнения декора коробки:

  • Картонная коробка из-под плитки
  • Ножницы
  • Линейка и карандаш
  • Кисти плоские
  • Клей ПВА строительный универсальный и ПВА для столярных изделий
  • Краски акриловые
  • Салфетка бумажная трёхслойная, фоновая
  • Салфетки однослойные текстильные, 41*41 – 3 штуки
  • Лак акриловый
  • Тесьма
  • Пуговица
  • Клеевой пистолет

Коробка из-под плитки состоит из основной части и съёмной крышки (Фото 1), а у меня задумка сделать коробку для рукоделия. Тогда коробка должна закрываться как чемоданчик.

Для этого по периметру коробки с трёх сторон начертила линию (Фото 2), отметив глубину крышки и отрезала (Фото 3).

Одну сторону оставила и приклеила к основанию (Фото 4).

Промазала всю поверхность коробки клеем, для того чтобы краска лучше ложилась и уменьшить её расход (Фото 5) и хорошо просушила.

Покрыла всю коробку белой краской (Фото 6,7).

Для декора взяла однослойные большие салфетки, очень напоминающие тканевые. Они хорошо ведут себя при наклеивании (Фото 8).

Наклеила первую салфетку: сначала определила расположение салфетки (Фото 9), так чтобы полностью закрыла крышку коробки спереди, и чтобы край салфетки заходил под крышку, промазала поверхность коробки, наложила салфетку и приклеила, промазав и поверх салфетки в том числе (Фото 10). Просушила.

Точно также приклеила сбоку крышки, настолько, насколько позволил размер салфетки (Фото 11).

Остальную часть приклеила на заднюю стенку коробки (Фото 12). Просушила. Такая салфетка сохнет дольше, чем бумажная.

Вторую салфетку наклеила на нижнюю часть коробки, предварительно промазала клеем поверхность дна коробки (Фото 13, 14).

Просушила. Остаток салфетки загнула вовнутрь (Фото 15).

Процедура продолжительная по времени, так как каждую плоскость хорошо просушила и только потом перешла к следующей стороне.

Следующую салфетку поделила на боковые стороны, приклеила с загибом вовнутрь, помогая при этом зажимами (Фото 16). Часть салфетки оставила для внутренней части крышки.

Дно коробки оклеила бумажной салфеткой в тон листьев, промазывая клеем от центра к краям (Фото 17).

И последний фрагмент доклеила на внутреннюю часть крышки (Фото 18).

Как только вся коробка просохла, покрыла лаком всю коробку (Фото 19).

Приклеила тесьму по краю крышки коробки на клей для столярных изделий (Фото 20).

Внутри коробки, на стыке разных салфеток, закрыла шов, приклеив тесьму (Фото 21).

Покрасила пуговицу в тон цветов (Фото 22), оставила сушить. Пока пуговица сохла, из тесьмы сделала петлю, скрутив края в улитку (Фото 23).

Клеевым пистолетом приклеила петлю к крышке коробки (Фото 24, 25).

Точно также приклеила пуговицу, в отверстия которой продёрнула тонкий шнурок (Фото 26).

Коробка для рукоделия готова (Фото 27).

Можно складывать в эту шкатулку любые мелочи для своего хобби.

Самодельный музыкальный инструмент кантеле

Евросамоделки – только самые лучшие самоделки рунета! Как сделать самому, мастер-классы, фото, чертежи, инструкции, книги, видео.

  • Главная
  • Каталог самоделки
  • Дизайнерские идеи
  • Видео самоделки
  • Книги и журналы
  • Форум
  • Обратная связь
  • Лучшие самоделки
  • Самоделки для дачи
  • Самодельные приспособления
  • Автосамоделки, для гаража
  • Электронные самоделки
  • Самоделки для дома и быта
  • Альтернативная энергетика
  • Мебель своими руками
  • Строительство и ремонт
  • Самоделки для рыбалки
  • Поделки и рукоделие
  • Самоделки из материала
  • Самоделки для компьютера
  • Самодельные супергаджеты
  • Другие самоделки
  • Материалы партнеров

Самодельный музыкальный инструмент кантеле

Делюсь с вами процессом создания кантеле, музыкального инструмента, родственного гуслям, распространённого в Карелии и Финляндии. В конце поста – видео со звуком.

1) Разметка будущего инструмента на сосновой доске.

2) Выпиливание заготовки.

3) Изготовление резонаторной полости.

Саму полость я выбирал с помощью резцов по дереву, затем гравером и наждачной бумагой убрал все неровности.

4) Придание корпусу окончательной формы, просверливание отверстий для колков.

5) Изготовление деки.

Материал для деки- сосновая доска, которую мой знакомый распустил на станке на тонкие дощечки. Далее следовала разметка, придание заготовке окончательной толщины с помощью рубанка и шлифовальной машинки, выпиливание деки.

После этого в корпусе инструмента был вырезан паз для деки.

Далее я приклеил к деке пружины, вырезал резонаторное отверстие и приклеил деку к корпусу.

6) Изготовление струнодержателя.

7) Шлифовка инструмента и покрытие морилкой.

8) Изготовление колков.

Материал – дуб. После разметки я выпилил грубые заготовки, которым я придал форму с помощью рашпиля и стамески, затем на шлифовальном круге придал колкам окончательный вид, просверлил отверстия для струн. Также я решил сделать ключ для настройки.

9) Заключительный этап – установка струн (использовал гитарные).

Источник: pikabu.ru/story/diy_kantele_6485768

Смотрите также:

  • Изготавливаем электрогитары своими руками из одной доски
  • Лестница в подвал на металлическом каркасе своими руками
  • Подстаканник в стиле стимпанк своими руками
  • Как сделать красивую калитку с элементами ковки
  • Самодельная двухъярусная кровать-грузовик для детей

EuroSamodelki.ru – это огромное количество самоделок, которые сопровождаются подробными иллюстрированными инструкциями для самостоятельного изготовления. В нашем каталоге насчитывается уже более 3500 самоделок. Присоединяйтесь к нам, вступайте в нашу социальную группу ВКонтакте. Мы Вас ждем! Сделайте что-нибудь полезное для себя, для своего дома, для своих близких.

Делайте самоделки своими руками как мы, делайте лучше нас!

Как сделать кантеле

О кантеле в Карелии слышали, пожалуй, все. А кто делает эти музыкальные инструменты? Оказалось, в Карелии всего два таких мастера. С одним из них, Александром Фроловым, «Моя газета» встретилась в мастерской национальных инструментов нсамбля «Кантеле» и поговорила о его необычной профессии.

– Когда вы сделали первое кантеле?
– 25 лет назад меня попросили сделать йоухикко (национальный инструмент финнов, немного напоминающий скрипку. – Прим. ред.). И меня заинтересовал процесс – вторым инструментом стало кантеле.

– А вас учил кто-то?
– Нет. Всё сам, по книгам. Уроки брать было не у кого. Интернета не было: я всё, что нашёл, штудировал, анализировал, съездил в Питер в музей, посмотрел всё, послушал записи.

– Сколько примерно инструментов вы сделали за жизнь?
– Не считал точно. Сотни.

– А в год?
– До 50 штук. Но я еще занимаюсь реставрацией.

– Много ли в Карелии ваших коллег – мастеров-создателей кантеле?
– В Петрозаводске есть еще один мастер. А мастерских кроме нашей в Карелии нет. В силу того что мы находимся при ансамбле, есть возможность сразу проверить, услышать мнение. В какой-то степени это лаборатория. Чаще всего делаю кантеле для ансамблей здесь, в Карелии. Единичные заказы люди делают для себя, бывает, обращаются из разных стран мира.

– Каков процесс создания инструмента?
– Главное – найти материал. Это извечная проблема у нас в Карелии. Мне не удаётся купить нормальную ель, потому что все хотят продать вагон, а несколько досок купить – это всегда проблема. Есть хороший человек, который мне помогает, даёт древесину. Он привозит мне грузовик (6 кубометров) и говорит: «Выбирай». Качество разное… Я выбираю, что мне подходит. Потом сортирую, чтобы сучков не было, пилю. 80% времени уходит на всю эту подготовку! Тут не до творчества. Отходов много: что-то отправляю на дрова, что-то – на стружку. Дальше с помощью лекала, шаблонов работаю, чтобы не ошибиться и собрать
правильную деку.

– Кантеле делают всегда из ели?
– Ель – самое музыкальное дерево. Есть такое понятие, как акустические свойства древесины. Еще у сосны и кедра хорошие показатели. Ель хорошо обрабатывается – она несмолистая, зато сучков очень много, а нужно выбирать доску без сучков. У сосны сучков мало, но она смолистая. Деки делают обязательно из ели. Струны всегда стальные.

Александр берет кантеле и играет.

– На этом инструменте что ни сыграешь, всё правильно. На таких играли деды. Раньше и колки были деревянными.

– Здесь кантеле с разным количеством струн. Их может быть сколько угодно?
– Каждый делал инструмент для себя, в Карелии больше семи струн не было. У нас в ансамбле с 80-х годов сложилось пять струн. Как было тогда, так и осталось. Сейчас я делаю семиструнные, они интереснее по тембру. Я постепенно провожу политику, что надо от пятиструнных отойти.

Читайте также:  Многоярусное кашпо для цветов своими руками (фото, мастер-класс)

– Сколько стоит кантеле?
– Пикколо (маленькое кантеле) стоит 3 тысячи, кантеле – 8, 10, 13 тысяч, а вот эти – 50–60 тысяч.

– Насколько важен хороший музыкальный слух для мастера?
– Слух для всех важен, и у меня слух хороший. Но настраивают инструменты тюнерами.

– У вас есть помощники?
– Нет, никого. В 90-х в педагогическом институте готовили мастеров на факультете технологии и предпринимательства. Я там преподавал. Хорошо, что делали не табуретки, а что-то более живое, это популяризировало инструмент. Делали кантеле и учились на них играть. У учителей труда был целый ансамбль – «Джинс-кантеле», им руководил Сергей Стангрит. Много выступали на фестивалях и концертах.

– А в подмастерья к вам просятся?
– Передавать что-то кому-то – это не моя задача. Если бы это было моё частное предприятие, то да, а здесь интерес должен быть не мой, а государства. Это моя позиция. Если только Министерство культуры проявит инициативу, найдет финансирование, то я готов обучить. И человек должен прийти не с улицы, а уже обученный ремеслу, общению с древесиной и оборудованием, с навыками работы ручным инструментом, тогда есть смысл передать ему умение. Были тут пару человек, приходили, узнавали зарплату, уходили…

Записала Услада САФРОН, Специализированная школа искусств
Фото Георгия ЛАРИОНОВА

Кантеле / Kantele

Китайский цинь, удмуртский крезь и русские гусли — всё это родственники кантеле. По версии «Калевалы», сотворил певучий короб вековечный Вяйнямёйнен. И с тех самых пор карельские музыканты извлекают из него нечеловеческую музыку.

Рунический напев исполняет Ирина Шишканова, кантелистка, заслуженная артистка Карелии и России.

В Доме кантеле Ирина начала работать почти двадцать лет назад: на вахте. Когда в ансамбле освободилось место, заняла его, и с тех пор собрала множество наград и регалий.

Для вас Ирина исполняет собственное произведение, написанное по мотивам рунического напева Калевальского района.

Инструмент / Soitin

Кантеле — самый известный и, по-видимому, самый древний из сохранившихся финских/карельских музыкальных инструментов. Ученые относят его к группе дощечных цитр — струнных щипковых инструментов, покорявших рок-н-ролльную публику Центральной Европы примерно в XVIII веке.

Один из самых близких родственников кантеле — русские гусли (которые тоже относят к цитрам). Почти наверняка известно, что само слово, от которого произошло название карельского инструмента, прибалтийско-финские народы взяли у славян. Другие родственники — литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, удмуртский крезь и даже китайский цинь и японское кото.

Оригинальное кантеле представляло собой деревянную доску с пятью струнами. Цельнодолбленый корпус поначалу делали из ольхи, струны — из конского волоса. Затем неумолимый прогресс заставил предка подойти к делу более утонченно: верхнюю деку стали изготавливать из ели (а иногда в одном инструменте использовали даже несколько видов древесины). Струны стали использовать не только «волосатые», но и жильные — а позже и металлические.

Со временем менялось и количество самих струн. Вместо изначальных пяти дерзкие инноваторы придумали кантеле с десятью, двенадцатью и даже шестнадцатью струнами. Сегодня — страшно сказать! — их число доходит до тридцати девяти, что некоторыми расценивается как музыкальное святотатство и полное неуважение к традиции.

Самую большую коллекцию исторических кантеле вы найдете в Национальном музее Карелии. Старинные инструменты часто черного цвета. Дело не в древности предмета, а в способе консервации древесины: готовый короб мастера коптили в дыму (например, в бане по-черному).

Кантеле, 1888 г. Место изготовления — Карелия. Зарегистрировано в документации Национального музея РК в 1929 году как «коллекция старых поступлений» за № 77-5

Благодаря копчению поры дерева закрываются, древесина становится более плотной, приобретает особый тембр звучания. Опять же защита от жучков. Порой инструмент даже не коптили, а просто тонировали с помощью краски.

Миф / Starin

По преданию, не верить которому оснований нет, первое кантеле создал старый мудрый Вяйнямёйнен. В творческом своем акте он использовал зубы и челюсти огромной щуки, которую карел почему-то называл речной собакой. Струны будущий песнопевец сделал из «волос коня у Хийси».

Потом Вяйнямёйнен долго просит каждого встречного сыграть на кантеле что-нибудь душевное — ни у кого не получается. Дошло до того, что один из собеседников посоветовал изобретателю утопить свое творенье. Тут не выдержало само кантеле, начавшее человечьим голосом молить о пощаде. Именно оно, кантеле, и подало первую здравую идею: «Пусть на мне играет мастер». Вяйнямёйнен то есть, который до этого по неведомым причинам за струны не брался.

Провел рунопевец рукой по струнам — и сразу всем новый инструмент понравился. Послушать музыку прибежали звери, прилетели птицы, приплыли рыбы.

«Калевала», художник Мюд Мечев

Позже первое кантеле все же уходит под воду, но Вяйнемёйнен создаст новое — из карельской березы. И об этом пойдет речь в 44-й руне.

Siitä vanha Väinämöinen
Koivun soitoksi kuvasi.
Veisteli kesäisen päivän,
Kalkutteli kanteletta
Nenässä utuisen niemen,
Päässä saaren terhenisen.
Veisti kopan kanteletta,
Emäpuun iloa uutta,
Kopan koivusta lujasta,
Emäpuun visaperästä.

Вековечный Вяйнямёйнен
Сотворил певучий короб.
Целый летний день трудился,
Кантеле строгал упорно
Там, на мысе вечно мглистом,
Там, на острове туманном.
Вытесал певучий короб,
Сделал кантеле основу,
Создал новую отраду
Из березы свилеватой.

Калевала. Песнь 44.
Перевод Э. Киуру, А. Мишин

История / Histourii

Сколько лет кантеле на самом деле, никто сказать не может. Есть версии о нескольких столетиях истории, есть — о двух тысячелетиях.

Что касается попадания инструмента в нынешнюю Карелию, то есть две версии. По первой, кантеле сначала занесли из балтийского региона в Западную Финляндию и только оттуда оно добралось до Карелии. Другая версия утверждает, что в Карелию финские гусли попали напрямую из Балтии.

Одно из старейших доживших до нашего времени кантеле, как считают историки, было изготовлено в самом конце XVII века. В длину оно насчитывает 73 сантиметра, в ширину — до двенадцати.

Спустя сто лет прибывший в Карелию губернаторствовать Гаврила Державин писал: «…лопляне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Долгое время кантеле был инструментом диатоническим, то есть на нем можно было воспроизводить только диатонический звукоряд. На таком кантеле удобно исполнять народную музыку.

Элиас Лённрот был первым, кто сумел создать хроматическое кантеле. Первые два экземпляра он изготовил в тридцатых и сороковых годах XIX века. Одно из них сохранилось до сегодняшнего дня. Струны находятся на двух уровнях — те, что соответствуют черным фортепианным клавишам, ниже остальных. Стержень кантеле был заменен подставкой.

Главное практическое отличие хроматического кантеле в том, что на нем можно исполнять не только народную, но и академическую музыку.

Элиас Лённрот унаследовал свой талант музыкального мастера от деда. Всего изготовил более двадцати кантеле и большую часть раздарил друзьям. А уж играл на инструменте врач и собиратель фольклора ежедневно: между завтраком и часами научной работы.

Автор «Калевалы» мечтал продвинуть кантеле в массы — в первую очередь, конечно, в школы. «И, хотя не у всех детей есть талант к исполнительству, вряд ли кто не согласится», писал Лённрот.

В Карелии сегодня есть школа, где идея Лённрота живёт и побеждает: в Вокнаволоке на кантеле умеет играть каждый из сорока учеников деревенской школы. И никто не отказывается!

Традиция / Perindö

В России серьёзным исследователем кантеле стал уроженец Воронежа Виктор Гудков. Карельский музыкальный инструмент он впервые увидел в тридцатые годы двадцатого века в Кандалакше, где работал редактором газеты. Кантеле молодого человека впечатлило настолько, что он разработал проект усовершенствования инструмента и занялся организацией кантеле-оркестров. Благодаря этой работе его приняли в Карельский научно-исследовательский институт.

Читайте также:  Вязаный свитер + табуретка = мягкий стульчик

Несколько лет подряд Гудков ездил в фольклорные экспедиции. И больше всего внимания уделял кантеле.

Виктор Гудков. Петрозаводск, 1937. Фото: Г. Анкудинов (из Национального архива Карелии)

— При внимательном, любовном изучении его выяснилось, что кантеле никогда не умирало, что в различных районах Карелии живут замечательные мастера игры на кантеле, что в Пряжинском, например, районе кантеле можно найти почти в каждой деревне, а в некоторых деревнях — почти в каждом доме. Выяснилось, что кое-где кантеле заменяет гармонику, сопровождая танцы на деревенских вечеринках, а в Пряже местный радиоузел еще в 1933 году транслировал игру местного кантелиста-виртуоза С.И. Тупицына, — писал Виктор Пантелеймонович Гудков в середине 30-х.

Со временем Гудков по-настоящему усовершенствовал кантеле (сам он делал только чертежи, непосредственной изготовкой занимались столяры). Его первый инструмент получился 14-струнным, с металлическими колками и двойным углублением на колодке. Инструмент до наших дней сохранился только на очень плохих фотографиях и в схемах самого автора.

Вскоре Гудков, одержимый идеей создания кантеле-оркестра, придумал альт-, бас- и прима-кантеле. Последними по его чертежам были изготовлены контрабас- и пикколо-кантеле. Получился настоящий оркестр.

Ансамбль «Кантеле» / Ansamb’lu «Kantele»

Всё началось с основанного Виктором Гудковым в 1932 году кружка кантелистов при Доме народного творчества в Петрозаводске. Занимались там преимущественно старшеклассники финно-угорской школы и студенты педагогического института.

Через пару лет участники кружка стали давать концерты, а летом 35-го президиум ЦИК Карельской АССР постановил создать тот самый «Оркестр кантеле», о котором мечтал Гудков. В него вошли не только занимавшиеся в кружке любители, но и несколько профессиональных музыкантов со стороны.

Весной 1936 года оркестр занял первое место на всесоюзном радиофестивале. После этого крутость музыкантов осознали даже в партии, которая через некоторое время издала решение о создании ансамбля. Отсюда и «официальная» дата рождения коллектива — 1 июня 1936-го.

Первые артисты ансамбля «Кантеле». Фото из Национального архива Карелии

Первое время ансамбль, как и задумывал его создатель, представлял собой «художественно-этнографическую организацию», собиравшую, хранившую и распространявшую карельский фольклор в его песенной и танцевальной части. Постепенно завязалось сотрудничество с профессиональными композиторами — Леопольдом Теплицким, Рувимом Пергаментом, Гельмером Синисало.

Во время Зимней войны ансамбль дал серию концертов в частях Красной армии, выступал на линии фронта. Артистам приходилось не только постоянно передвигаться невдалеке от боевых действий, но и, например, помогать в строительстве оборонительных сооружений.

Во время Великой Отечественной ситуация была сложнее, ансамбль решили эвакуировать. Несколько месяцев артисты провели в «гастрольной эвакуации»: передвигаясь в специальном вагоне, они выступали в гоститалях, военных училищах, на предприятиях. В этих гастролях, в январе 42-го, умер Гудков. Руководить ансамблем стал главный дирижер Яков Геншафт.

Мастер / Soittimien muasteri

Сегодня «Кантеле», национальный ансамбль песни и танца Карелии, сохраняет не только музыкальные традиции. В Доме кантеле работают и мастерская костюма, и мастерская музыкальных инструментов.

Александр Фролов, мастер Дома кантеле, сегодня обеспечивает музыкальными инструментами весь оркестр. На кантеле, созданных руками Александра, играют по всей России, в Японии и даже в Австралии.

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Алиса Агранович, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Николай Смирнов, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер
Михаил Проскалов, режиссер
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского» — национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

15 музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками

  • сделай сам
  • музыкальные инструменты
  • своими руками
  • досуг
  • свободное время
  • подборка

15 музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками

Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из самых необычных способов — сделать музыкальный инструмент самим, вместе с ребёнком. Тем более что самостоятельно можно смастерить целый оркестр. Про 15 самых простых в изготовлении инструментов рассказала автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art.

Мэгги, автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art:

«Музыка — это то, чем я вдохновляюсь и чем стараюсь делиться со своими детьми. Недавно я взялась снова играть на пианино, просто чтобы подать детям пример. Но одного музыкального инструмента мне показалось мало, и я подумала, почему бы не сделать ещё несколько инструментов вместе с детьми. Пока у нас получилось 15, но, думаю, это только начало».

Колокольчики на картонной трубе

Колокольчики на картонной трубе — прекрасное изобретение с сайта Mini Eco. Это один из самых любимых инструментов у детей. Все мы любим колокольчики, а эти выглядят просто великолепно.

Колокольчики на ножках

Если вы любите колокольчики так же, как их любим мы, можете изготовить симпатичные колокольчики для ног, которые отлично подходят ещё и для танцев под музыку.

Простые барабаны

Вот такие простые барабаны из жестяных банок мы делали несколько месяцев назад на Red Ted Art. Добавьте немного клейкой ленты, и дети сами смогут нарисовать на барабане геометрические узоры или то, что им вздумается.

Больше барабанов

Ещё одна простая и замечательная идея, как сделать барабаны из жестяной банки и воздушного шарика. Делается это очень быстро и может использоваться как барабан или шейкер. Можно оставить банку нераскрашенной, а можно пофантазировать — как вам больше нравится.

Барабан-океан

Мне нравится идея этого барабана. Это самодельный инструмент, который может издавать два вида звуков — звук барабана и звук, похожий на шум моря или океана. Невероятная идея Kinder Art.

Водный ксилофон

Классическая забава для детей, идеальная для развлечения в дождливый день, — водный ксилофон от Little Page Terners. Естественно, необязательно, чтобы он был всех цветов радуги, подойдёт и обычная вода.

Кастаньеты

Другой музыкальный инструмент, который можно сделать своими руками — эти очаровательные маленькие и простые кастаньеты от Suite 101. Идеально подойдут для того, чтобы попрактиковаться с ритмом.

Кастаньеты-крокодильчики

Я уже давно полюбила этих очаровательных крокодильчиков. И они как нельзя лучше подходят для этого списка. Эти крокодилы, которые могут издавать щёлкающие звуки, можно использовать в качестве кастаньет.

Палочки для ритма

Эти очаровательные палочки я нашла на сайте Skip to My Lou. Думаю, этот музыкальный инструмент можно сделать даже с малышом: он может раскрасить его как душе угодно.

Тамбурин

Как насчёт самодельного тамбурина от Family Fun? Думаю, это гениально! Для изготовления лучше использовать пяльцы для вышивания и металлические крышки от бутылок.

Бубен на палочке

Этот прекрасный бубен на раздвоенной палочке от Family Fun я люблю даже больше, потому что это ещё и отличный способ вторичного использования вещей.

Целая группа

Delightful Learning сделали целый набор музыкальный инструментов. И я не знаю, какой из них мне нравится больше! Ксилофон из карандашей — это гениально, а банджо — просто уморительно. Тамтамы сделаны очень изобретательно, а ещё я люблю рожок. Замечательный ресурс, на котором собрано много инструментов.

Свирель из соломенных трубочек

Какие же чудесные звуки издаёт эта простая свирель от Deceptively Educational. Мы попробуем сделать её ещё раз, потому что это безумно просто и у нас много соломенных трубочек.

Губная гармошка

Я только начала задаваться вопросом, как сделать губную гармошку для детей, как тут же наткнулась на этот пост на сайте Mom 2 Two Posh Lil Diva’s. Блестяще!

Рог-шофар

Ещё одна неожиданная и вдохновляющая идея музыкального инструмента, о которой можно узнать здесь.

Ссылка на основную публикацию